Яна Чебодаева
План работы по самообразованию в первой ранней группе
▼ Скачать
План работы по самообразованию
в 1 – ранней группе
по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности»
Пояснительная записка
Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.
Публикация «План работы по самообразованию в первой ранней группе» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста.
Начинать развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего детства. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность. Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе.
Актуальность
Проблема развития мелкой моторики в раннем возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения. Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.
Таким образом, целью моей работы является - развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности.
Задачами моей работы являются:
- знакомство детей раннего возраста с изобразительной деятельностью (рисование).
- формирование интереса к изобразительной деятельности и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, изображение)
Предполагаемые результаты:
- Динамика развития мелкой моторики.
- Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
- Пополнение различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
- У детей должен повыситься уровень развития мелкой моторики, будут выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.
- Научатся применять изученные техники, приемы и материалы в непосредственно-образовательной самостоятельной деятельности.
- Проявлять интерес, желание к творчеству.
- Участие детей в различных конкурсах в интернет ресурсах.
Перспективный план по самообразованию на 2021-2022год
Сентябрь.
1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности» постановка целей и задач по данной теме.
2. Консультация для родителей: «Значение мелкой моторики в раннем возрасте»
Октябрь.
1. «Листья жёлтые летят» (рисование пальчиками). Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками, активизировать словарь по лексической теме.
2. «Рябинка» (рисование ватными палочками).
3. Пальчиковая игра «Сорока – сорока»
4. Консультация для родителей «Рисование в раннем возрасте»
Ноябрь.
1. «Мой любимый дождик» (рисование цветными карандашами). Учить детей правильно держать в руке карандаш тремя пальцами, между большим и средним, придерживая вверху указательным, не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.
2. «Звёздное небо» (рисование ватными палочками). Расширять представление детей об окружающем мире. Продолжать ориентироваться на листе бумаги. Формировать умение различать цвета.
3. Индивидуальные беседы с родителями «Давайте дома детям краски»
Декабрь.
1. "Снег-снежок» (рисование ватными палочками) Продолжать знакомить с техникой рисования ватными палочками, формировать умение наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги.
2. «Нарядим ёлочку» (рисование кистью) Учить детей правильно держать кисть в руке, обмакивать кисть в краску, затем снимать о край баночки лишнюю жидкость. Уточнять знание цветов.
3. Пальчиковая гимнастика «Капуста»
4. Папка-передвижка «Каждый ребёнок художник»
Январь.
1. «Весёлый снеговик» (рисование с помощью штампа). Учить
детей рисовать с помощью штампа, используя деревянные фигурки.
2. «Украсим матрёшке сарафан» (рисование пальчиками или ватными палочками) Продолжать учить детей рисовать красками; уточнять и закреплять знание цветов.
3. Консультация для родителей «Рисуем без кисточки»
Февраль.
1. «Вот какие у нас флажки» (рисование карандашом). Формировать умение закрашивать карандашом в пределах контура, проводя линии и штрихи в одном направлении.
2. «Воздушные шары» (рисование с помощью штампирования пробкой). Освоить технику рисования и умение правильно рисовать кистью, а также штампом. Развивать мелкую моторику рук и пальцев
3. Самомассаж «Ручки греем»
4. Советы родителям: «Как и чем заинтересовать ребёнка для творчества в изобразительной деятельности».
Март.
1. Коллективная работа «Цветы для мамы» (рисование ладошками) Учить передавать образ цветов, строение и форму используя ладошки рук.
2. «Лучики для солнышка» (рисование карандашом) Продолжать обучать рисовать карандашом на бумаге, держать карандаш в правой руке.
3. Консультация для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей 2-3 лет»
Апрель.
1. «Петушка накормлю-дам я зёрнышки ему» (рисование пальчиками) Учить рисовать зернышки пальцем, ритмично наносить отпечаток на лист бумаги.
2. «Морские волны» (рисование карандашом). Упражнять в рисовании волнистых линий.
3. Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики»
4. Индивидуальные беседы – рекомендации для родителей «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания у детей»
Май.
1. «Травка для зайчат» (рисование оттиском поролона) Учить детей правильно держать поролоновый тампон за кончик тремя пальцами; проводить длинные пересекающиеся линии, отрывая тампон от бумаги. Развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать внимательность.
2. «Носит одуванчик желтый сарафанчик» (рисование отпечатком мятой бумаги)
3. Самоанализ плана по самообразованию.