Светлана Жабуева
План работы с слабоуспевающими детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Программа индивидуальной работы
со слабоуспевающими учащимися 4 класса на 2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.
Публикация «План работы с слабоуспевающими детьми» размещена в разделах
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования и особенностей личности каждого ребенка с затруднениями в обучении или связанных с состоянием здоровья, занятиями спортом, какими либо видами художественного творчества, неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное внимание со стороны учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые включена продуманная система помощи ребенку, заключающаяся в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку приемов и навыков.
Цели:
- обеспечивать выполнение всеобуча;
- повышать уровень обученности и качества обучения отдельных учеников и учащихся школы в целом.
Задачи программы:
- формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду;
- повышать ответственность родителей за обучение детей;
- формировать комплексную систему работы со слабоуспевающими учащимися;
- создавать условия для успешного индивидуального развития ребенка;
-создавать ситуацию успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
- пробуждать природную любознательность;
- вовлекать учащихся в совместный поиск форм работы, видов деятельности;
- создавать максимально благоприятные взаимоотношения учителя и учащихся со слабым учеником.
Программа направлена на удовлетворение потребностей:
Учащихся:
• получение знаний за курс 4 класса;
• выбор форм получения знаний.
Родителей:
• в создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;
• в стабилизации отношений в семье, в смягчении конфликтных ситуаций в школе.
Школы:
• решение социально-педагогических и психологических проблем детей.
Принципы построения - приоритет индивидуальности.
Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;
- выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Педагогические технологии, используемые при работе :
• индивидуализация образовательного процесса;
• обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
• диалоговая форма обучения;
• игровые формы;
• памятки, карточки, творческие задания.
Планирование различных видов дифференцированной помощи:
1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.
2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.)
3. Запись условия в виде значков, матриц, таблиц, схем.
4. Указание алгоритма решения или выполнения задания.
5. Указание аналогичной задачи, решенной ранее.
6. Объяснение хода выполнения подобного задания.
7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение основного задания.
8. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.
9. Выдача ответа или результата выполнения задания.
10. Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
11. Постановка наводящих вопросов.
12. Указание правил, на основании которых выполняется задание.
13. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
14. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.
При работе со слабоуспевающими учащимися необходимо учитывать следующее:
1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросами учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах.
8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок, проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, при необходимости предлагаются карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.