Таисья Мамуркова
План сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Руководство сюжетно-ролевыми играми в подготовительной к школе группе (от 6 до 7 лет)
Тематика сюжетно-ролевых игр Оснащение игры материалами и их хранение
Планирование
Приемы формирования игровых умений
Приемы управления детскими взаимоотношениями в игре
Приемы развития творческой активности детей в игре
1квартал
Сентябрь: «Школа», «Путешествие по России», «Фабрика игрушек», «Осенняя ярмарка», «Дары природы», «Мы фермеры»
Публикация «План сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Планирование
- Темочки
Октябрь – ноябрь: «Библиотека», «Мы играем в театр», «Телефонная станция», «Мы едем на Украину, в Белоруссию», «Путешествие по степям»
Сюжетные игрушки, полифункциональные материалы, предметы заместители, природный материал, бросовый материал, материал собственные поделки.
Хранение «закрытое» : атрибуты сложены в коробки по назначению – «Посуда», «Белье», «Одежда», «Аксессуары» и т. д.
1 блок. Обогащение жизненного опыта ребенка. Познавательно-речевые занятия и совместную деятельность воспитателя с детьми тематически связывать с новой темой игры (чтение книг, прослушивание пластинок, рассказ воспитателя о себе и других людях, об их взаимоотношениях, о содержании их деятельности, обращать внимание на явления и взаимосвязь событий в живой и не живой природе и пр.). Использование потенциала нашего города: знания об истории, достопримечательностях, зодчих, главных улицах, знакомство с производительным и обслуживающим трудом, характерным для нашего города.
2 блок. Обогащение игрового опыта детей. Планирование игры-придумывания (на 1-2-м этапах – с 2-3 детьми, на 5-м этапе – с 4-5; длительность игры-придумывания – не более 10-15 мин)
3 блок. Развивающая среда. Создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей: внесение новых атрибутов, персонажей, обогащение зоны творческих игр (театрализованных, строительно-конструкторских).
4 блок. Развивающие задачи в игровой деятельности. Развитие воображения и общения детей в процессе игровой деятельности.
5 блок. Игра как средство элементарной диагностики. Наблюдение воспитателя за игрой: используют ли дети предметы-заместители, принимают ли на себя роли, как осуществляют игровые действия, вступают ли в ролевой диалог, какова их речь (монологическая, диалогическая, выдумывают ли новые сюжеты, возникают ли конфликты между детьми и пр.
6 блок. Пропаганда педагогических знаний об игре среди родителей.
1. Информирование родителей о важности и значении игры для ребенка в дошкольном возрасте.
2. Предлагать родителям посетить вместе с детьми музеи, театры, совершить экскурсии для обогащения детских впечатлений.
3. Показ родителям (одному, двум одновременно) приемов формирования игровых умений у детей в ходе самой игры
Цель. Учить детей включать в игру разнообразные сюжеты в новых комбинациях. Пояснять партнерам по игре свои ближайшие замыслы о развитии событий в игре, выяснять их отношение к предложенному, разворачивать общий сюжет игры с учетом мнений всех сторон. Основное средство – игра-придумывание, игра-фантазирование. Этапы работы над игрой-придумыванием:
1. Совместный пересказ известной сказки (одноразовое включение).
2. Преобразование известной сказки (2-3 раза)
- замена главного героя
- замена искомого объекта или персонажа
- замена волшебного средства
- предложение воспитателем начала сказки (необходимо иметь несколько вариантов)
3. Придумывание новой сказки с соединением сказочных событий с реалистическими.
4. Развертывание нового сюжета на основе разноконтекстных ролей в процессе «телефонных разговоров» (соединение сюжетосложения с ролевым взаимодействием).
5. Придумывание новых историй на основе реалистических событий (стимулирование знаний, полученных на занятиях, экскурсиях, из книг, кинофильмов) (до 4-5 человек. Длится не более 10-15 мин.). Режиссерская игра – развернутая форма коллективной деятельности. Это разновидность сюжетной игры, в которой ребенок организует деятельность как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. Развитие режиссерской игры способствует переходу на новый уровень воображения. Роль взрослого – наблюдатель за ходом событий и консультант, к которому дети обращаются в случае затруднений.
1. Организация совместных игр детей:
а. воспитатель учитывает дружеские привязанности между детьми, предлагая игры
б. объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом.
2. Развитие умений общаться по поводу игры : договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнерам.
3. Видение возникающих конфликтов и тактичное их улаживание.
4. Включение в игру застенчивых детей и изолированных.
5. Учет индивидуальных особенностей личности детей (излишне расторможенных и агрессивных).
6. Способствование поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре (отдельные игры и совместные).
1. Начало игры :
а. по инициативе воспитателя:
- внесение новых атрибутов.
- рассказ воспитателя.
- совместная игра.
б. по инициативе детей (поддержка инициативы со стороны воспитателя)
2. Воспитатель не регламентирует игру детей:
- вовлечение (подключение) в игру по желанию.
- свобода выхода из игры.
3. Предоставление детям возможности выбора:
- вида игры.
- сюжета.
- роли.
- партнера.
- игрушек, атрибутов.
4. Поощрение детей к импровизации в игре:
- придумывание сюжетов.
- введение оригинальных персонажей в традиционные игры.
- смена и совмещение ролей.
- изготовление атрибутов и костюмов.
5. Стимулирование детей к пользованию предметами-заместителями, к гибкому использованию игрового оборудования.
6. Способствование эмоционально насыщенной атмосфере в игре:
- эмоциональное включение в игру.
- внесение в игру момента неожиданности, таинственности, сказочности.
2 квартал
Декабрь-январь: «Стадион», «Семья», «Юбилей бабушки», Телефонная станция», «Кинотеатр», «Цирк»
Февраль:
«Скорая помощь», «Проводы зимы», «Телевидение», «Телеграф», «КВН», «Театр», «Я беру интервью»
3 квартал
Март: «Пожарная часть», «Скорая помощь», «Зоолечебница», «Мы – инопланетяне», «Утренняя звезда», «Карнавал в Африке»
Апрель: «Стоматологическая поликлиника», «Скорая помощь», «Дом мод», «Полет в космос», «Поле чудес», «Путешествие на батискафе»
Май: «Аптека», «Стадион», «Конкурс красоты», «Скорая помощь», «Полет на луну 2» «Зов джунглей», Дог - шоу»