Елизавета Цыденова
План самообразования «Подготовка старших дошкольников к школьному обучению» на 2019–2020 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.
Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Публикация «План самообразования „Подготовка старших дошкольников к школьному обучению“ на 2019–2020 учебный год» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Ребенок овладевает разговорной речью, и это обусловливает некоторые особенности усвоения средств его родного языка.
Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, но и рассказать о каком - то событии, явлении, описать его, о последовательности событий.
Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т. е с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.
Слово - как грамматическая единица - это система всех его форм с их лексическими и грамматическими значениями. Наблюдая окружающий мир, ребенок фиксирует свои знания о нем не только в лексике, в грамматике, но и учится анализировать слова, а затем читать.
Проблема обучения грамоте в детских садах в России не является новой. Вплоть до 1944 г. предусматривалось обучение грамоте детей от 7 до 8 лет. С 1944 г., когда школа перешла на обучение с семилетнего возраста, и до 1962 г. вопрос об обучении дошкольников чтению и письму в программе детского сада не ставился.
Вместе с тем психологические и педагогические исследования (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Е. И. Тихеева, Ю. И. Фаусек, Р. Р. Сонина и другие, опыт детских садов, семейного воспитания показали необходимость и возможность более раннего обучения детей грамоте. Во второй половине 50-х гг. под руководством А. П. Усовой и А. И. Воскресенской была проведена большая экспериментальная работа с целью изучения особенностей, содержания и методики обучения чтению и письму детей шести лет. На ее основе в «Программу воспитания в детском саду» (1962) был включен раздел «Обучение грамоте», который предусматривал обучение чтению и письму детей подготовительной к школе группы на неполном алфавите. При апробации программы ее содержание по ряду причин (отсутствие квалифицированных кадров, недостатки разработанной методики, слабая материальная база) претерпевало существенные изменения: сначала было исключено обучение письму, а затем и чтению.
Цель: Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов.
Задачи образовательной деятельности:
1. Учить детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать,
дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении
(твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие,
сонорные).
2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с
заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком,
формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;
3. Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.
4. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.
5. Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать
печатные буквы.
Планируемые результаты (в виде целевых ориентиров)
-хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение».
-дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
-различать гласные и согласные звуки;
-осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;
-выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы.
- по слоговые и слитные способы чтения
План работы на 2018 – 2019 уч год
Месяц Формы работы Пополнение предметно-пространственной среды Изучение методической литературы по теме СО
(автор, название, год издания, издательство)
с детьми с педагогами с родителями
сентябрь Подбор наглядного материала с картин ками на разные звуки
Консультация для педаго гов «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста» Беседа «Артикуля ционная гимнастика» Подбор и изготовление картотеки дидактических игр по обучению грамоте Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж 2009г.
октябрь Использование новых дидактических игр по обучению грамоте
Консультация для педаго гов «Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста Оформление консультации для родителей «С чего начинать обучение чтению» Изготовление дидактичес кого материала «Звуковые домики», «Найди место звука в слове», «Схемы слов». Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» «Детство – Пресс 2000г
ноябрь Подбор материала по формированию графи ческих умений.
Консультация для педаго гов «Формирование анали тико-синтетической актив ности дошкольника, как предпосылки обучения грамоте». Беседа «Как подгото вить руку к письму?» Пополнить картотеку с артикуляционной гимнас тикой. Оформление карто теки с пальчиковыми игра ми. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет. ООО «ТЦ –Сфера»2014г
декабрь Использование паль чиковых игр отчет о проделанной работе за 1 полугодие Оформление консуль тации для родителей «Развитие мелкой мо торики у детей» Пополнение коллекции обводок и штриховок. Волчкова В. Н. Конспекты занятий в подготовительной группе. Воронеж 2010г
январь Знакомство с обводка ми и штриховками Презентация «Роль фонема тических процессов в подго товке к обучению грамоте. Использование специаль ных символов в играх по формированию навыка зву кового анализа». Оформление консуль тации для родителей «Игры с буквами для дошколят»
Изготовление дидактичес ких игр: «Слоговые табли цы», «Составь слово» Гаврина С. Е. Развитие речи. Школа дошколят. Москва Росмен 2014г
февраль Обновление обводок, штриховок. Консультация для воспита телей «Учимся играя. Систе ма игр и упражнений по обучению детей грамоте» Беседа «Определение гласных звуков» Пополнение картотеки с чистоговорками и скорого ворками. Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.
март Обновление наглядно го материала на звуки Мастер – класс по подго товке дошкольников к обу чению грамоте Беседа «Определение согласных звуков. Их классификация» Изготовление дидактичес ких игр Журова Л. Е, Варенцова «Обучение грамоте. Конспекты.
апрель Досуг «В стране зву ков» Консультация для воспита телей «Учимся играя. Систе ма игр и упражнений по обучению детей грамоте» Оформление памятки для родителей «Стра на букв» Подбор материала для проведения итогового мероприятия: Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.
май Анализ работы.
Отчет о проделанной рабо те Итоговое родительс кое собрание Отчет о проделанной рабо те Отчет о проделанной рабо те
Методическая литература
1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж 2009г.
2. Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» «Детство – Пресс 2000г
3. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет. ООО «ТЦ –Сфера»2014г
4. ВолчковаВ. Н. Конспекты занятий в подготовительной группе. Воронеж 2010г
5. Гаврина С. Е. Развитие речи. Школа дошколят. Москва Росмен 2014г.
6. Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.
7. Журова Л. Е, Варенцова «Обучение грамоте. Конспекты.
8. Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.