Ирина Борисовна Федяева
План самообразования «Эффективные форматы просвещения родителей. Инновационные формы работы с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №180».
Федяевой Ирины Борисовны
воспитатель высшей квалификационной категории
Тема: Эффективные форматы просвещения родителей.
2024 г
Содержание:
№ Содержание Страница
1 Актуальность 3
2 Цель, задачи 3
3 Литература 4
4 Ожидаемый результат 4
5 Описание технологий; 5
Технология «Мировое кафе» 5
«Лаборатория сказок (историй)» 7
Публикация «План самообразования „Эффективные форматы просвещения родителей, Инновационные формы работы с родителями“» размещена в разделах
- План работы с родителями
- Планирование. Планы работ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Фото поиск 7
«Эвристические вопросы» 7
Мини эксперимент 7
Коллективная запись 7
Тематические акции 7
Телефон доверия 8
Родительская почта 8
Дневник группы 8
6 Выход темы (представление практического применения) 8
1. Актуальность.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не при-носит позитивных результатов. Я пришла к выводу, что необходимо «включить» роди-телей в воспитательно-образовательный процесс. Убедившись, что родители не проявляют интереса к традиционным мероприятиям в группах я решила подробно изучить современные, инновационные методики и технологии по работе с семьями воспитанни-ков.
«Союз педагогов и родителей — залог счаст-ливого детства» — это лежит в основе Про-граммы взаимоотношения детского сада и се-мьи. Этот принцип взят из «Манифеста воспи-тателей России», который был принят на фору-ме «Ориентиры детства» 20 августа 2018 года.
2. Цель, задачи.
Основная цель взаимодействия детского сада с семьями воспитанников — сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционально-го благополучия, создание условий для участия родителей (законных представителей) воспитанников в образовательной деятельности. Для того, чтобы взаимодействие с се-мьями воспитанников было эффективным, необходимо:
– взаимно информировать о ребенке и разумно использовать полученную информацию педагогами и родителями в интересах детей;
– обеспечить открытость дошкольного образования: открытость и доступность инфор-мации, регулярность информирования, свободный доступ родителей в пространство детского сада;
– обеспечить максимальное участие родителей в образовательном процессе; – обеспе-чить педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в во-просах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
– обеспечить единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образо-вательного учреждения и семьи.
Сейчас особую актуальность приобретают инновационные (нетрадиционные) формы и методы взаимодействия детского сада и семьи, что соответствует федеральному госу-дарственному образовательному стандарту дошкольного образования и Федеральной образовательной программе.
3. Используемая литература.
Абашкина, О. Что такое world cafe? [текст] // Справочник по управлению. – 2011 - № 2.- С. 44-56. Крутиков, Г. И. Формы организации занятий по технологии [текст] / Г. И. Кру-тиков // Школа и производство. – 1999 - № 2. – С. 24-25. Мартынова, А. В. Фасилитация как технология организационного развития и изменений [текст] // Организационная психология. – 2012 - № 2.- С. 53-91.
Принципы проведения world cafe Всемирного (интернационального) Кафе [электронный worldcafe-principles-rus.pdf
Решетников, сопровождение и методическая поддержка деятельность педагогов в условиях модернизации образования [текст] / В. Г. Решетников // Омский научный вестник. - 2013 - № 15 – С. 174-177.
Портал «Я – родитель» для ответственных родителей и всех, кто хочет ими стать (создан Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизнен-ной ситуации). Портал включает многочисленные консультации от специалистов для родителей, полезные подборки (информация о службах психологической помощи, познавательные блоги и передачи для детей, информация о семейном устройстве детей- си-рот, финансовая грамотность семьи, видео уроки).
Национальная родительская ассоциация. Портал, созданный с це-лью обеспечить эффективное сотрудничество общественных и государственных струк-тур, участие в формировании политики в интересах семей, защиту интересов семей сдетьми, материнства, отцовства, профилактики социального сиротства.
онлайн центр информационной поддержки родителей (создан Наци-ональной родительской ассоциацией совместно с Министерством образования и науки РФ). Портал включает следующие разделы: консультации и советы родителям (в области педагогики, психологии, семейного права, информационной безопасности, помощь детям в ситуациях, угрожающим жизни и здоровью, центры и программы родительско-го просвещения, конкурсы для родителей.
Навигатор для современных родителей. Федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей (создан в рамках реализации Национального проекта «Образование») Портал размещает актуальную информацию для родителей детей различных возрастных групп (от младенчества до подросткового возраста). Особое внимание уделяется поддержке родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (представлена информация об особенностях развития детей с ОВЗ, службах ранней помощи, особенностях организации образования детей с ОВЗ, психолого-педагогическому сопровождению ребенка и семьи.
4. Ожидаемые результаты.
- повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей;
- активизация традиционных и внедрение новых форм взаимодействия с семьей;
- повышение степени участия родителей в образовательной деятельности детского сада (в разработке и отборе программного материала);
- повышение уровня включения родителей в участии в различных мероприятиях группы и детского сада.
5. Описание технологий.
Для меня наибольший интерес для изучения и апробации на практике в своей возраст-ной группе вызвали следующие формы работы с родителями :
- технология «Мировое кафе». Цель: повышение психолого-педагогической компе-тенции родителей по проблеме успешности каждого ребенка в дошкольном учреждении, объединение и сплоченность родительского коллектива, привлечение родителей к ак-тивному взаимодействию с дошкольным учреждением, вырастает потребность в органи-зации семейного досуга.
Задачи: 1. Создать условия для творческого применения знаний родителей о взаимо-действии детей и родителей в семье, создать портрет родителя в глазах ребенка и порт-рет ребенка глазами родителей.
2. Выявить, что необходимо знать родителю о дошкольном учреждении, о мероприяти-ях, проводимых для детей и родителей в ДОУ.
3. Формировать у родителей умение логически рассуждать, аргументировать свою по-зицию. Взаимное обучение участников за счет сосредоточения и фиксации значительно-го объема знаний и опыта присутствующих по обсуждаемой теме.
Методы: мозговой штурм, диалог, для «хозяина кафе» наблюдение за участниками и помощь необходимая группам.
Новый метод взаимодействия с родителями «Мировое кафе», из наблюдений за семей-ными отношениями я наблюдала отрешенность некоторых родителей от участия в жизни группы и детского сада.
Алгоритм подготовки и проведения «Мирового кафе» заключался из нескольких эта-пов.
Первый этап: Зачем нам это нужно? Перед началом непосредственной подготовки ве-дущий должен четко представлять для себя ответы на следующие вопросы :
- Какой вопрос хотелось бы заявить для рассмотрения?
- Сколько будет участников? - Как долго можно проводить обсуждение?
- Сколько аспектов предполагаемой проблемы хотелось бы обсудить?
- Какие из них будут наиболее важными, какие будут стимулировать креативность? - Что представляется наиболее желаемым результатом обсуждения?
Второй этап: Как создать атмосферу?
1. Оформление приглашения для участников, в котором указана тема Кафе, которая будет обсуждаться.
2. Продумывается оформление помещения.
Третий этап: Как правильно спросить? Составление списка вопросов для Кафе. Это ключевой этап подготовки. Хорошо сформулированные вопросы притягивают энергию и наше внимание к тому, что действительно важно в обсуждаемой теме. Они не предпо-лагают немедленных действий, они предлагают изучение, а не защиту собственных убеждений. Обсуждаться может один или несколько вопросов, являющихся продолже-нием друг друга.
До проведения мероприятия нами была проведена предварительная работа, которая состояла из следующих этапов:
1. Рисуночный тест «Моя семья» с детьми и интерпретация методики.
2. Опрос детей и блиц-опрос родителей на тему «Дети глазами родителей, родители глазами детей».
3. Фотовыставка «Моя семья».
4. Анализ возможности участия родителей в жизни группы и ДОУ.
5. Приглашение родителей в Мировое кафе.
Мировое кафе проходит в зале оборудованным в кафе, там соответствующим образом уже расставлены столы, подготовлен необходимый материал: «скатерти» - ватманы, фломастеры, карандаши, стикеры, предоставленные темы обсуждений для каждого сто-ла, ноутбук с презентацией, на столах, чай, кофе, угощение к чаю. Присутствующие располагаются за столами, как и в обычном кафе. После приветственного слова, объяс-няется правила проведения «Мирового кафе». Мировое кафе – это технология, которая позволяет совместить приятное с полезным, перенести уютную атмосферу кофеен в се-рьезные собрания и сделать обсуждение комфортным, приятным, креативным и продук-тивным. Во время его проведения допускается и даже поощряется возможность свобод-но вести беседу за чашкой чая или кофе. Воспитатели «хозяевами кафе». Предлагают каждому столу, выбрать «хозяина» за столом, остальные - его «гости». Через небольшой отрезок времени, начальное время 10 минут, «гости» с «хозяином» отправляются к сле-дующему столику, они выступают «посланцами новых идей», «хозяин» же остается на месте и вводит новых пришедших к нему «гостей» в курс дела: презентует основные со-ображения, рассмотренные до этого. Работа продолжается с учетом всего, что подгото-вили предыдущие «гости». Последующие перемещения от стола к столу, проходило с интервалом семь минут. В зависимости от тем обсуждения на мероприятии продолжи-тельность «раунда» может достигать 30 минут. Проведение мероприятия рассчитано на час полтора. На последнем раунде все возвращаются за свой столик, обобщаются идеи, с которыми знакомятся все участники. Для рассмотрения вопросов в малой группе есть бумажные скатерти и куча фломастеров, все идеи фиксируются в любой форме - запись, рисунок, диаграмма. После полного прохождения «хождений» между столиками все оказываются за изначальным столом, подводят итоги всех гостей, обобщают мысли и выбирают пять наиболее значимых вариантов ответов. В конце работы устраивается «вернисаж бумажных скатертей» - результаты всех участников вывешивают для всеоб-щего ознакомления и обсуждения; возможны и другие варианты, например, все матери-алы собираются вместе, и издается Книга. Более интересным получается вариант вы-ступления участника(-ов) от каждого стола, с демонстрацией и озвучиванием выводов по каждой теме обсуждения.
Примерные темы обсуждения:
1 стол – Идеальные родители глазами детей.
2 стол – Дети в глазах родителей.
3 стол – Как помочь ребенку быть успешным в детском саду?
Участники групп записывают, рисуют свои мысли, обсуждают, в результате работы родители проявляют инициативу, убедительно доказывают своё мнение и демонстриро-вали творческий подход к обсуждаемым вопросам. Главная цель проведения «Мирово-го кафе» - привлечение родителей к активному участию в жизни группы, установлению доверительных партнерских отношений.
- Лаборатория историй (сказок); Выполнение родителями и детьми домашних зада-ний творческого характера (Наша библиотека. Книги для этой библиотеки создают ро-дители. Например, книга “Звездная сказка” - рассказы родителей о своих детях. Книга загадок о животных «Следы на снегу», оформление знакомых сказок создание своих ил-люстраций, придумывание сказок, придумывание окончание к уже знакомым сказкам, создание книг «Истории моей семьи», «Книга рецептов» и пр.); подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам, участие в них («Новый год», пьеса "Волк и коз-лята" и т. д.); выставки работ детей и родителей ("Наши любимые сказки", "Зимняя сказ-ка"); Сочинить собственную поговорку, стих, интервью, рекламу.
-Фото поиск - Форма ежемесячной работы с семьями воспитанников
Это решение проблемной ситуации (задачи, через фотографии. Воспитатель задаёт проблемную задачу во время образовательного события, и мотивирует ребенка на ее решение, которое можно найти с родителями за пределами сада
- «Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов : кто, что, где, чем, как, когда? на которые дети с родителями ищут ответы отправляют их воспитате-лям Примеры эвристических заданий. Придумать каждому дню недели, году, планете цвет, знак. Придумать известной сказке собственное продолжение. Составить викторину, кроссворд, задание, концертную программу, сборник упражнений для детей в своей группе, информационный листок. Описать музыку, подобрать музыкальное оформление (описание) явлению природы, периоду жизни, конкретному человеку.
- «Мини-эксперимент». Этот метод позволяет включить родителей в исследователь-скую деятельность, создать познавательный вопрос (направление познавательной дея-тельности) и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопыт-ство).
- «Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку (на листок). Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и определяет проблему в группе (с родителями, детьми). После этого приема организовывается «мозговой штурм» для решения пробле-мы (конфликтной ситуации).
- тематические Акции. В ходе реализации этих акций решаются задачи семейного воспитания: трудовое и патриотическое воспитание, физическое развитие, формирова-ние речевой культуры. Акции могут быть посвящены традиционным праздникам, таким, как День пожилого человека, День Матери, «Свеча памяти» ко Дню Победы, Акция по озеленению территории, «Мусор зеле не к чему» и т. д.
- «Телефон доверия» помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях де-тей. Познавательные формы взаимодействия с родителями. Они направлены на знаком-ство родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, на процесс формирования у них практических навыков воспитания.
- «Родительская почта» организуется с целью выяснения проблемных вопросов. Это сделанный почтовый ящик с надписью «Спрашивайте — отвечаем», куда родители по-мещают записки. Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к кон-кретному специалисту и т. п.
- “Дневник группы”. В “Дневнике” отражаются наиболее важные события: праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, успехи отдельных детей. Там же помещаются фотографии, сочинения детей, продукты
6. Выход темы (представление практического применения).
- Отчет по результатам самообразования представляется на итоговом педагогическом совете;
- Апробация инновационных методик и технологий в течении года (определить наиболее успешную);
- Провести с педагогами семинар – практикум «Внедрение в работу технологии «Мировое кафе»