Наталья Костерина
План самообразования по теме «Устное народное творчество как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования по теме
Цель: Повышение профессионального мастерства. Найти наиболее теоретико - методологические подходы к изучению проблемы по формированию развития речи у детей младшего дошкольного возраста по средсвам устного народного творчества.
Задачи:
Публикация «План самообразования по теме „Устное народное творчество как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Устное народное творчество. Самообразование
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
1. Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.
2. Формировать правильную, красивую речь через устное народное творчество
3. Воспитывать положительное отношение к режимным моментам (умыванию, одеванию, приему пищи….)
4. Приобщать родителей к процессу развития ребенка средствами устного народного творчества.
Актуальность выбранной темы:
В исследованиях великих отечественных педагогов - Выгодского Л. С., Усовой А. П, Ушинского К. Д. и других подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом. Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные)
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста — помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Устное народное творчество — источник развития выразительности речи детей, приобщение к культуре своего народа, к природе, к фольклору, быту, нравам, традициям. Фундамент психологического и физического благополучия ребенка.
Еще К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе колыбельные. «Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании»- писал К. Д. Ушинский.
В наши дни данная проблема становится еще более актуальной. К сожалению, ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. В следствии этого, произведения устного народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте.
Поэтому важно понимать, что использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Месяц
Самореализация
Работа с детьми
Работа с родителями
Сентябрь
Изучение методической литературы. Подобрать наиболее эффективные приемы для ознакомления детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством.
Создание картотеки потешек для работы с детьми.
Разучивание и проговаривание потешек.
Применение потешек в режимных моментах.
Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Октябрь
Создание картотеки загадок. Консультация для воспитателей «Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста.
Игры-имитации отдельных действий человека, животных, птиц.
Досуг «Вечер загадок»
Семейный конкурс «От гадай загадку- нарисуй отгадку»
Ноябрь
Изучение темы: Настольно-печатные игры по русским народным сказкам»
Создание библиотеки книг с русскими народными сказками.
Дополнить атрибуты к р. н. сказками (маски)
Театрализованная постановка русских народных сказок «Репка», «Курочка ряба»
Дидактические игры «Узнай сказку», Угадай из какой сказки герой»
Настольно-печатные игры по мотивам р. н. сказок (разрезные картинки, лото, пазлы)
Консультация «Роль родителей в возрождении русских традиций»
Декабрь
Изучение темы «Использование фольклора в работе с детьми»
Проект «Книжкина неделя»
Хороводы, народные подвижные игры.
Просмотр кукольного театра по р. н. сказке «Заюшкина избушка»
Презентация пректа «Книжкина неделя»
Январь
Оформление и дополнение картотеки пальчиковых игр
Игровая деятельность «Поиграем пальчиками»
Мастер-класс длч родителей «В гости к пальчику большому»
Февраль
Изучение темы «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка»
Разучивание песен и стихов про Масленицу.
Знакомство с пословицами и поговорками.
Изготовление родителями совместно с детьми книжек-малышек (потешки, песенки)
Март
Изучение темы «Театрализованные игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Оформление театрального уголка в группе (настольный, конусный, пальчиковый театр)
Театрализованные игры по мотивам русских народных сказок.
Знакомство с закличками.
Развлечение «Широкая масленица»
Конкурс совместных творческих работ родителей и детей «Моя любимая сказка»
Апрель
Изготовление Лепбука по теме «Устное народное творчество»
Разучивание потешек, скороговорок. Выступление для родителей. Дидактические игры «Угадай сказку» «Из какой сказки»
Выставка рисунков «В гостях у сказки»
Май
Открытый показ ООД по развитию речи.
Выступление на педсовете : «Отчет о проделанной работе по теме самообразования»
Игры-драматизации по знакомым сказкам.
Презентация «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Список литературы
1. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т 6 — М. ,1948., стр. 298
2. Выгодский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выгодский — М:Лабиринт, 2008., 352с
3. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду / А. П. Усова. М: Просвещение, 2002., 168с.
4. Криницина Н. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание. - 1991.- №11
5. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009
6. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе // Дошкольное воспитание — 2009. -№5. - С. 24-28.
7. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М: 2007
8. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перерабю и доп. Спб,. 2008