ИРИНА БРИТКОВА
План самообразовательной работы воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Тема самообразования:
«Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством
занятий квиллингом»
Группа разновозрастная от 4,5 до 7 лет
Учебный год – 2019-2020гг.
Цель:
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающие:
• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
Публикация «План самообразовательной работы воспитателя» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
• Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
• Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Актуальность:
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Эти занятия имеют художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Оно предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Предполагаемый результат:
– Дети научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
– научатся следовать устным инструкциям;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством бумагокручения;
Форма самообразования – индивидуальная
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- Изучение литературы по теме
- Посещение НОД у педагогов своей д/группы и других ДОУ г. Уржума.
- Посещение семинаров, педсоветов, конференций.
- Самоанализ и самооценка НОД в своей группе.
- Проведение открытых мероприятий.
Практический вывод:
Выставка детских работ
Разделы плана:
Сроки Содержание
работы Где применила
В течение года - чтение методической литературы: предметной и педагогической
- обмен опытом с коллегами
- обзор в интернете информации по образовательным областям
- общение с коллегами в д/группу, районе, городе, интернете; изучение их опыта; обмен собственным опытом с коллегами
- участие в конкурсах, проводимых в д/ группе
- работа с родителями Совместные показы НОД; выставки рисунков, поделок и т. д.
Сентябрь Познакомить с правилами техники безопасности при работе с ножницами, клеем, бумагой.
Беседа по данной технике, показ презентации, ознакомление с техникой квиллинг.
Предложение детям совместно с родителями найти информацию по данной теме и рассмотреть различные иллюстрации.
Знакомство с правилами техники безопасности при работе с ножницами, клеем, бумагой.
Консультация для родителей «Влияние занятий квиллингом на развитие мелкой моторики рук»
Октябрь -Подбор материала, необходимый для работы с родителями, коллегами.
-Разработка перспективного плана для старшей группы по теме самообразования
-Просмотр презентации мастер-класс с использованием ИКТ «Техника Квиллинг».
-Сбор информации в доступных источниках.
Интернет
Спец. литература
Ноябрь - Анкетирование родителей «Как вы развиваете творческие способности своих детей?»
- Рекомендации для родителей на тему: «Развитие творческих способностей детей в домашних условиях»
- Изучение литературы по теме самообразования:
Давыдова Г. Н.» Бумагопластика. Цветочные мотивы.» – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
- Индивидуальные беседы с родителями о специфике занятий квиллингом Беседы с родителями
Интернет
Декабрь - Практикум для родителей «Чудеса квиллинга»
- Выставка совместных работ детей и родителей
«Зимние пейзажи»
- Изучение литературы по теме самообразования (см. приложение)
Интернет
Спец. литература
Январь - Проведение недели квиллинга. Подведение итогов.
- Проведение открытых просмотров по теме самообразования.
- Изучение методической литературы по теме самообразования (см. приложение)
Интнрнетресурсы
Февраль - Изготовление объёмных открыток из квиллинга для поздравления пап.
- Изучение методической литературы по теме самообразования (см. приложение)
Интернетресурсы
Март - Создание информационного стенда «Мир квиллинга»
- Проведение мастер-класса для педагогов «Квиллинг в цветах»
- Изучение методической литературы по теме самообразования (см. приложение)
Интернетресурсы
Апрель Создание мини - библиотеки из литературы и альбомов по квиллингу
- Проведение развлечения для детей «Бал во дворце короля «Квиллинг»»
- изучение методической литературы по развитию творческих способностей у детей посредством занятий квиллингом Интернетресурсы
Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования за год:
-Совместное оформление презентации «Волшебный квиллинг».
-Организация выставки.
(Вместе с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки.
Развивать интерес к изготовлению поделок в технике «квиллинг»).
-Участие в оформлении презентации.
-Подготовка работ для выставки. Оформление выставки.
-Знакомство с творческой деятельностью детей через презентацию.
Вывод:
- техника квиллинга способствует всестороннему развитию детей, в том числе учит согласованности в работе рук и глаз, совершенствованию координации движений, гибкости и точности движений.
- большое влияние техника квиллинга способствует развитию восприятия, внимания: повышает его устойчивость, формирует произвольность.
Квиллинг (бумажная филигрань) предполагает творческий поиск, возможность добиваться более совершенных результатов.
Техника квиллинга способствует воспитанию характера ребенка. Изготовление поделки требует волевых усилий, при этом у детей формируется целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, оценивать собственную деятельность.
Литература:
1. Давыдова Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
3. Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С. В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.
4. О. С. Кузнецова, Т. С. Мудрак. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз», 2009 г.
5. Докучаева Н. И. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.
6. 1. А. Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.
7. 2. Р. Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. - "Росмэн", Москва 1996.
8. 3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.
9. 4. Д. Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С. -Петербург 1998.
10. http:/stranamasterov.ru
Список литературы рекомендуемой и используемой для детей:
1. А. Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.
2. Р. Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. - "Росмэн", Москва 1996.
3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.
4. Д. Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С. -Петербург 1998.
5. Бич Р. Большая иллюстрированная энциклопедия (Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - "Просвещение", Москва 1991.
7. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.-"Просвещение", Москва 1982.
Приложение