Светлана Потапкина
План работы совместной деятельности «Волшебная экопластика» для детей 5–6 лет на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
План работы совместной деятельности
по формированию художественных способностей
детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
«Волшебная экопластика»
на 2022-2023 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать…
Публикация «План работы совместной деятельности „Волшебная экопластика“ для детей 5–6 лет на учебный год» размещена в разделах
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Поделки из природного материала
- Старшая группа
- Темочки
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.
Человек будущего должен быть созидателен, личностью с развитым чувством и активным творческим началом. Развитие творчества — это один из «мостиков», ведущих к развитию художественных способностей.
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И. А. по теме «Экопластика в детском творчестве».
Экопластика – вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных материалов в сотворчестве с великим художником – природой. Это слово строится на основе двух производных слов «экология» (наука о доме, как среде обитания в широком смысле этого понятия) и «пластика» (динамичная форма и процесс формообразования в самом общем смысле). Термин «экопластика» входит в один смысловой ряд с такими понятиями, как «конструирование из природного материала», «флористика» и «дизайн».
Понятие «экопластика» включает в себя и такую многогранную составляющую как экологичность, что предполагает, с одной стороны, натуральность и естественность (то есть безвредность для здоровья, с другой стороны, необходимость бережного отношения к природе (культура поведения и отношения к природному окружению).
Экопластика, или создание оригинальных картин, изделий и композиций из природного материала, – одно из любимейших занятий детства. Малыши старательно приглаживают перышки к шишке – получается забавная птичка, соединяют несколько желудей пластилином – выходит гусеница, а потом играют с ними как с настоящими игрушками.
Художественный образ рождается на основе готовой природной формы (шишки, ветки, ракушки, с сохранением ее исходных признаков и свойств (цвет, фактуру, конфигурацию).
Содержание творческих занятий строится на создании детьми 4-5 лет оригинальных аранжировок, аппликативных картин, лесных скульптур, флористических композиций-инсталяций, из таких материалов, как листья, ветки, и плоды деревьев, садовые и декоративные цветы.
Программа приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного изображения (с использованием природного материала) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.
Занятия полезны и увлекательны, потому что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Данный вид деятельности позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. В студии имеется весь необходимый изобразительный материал, место для выставки детских работ. На занятиях применяется музыкальное сопровождение, что способствует созданию выразительного художественного образа.
Цель:
Художественно-творческое развитие детей на основе использования природных материалов.
Задачи:
1. Развить у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их между собой. Знакомить детей с произведениями изобразительного искусства.
2. Развить способности к изобразительной и дизайн-деятельности (чувство цвета, формы, композиции); воображение и творчество.
3. Формировать умения, связывать с художественно-образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности.
4. Учить детей создавать многофигуральные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше.
5. Учить самостоятельно находить приемы изображения, как в отдельных видах изобразительной деятельности, так и при их интеграции.
6. Воспитывать у детей личностную позицию как при восприятии произведения изобразительного и прикладного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества.
7. Организовывать коллективную работу детей при создании произведений сюжетно-декоративного характера.
8. Приобщать детей к основам рукоделия
9. Учить создавать оригинальные аранжировки из природных материалов, используя их для украшения одежды и комнаты.
10. Поощрять стремление детей к дизайн-деятельности по благоустройству и декоративному оформлению интерьера.
Режим реализации:
Возрастная
группа
Количество занятий Длитель-
ность занятий Форма организа-ции Срок реализации Наполняемость подгруппы
в год в месяц в неделю
Для 5-6 лет 28
4
1
30 мин подгрупповая
1 год 10-15 чел.
Формы реализации:
- выставки детских работ в детском саду;
- составление альбома лучших работ;
- участие в различных конкурсах художественно-эстетической направленности и декоративно- прикладного творчества;
- подарки творческих работ родителям и родным к праздникам;
- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
- творческий отчет воспитателя – руководителя.
Методы и приемы:
- словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ)
- наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки)
- игровые (дидактические, развивающие, подвижные)
- метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).
Способы и средства:
- дидактические игры
- физкультминутки и дыхательная гимнастика
- интегрированная деятельность
- сюрпризные моменты
- просмотр видео и фотоматериалов
- выставки поделок для родителей и гостей группы
Предполагаемые результаты
К концу года:
- дети научатся различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы изображения при помощи природного материала; приемам работы нетрадиционным художественным материалом.
- у детей разовьется мелкая моторика рук; сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту; разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, любознательность.
- появится любовь и уважение к изобразительному искусству; сформируется художественный вкус и чувство гармонии, навыки самостоятельности.
Календарно – тематическое планирование
Сентябрь
№ Тема занятий Техника Программное содержание
1 Солнечный цветок Аппликация из семян и крупы Учить создавать образы, сочетать различные материалы в работе. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности, воображение.
2 Грибок Аппликация из семян и крупы Учить работать с различным материалом. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности, воображение.
3 Колобок Объемная аппликация Упражнять детей в складывании заготовки пополам по прямой, вырезании круга из квадрата. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности,
4 Гусеница Конструирование из бумаги Учить создавать объемные поделки из бумаги, работать ножницами. Учить склеивать детали в кольцо. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности, воображение.
Октябрь
№ Тема занятий Техника Программное содержание
1 Осеннее дерево Аппликация из бумаги Учить детей самостоятельно катать шарики из салфеток. Аккуратно наклеивать. Создать эмоциональный настрой. Совершенствовать мелкую моторику рук, воображение, мышление. Воспитывать аккуратность
3 Березка Природный материал Учить создавать аппликацию из листьев и семян, передавать образ осенней березы. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность
5 Листопад Пластилинография Учить раскатывать кусок пластилина. Закрепляем навыки разминания, примазывая их к листу картона. Передавать выразительность образу с помощью крупы. Развивать мелкую моторику рук.
6 Осенний лист Соленое тесто Продолжать учить создавать поделки из теста, при высыхании их раскрашивать красками. Совершенствовать мелкую моторику рук, воображение, мышление.
8 Лисичка Природный материал Учить создавать поделки из природного материала (листья, дополнять деталями из пластилина. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность
Ноябрь
1. Узор на тарелочке.
Учить составлять узор на круге. Продолжать учить составлять узор, равномерно приклеивая семена на пластилин, чередовать их. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.
Индивидуальная работа - подарок маме на день матери. Зёрна кукурузы, семечки арбуза, дыни, пластилин. Бумажная тарелочка или круг из картона.
2-3 Осенний букет Создать объёмное изображение различных цветов. Учить детей делать из природного материала цветочную композицию. Развивать планирующую функцию сознания. Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество Коллективная работа Горох, разноцветная фасоль
Листья березы сухие
Семечки подсолнуха
Картон разных цветов.
Клей ПВА
4-5 Ёжик. Создавать образ животного с помощью природного материала. Создавать образ ёжика с помощью сосновых шишек.
Дополнять поделку
деталями (яблоко, грибок)
Развивать умение
работать по образцу.
Воспитывать
аккуратность, развивать
мелкую моторику. Индивидуальная работа Сосновая шишка,
Пластилин коричневого,
черного, красного, желтого,
зеленого цветов.
Декабрь
6 Снеговик Учить создавать образ снеговика. Учить лепить снеговика на плоскости и выкладывать по контуру семена фасоли, выделяя мелкие детали. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику Индивидуальная работа. Картон, пластилин, белая фасоль, рис.
7 Новогодняя ёлочка. Учить лепить и украшать ёлочку. Учить делать елочку из пластилина или из шишек и украшать ее различными семенами, раскрашивать их гуашью. Индивидуальные работы. Картон, пластилин, семена и шишки.
8-9 Ёлочные игрушки Учить создавать ёлочные игрушки из природного материала. Учить создавать
новогодние игрушки из шишек, орехов и семян.
Развивать творчество и фантазию.
Воспитывать эстетический вкус, чувство причастности к коллективному делу (украшение группы к Новому году).
Индивидуальная работа. Шишки различных деревьев, семена орехов, фасоль, семечки тыквы, арбуза, пластилин, гуашь.
Январь
10-11 Снегири на ветке.
Учить создавать образ птиц. Научить лепить объемную картинку, украшать ее семенами, раскрашивать их. Воспитывать любовь к природе, развивать фантазию. Коллективная работа. Фасоль, косточки вишни, семена арбуза, соленое тесто и трафареты снегиря. Картон большого формата.
12-13 В гостях у сказки Учить передавать образ сказочного героя средствами природного материала. Учить создавать игрушки из шишек, орехов и семян.
Развивать творчество и фантазию.
Воспитывать эстетический вкус.
Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу. Индивидуальные работы детей по созданию героев одной из сказок. Шишки различных деревьев, семена и орехи, пластилин и соленое тесто, краски.
Февраль
14 Валентинки
Учить создавать открытку-валентинку. Закреплять навык работать по шаблону. Учить намазывать
пластилин ровным слоем
на шаблон, украшать Валентинку по контуру семенами,
придавая ей выразительность и
объ мность. Индивидуальная работа Картон в форме сердечка, семена различных культур, пластилин.
15-16 Карандашница для пап Учить создавать баночку и украшать ее семенами. Учить создавать подарок своими руками. Готовую баночку украсить лентами из пластилина и семенами. Развивать творчество и фантазию. Воспитывать эстетический вкус.
Индивидуальная работа. Заготовка баночки, семена кукурузы, кабачка, орехи, пластилин, стека.
17 Веточка мимозы. Учить создавать поздравительную открытку. Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет) и семян, развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать. Индивидуальная работа Цветной картон (либо одноразовые тарелочки, семена кукурузы, иглы ели, пластилин.
Март
18-19 Рыбки в аквариуме.
Учить создавать образ рыбок и аквариума. Учить вырезать силуэты рыб и передавать в изображении их признаки (плавники, чешуя, хвост). Развивать фантазию и коллективизм.
Коллективная работа. Картон в форме аквариума, семена различных культур, ракушки, камешки, пластилин, клей ПВА.
20-21 Цыплята на лугу. Продолжать передавать образ животных. Продолжать работу с трафаретом и шишками. Учить реализовывать замысел, используя различные техники и приемы. Развивать творчество и фантазию. Коллективная работа Трафареты цыплят, шишки, семена и орехи, пластилин.
Апрель
22-23 Космическое путешествие Учить передавать образ космоса. Развивать умение создавать объемные композиции с помощью различных природных материалов. Развивать воображение и творчество. Учить коллективному замыслу. Коллективная работа. Картон голубого цвета, природный материал, имеющийся в группе, пластилин.
24-25 Птенцы в гнезде. Учить создавать сюжетную картинку. Развивать умение работать с трафаретом, засушенными листьями. Учить реализовывать замысел, используя различные техники и приемы. Развивать творчество и фантазию. Коллективная работа. Семена клена, горох, фасоль, бобы, пластилин, трафареты цыплят.
Май
26 Бабочка
Учить создавать образ насекомого Создавать образ
насекомого с помощью различных семян. Развивать
умение работать по образцу. Воспитывать аккуратность, развивать мелкую моторику. Развивать творчество и фантазию. Индивидуальная работа. Картон в форме бабочки, природный материал, имеющийся в группе, пластилин.
27 Стрекоза Учить создавать образ насекомого. Создавать образ насекомого с помощью природного материала –
семян клена. Развивать
умение работать по образцу. Воспитывать аккуратность, развивать мелкую моторику. Развивать творчество и фантазию. Индивидуальная работа. Природный материал, имеющийся в группе, пластилин.
Картинки-заготовки.
28 Верба в вазе. Учить передавать образ весны. Развивать способность
чувствовать специфику
материала, умение
создавать объ мную
композицию из семян.
Развивать чувство
прекрасного.
Индивидуальная работа. Природный материал, имеющийся в группе, пластилин, картон или одноразовые тарелочки.
Список литературы
• Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика : аранжировки и скульптуры из природного материала : метод. пособие для спец. дошк. образов. учреждений /. - Москва : Карапуз : Творческий центр Сфера, 20с. : 16 цв. ил. - (Цветные ладошки).
• Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Книга для воспитателя детсада. /М. : Просвещение, 1991г.
• Лыкова И. А. «Старичок – лесовичок. Лесные поделки». – 2004г.
• Казакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду». М., 1990г.
• Корчинова О. В. «Детское прикладное творчество» – Ростов на Дону: Феникс, 2005.
• Коваленко З. Д. «Аппликация семенами»-М. -Мозаика-Синтез, 2014 г.
• Новикова И. В. «Аппликация из природных материалов в детском саду». – Ярославль: Академия развития, 2006.