Алла Синцова
Информационные технологии как средство формирования у дошкольников зрительно моторной координации и ориентировки на плоскости
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Информационные технологии как средство формирования у дошкольников зрительно моторной координации и ориентировки на плоскости. План самообразования воспитателя
Синцовой Аллы Александровны на 2024/25 уч. год
Тема: Информационные технологии как средство формирования у дошкольников зрительно моторной координации и ориентировки на плоскости.
Обоснование выбранной темы
Актуальность исследования проблемы развития зрительно-моторной координации у старших дошкольников обусловлена тем, что условиями реализации основной образовательной программы дошкольного образования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) определены гарантия охраны и укрепления физического и психического здоровья детей и оказание помощи родителям в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Заметим, что зрительно-моторной координацией понимают согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов. Проблемы развития зрительно-моторной координации в дошкольном возрасте интересовали многих отечественных и зарубежных ученых. Так, И. П. Павлов указывал на важность тренировки мелкой моторики для активизации работы коры больших полушарий и обеспечения развития «центров речи», что способствует интеллектуальному развитию. Исследования В. М. Бехтерева доказали, что обычные движения рук способны снять напряжение как с самих рук, так и с губ, снимая при этом умственную усталость. Работы М. М. Кольцовой выявили, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. А развитие мелкой моторики предшествует появлению артикуляции слогов. В целом же, благодаря развитию пальцев, в коре головного мозга формируется проекция «схемы человеческого тела».Большой вклад в развитие координации движений внесла М. Монтессори, создавшая оригинальную систему, позволяющую развивать сенсорику. При этом у детей значительно совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени. В результате работы с сенсорным материалом в специально организованной развивающей среде дети раннего и дошкольного возраста овладевают важными понятиями и навыками, а именно: собирают предметы по принципу увеличения-уменьшения, подбирают пары цветов, их оттенки и различают цвета (называют до 16 цветов).
Учитывая важность проблемы, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к письму. Основные задачи формирования графических навыков должны быть следующие:- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- развитие точности и координации движений рук и глаз, гибкости рук, ритмичности;
- совершенствование движения рук, развитие всех познавательных психических процессов.
Подготавливая детей к школе, мы замечаем, что у детей плохо развиты зрительно моторные координации. Существуют объективные причины, из-за которых у многих первоклассников возникают существенные трудности при списывании с доски, из книг, прописей и других пособий, не вырабатывается каллиграфический почерк.
Ребёнок может в целом развиваться нормально: хорошо говорить, знать много стихов, легко решать логические задачи, петь, танцевать, изучать иностранные языки. Отсутствие зрительно-моторной координации обычно никак не проявляется в его дошкольной жизни. Только в первом классе может выясниться, что ребёнок при всём старании оказывается не в состоянии воспроизвести буквы, изображённые в прописях. При списывании или срисовывании с доски или из учебников у него часто получается нечто очень далёкое от исходных образцов. Сравнивая, проверяя свою работу, ребёнок не замечает даже грубые различия.
Поэтому проблема раннего развития зрительно моторных координации представляется для меня сегодня очень актуальной.
План изучения темы
№ Задачи Формы и методы реализации Сроки
1. Планирование работы на учебный год Определение темы самообразования. сентябрь
Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме.
2. Изучение информации из различных источников по теме самообразования Изучение развития зрительно моторных координаций в трудах отечественных ученых. в течение года
Обзор информации в интернете.
Ознакомление с инновационными методиками по теме.
Изучение аспектов формирования зрительно моторных координаций
3. Выявление детей с неразвитой зрительно моторной координацией Обследование детей.
октябрь
4. Осуществление развития зрительно моторных координаций. Системный подход к развитию зрительно моторных координаций. (Компьютерные технологии, методы обучения,и. т д.) в течение года
Создание и апробация компьютерных игр, методов и приемов по развитию зрительно моторных координаций
5. Обобщение педагогического опыта по теме Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме. в течение года
Разработка компьютерных игр на координатной плоскости экрана.
Показ мастер класса в педагогическом колледже
Выступление – доклад и показ презентации на Самарском форуме «Информационные технологии как средство формирования у дошкольников зрительно моторной координации и ориентировки на плоскости»
Публикация на сайте Инфо урок.
Список литературы для самостоятельного изучения
№ Вопросы для изучения Сроки Литература Формы отчетности
1 Особенности развития и формирование у дошкольников зрительно моторных координаций август
Рязанцева А. В. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15302 (дата обращения: 15.01.2019). Консультирование воспитателей
сентябрь Нечаев М. П., Романова Г. А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС ДО /Москва 2014г.
2 Описание конкретных методик обследования октябрь тест Монометрический тест Н. А. Озерецкого «Вырезывание круга» Тестирование
3 Формирование у детей зрительно моторных координаций октябрь Волков, Б. С. Как подготовить ребенка к школе. Ситуации, упражнения, диагностика: Учеб. Пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. 3-е изд., перераб. и допол. М. : Изд. «Ось». 2004. 192 с. 11. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка / П. Я. Гальперин. М., 1985.
Генденштейн, Л. Э. Домашняя школа Монтессори / Л. Э. Генденштейн, Е. Л. Мадышева. ж-л. «Д с-с м-ж», 2001.
Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе /Н. И. Гуткина - 4-е изд., перераб. и допол. СПб. : Питер. 2006. 208 с.
4 Проблемы с обучением в школе по причине несформированной зрительно моторной координации ноябрь Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. // Методические разработки для школьного психолога / Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгер, К. Н. Поливанова. М., 1989.
Консультирование педагогов
декабрь
5 Опыт по данной проблеме опыт работы воспитателя январь Изучение интернет ресурсов. Каталог игр
6 Создание компьютерных и настольных игр на разные возраста на плоскости координат развивающие зрительно моторные координации февраль март Репина Г. Математическое моделирование на плоскости со старшими дошкольниками / Г. Репина. - М. : Детство-Пресс,2011
Нечаев М. П., Романова Г. А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС ДО /Москва 2014г.
Презентация игр.
Настольные игры с применением ИЗО деятельности
(развитие мелкой моторики и сенсорики)
Инновационно - профессиональная деятельность на завершении изученной темы
№ Мероприятия Сроки
1 Консультирование педагогов по теме.
Разработка компьютерных игр на плоскости координат. Ноябрь
2 Разработка настольной игру на плоскости координат, для развития зрительно моторных координаций по возрастам, на разные задачи совмещая с ИЗО деятельности. И показ мастер класса в педагогическом колледже. декабрь
3 Разработка компьютерных игр и выступление на форуме воспитателей, презентация «Компьютерные технологии как средство формирования зрительно моторных координаций дошкольников» Март
4 Систематизировать материал. Апрель
5 Модифицировать и апробировать игры. Май
Влияние профессионального мастерства на результаты работы с детьми
Сравнительный анализ количественных и качественных показателей
результатов коррекционной работы за 2 года.
Выводы.
1. Познакомилась с проблемами изучения развития и формирования зрительно моторных координаций у детей в трудах отечественных ученых.
2. Клинико-психологическая характеристика детей с несформированной зрительно моторной координацией.
3. Выявила причины не сформированных зрительно моторных координаций, (важное значение имеют зрение,важность тренировки мелкой моторики для активизации работы коры больших полушарий и обеспечения развития «центров речи», что способствует интеллектуальному развитию, развитие пальцев рук, развитие сенсорики. Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук. Развитие точности и координации движений рук и глаз, гибкости рук, ритмичности. Совершенствование движения рук, развитие всех познавательных психических процессов.
4. Изучила физиологические аспекты развития зрительно моторных координаций.
5. Систематизировала материал, апробировала игры, упражнения по формированию зрительно моторной координации ребенка.
6. Разработала компьютерные игры на плоскости координат на разный возраст и задачи, сделала настольную игру с применением различных заданий на разный возраст начиная со 2 младшей группы.
7. Подготовила доклад для воспитателей,«Компьютерные технологии как средство формирования зрительно моторных координаций у детей».
8. Подготовила презентациюдля воспитателей «Информационные технологии как средство формирования зрительно моторных координаций у дошкольников», где затронула вопрос о современных подходах и методах, применяемые при развитии зрительно моторных координаций. А именно, Компьютерные игры на плоскости координат, и настольные игры на плоскости координат с сочетанием разного рода ИЗО деятельности для развития кистей и пальцев рук, сенсорики, ориентировки на плоскости, на экране, и в пространстве. Развивающие память, внимание, координацию, мышление.
План самообразования воспитателя
Синцовой Аллы Александровны на 2024/25уч. год
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Обоснование выбранной темы
Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей среднего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).
Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
План изучения темы
№ Задачи Формы и методы реализации Сроки
1. Планирование работы на учебный год Определение темы самообразования. сентябрь
Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме.
2. Изучение информации из различных источников по теме самообразования Изучение методической литературы. в течение года
Обзор информации в интернете.
Ознакомление с инновационными методиками по теме.
Изучение психолого-педагогических исследований проблемы развития речи
3. Выявление особенностей развития речи у младших дошкольников. Диагностирование речи детей
октябрь
4. Осуществление коррекционного воздействия на дошкольников, посещающих детский сад. в течение года
Совершенствование методов развития речи с помощью устного народного творчества
5. Обобщение педагогического опыта по теме Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме. в течение года
Консультации законных представителей дошкольников.
Написание отчета о проделанной работе.
Консультирование педагогов ДОУ по теме
Список литературы для самостоятельного изучения
№ Вопросы для изучения Сроки Литература Формы отчетности
1 Изучение методической литературы август Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
Консультирование воспитателей
2 Методика развития речи младших дошкольников с помощью устного народного творчества. сентябрь 1) Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд. стереотип. – М. : Издат. центр «Академия», 2000. - 400 с.
2) Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов по спец. «Дошкол. педагогика и психология» – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1981. – 255 с., ил. 3) Гербова В. В., Максаков А. И. Занятие по развитию речи во второй младшей группе детского сада: Пособие для воспитания дет. сада. – 2-е изд. перераб. – М. : просвещение, 1986. – 128 с. Консультирование воспитателей
3 Аспекты исследования проблемы развития речи октябрь Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд. стереотип. – М. : Издат. центр «Академия», 2000. - 400 с.
Консультирование родителей
4 Направлениякоррекционной работы по развитию речиустным народным творчеством. ноябрь Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005. Консультирование воспитателей
Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
5 Образовательные технологии, используемые в развитии речи устным народным творчеством. декабрь
январь Изучение интернет ресурсов.
6 Методики формирования навыков развития речи с помощью устного народного фольклора февраль март Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М. : Академия, 2000. –400с. Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М. : Просвещение, 1981. –255с.
Консультация родителям
Князева О. Л. ,Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры:Учебно методическое пособие 2 изд., перераб. и дополненное. сПб,.2008.
Русский Фолклор/Сост. В. Аникин. М. ,1985г.
7 Содержание и методика обследования речи младших школьников. апрель
май Методика «Назови слова» Тестирование.
Инновационно - профессиональная деятельность на завершении изученной темы
№ Мероприятия Сроки
1 Подготовить сообщение для воспитателей и специалистов МБУ, родителей по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»
Подготовить сообщение. Развитие речи дошкольник 4-5 лет устным народным творчеством Ноябрь
2 Подобрать консультации для родителей. Февраль
3 Систематизировать материал. Март
4 Апробировать на занятиях Май
Влияние профессионального мастерства на результаты коррекционной работы с детьми
Сравнительный анализ количественных и качественных показателей
результатов коррекционной работы за 1 год.
Выводы.
1. Познакомилась с психолого-педагогическими исследованиями проблемы обучения речи детей 3-4 лет с помощью устного народного творчествав трудах отечественных ученых.
2. Систематизировала материал, провела тестирование по развитию речи по методике «Назови слова».
3. Оформила консультации.
4. Подготовила сообщение для воспитателей по развитию речи у детей 4-5 лет с помощью устного народного творчества».