Кочкина Анастасия Александровна
План саморазвития «Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уделить особое внимание развитию детской речи по средствам дидактических игр. Формирование устной речи и навыков речевого общения.
Задачи:
-развитие свободного общения со взрослыми;
-учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;
-составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
Актуальность:
Темочки:
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно - психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т. е. овладение речью у него находится в прямой зависимости от речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома и в детском саду ребенок слышал правильную грамотную речь.
Этапы реализации:
Подготовительный (сбор информации по проблеме)
-изучить литературу по данной теме;
-составить картотеки по речевому развитию;
-повысить интерес родителей к развитию речи детей;
-подготовить консультации и памятки для родителей по данной теме;
Организационно-диагностический
-установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;
-подборка консультаций для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»;
-пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пастушкам;
-повышение интереса и эмоциональной отзывчивости детей к устному народному творчеству;
-заинтересованность родителей в вопросе развитии речи детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки, стихи, сказки, загадки и объяснять им их смысл;
Результативный – итоговый
-сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества;
-словарь детей к концу года обогатится новыми словами, выражениями;
-обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Методы и формы работы:
Наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.
Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, и поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы: дидактические игры, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры.
Предполагаемые итоги реализации
-совершенствование образовательного процесса;
-активизация речевой деятельности младших дошкольников;
-улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;
-повышение профессионального уровня и компетентности педагога;
-установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;
-подборка консультаций для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»;
-пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пастушкам;
-повышение интереса и эмоциональной отзывчивости детей к устному народному творчеству;
-заинтересованность родителей в вопросе развитии речи детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки, стихи, сказки, загадки и объяснять им их смысл.
-картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию речи у детей раннего возраста;
Методическая работа:
-выбор и определение темы самообразования;
-планирование работы по теме самообразования;
-определение цели, задач, подбор методической литературы, работа с картотекой методического кабинета;
- изучение опыта педагогов на интернет сайтах;
-диагностика знаний и умений детей в данной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции;
-изучение психологических особенностей развития детей раннего развития;
-знакомство, изучение, анализ литературы, видео и аудиоматериалов;
-консультация со старшим воспитателем по выбранной теме.
Методическая литература:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. М. ; Мозайка-Синтез, 1999 г.
Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии № 06 / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1966. - с. 17 – 25.
3. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трёх лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996 г.
4. Гербова В. В. Развитие речи в ясельных группах детского сада (2 – 3года). Конспекты занятий с детьми 2-3 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022.-120 с.
5. Гербова В. В. Максаков А. И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. М. ; Просвещение, 1986 г. – 128 с.
Григорьева Г. Г. «Играем с малышами», Кроха, Москва «Просвещение», 2003г., с. 58-70
7. Найбауэр А. В., Куракина О. В. Развивающие игровые сеансы в ясельных группах детского сада. Конспекты занятий с детьми 1-3 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. – 336 с.
8. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. Санкт-Петербург, Дельта, 1999 г Четвертаков К. В. «Играем вместе» Развивающие игры для малышей. ТЦ Сфера, 2015г. (От рождения до трех).
Печора К. Л. Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению. Ребёнок в детском саду, № 4, 2001 г.
Пикулева Н. Уговорушки. «Дошкольное воспитание», № 5, 2001 г
Погудкина И. С. «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста» (с 1 года до 3-х лет,ООО «Издательство «Детство-пресс», 2019г.
11. Танцюра С. Ю. «Вместе с малышом» Игры и упражнения для развития речи детей, ТЦ Сфера, 2015г.
12. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. М. Творческий центр, 2001 г.