Виктория Каргина
План работы по самообразованию «Сюжетно-ролевые игры как способ развития речи у детей в младших группах»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила Каргина В. Б.
МДОУ № 6 «Улыбка»
Актуальность темы:Игра у детей дошкольного возраста составляет основное содержание жизни, она выступает как ведущая деятельность, которая тесным образом переплетается с трудом и учением. Многие серьезные дела в этом возрасте у ребенка приобретают форму игры. В нее происходит вовлечение всех сторон личности: ребенок двигается, он говорит, воспринимает, думает; именно в процессе игры активно работает его воображение, его память, кроме этого усиливаются эмоциональные и волевые проявления. По утверждению великого русского педагога К. Д. Ушинского, в игре ребенок «живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни.».
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Планирование
- Темочки
Как утверждают отечественные ученые и педагоги, среди которых Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, А. Ц. Усов, именно разнообразные по своему содержанию и форме игры помогают ребенку войти в круг реальных жизненных явлении, при этом обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых.
Определенное место среди многообразия существующих игр занимают и сюжетно-ролевые игры. Именно этот вид игры формирует у дошкольников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует детей на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других.
Известный отечественный психолог Д. Б. Эльконин дает такое определение сюжетно-ролевой игры : «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними».
О педагогическом значении игры писали многие русские педагоги, психологи и методисты, среди которых можно назвать исследования Р. И. Глуховской, Р. И. Жуковской, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина.
Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин раскрыли значение сюжетно-ролевой игры для психического развития.
Многочисленные исследования психологов (Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, Я. Л. Коломенский, С. Л. Новоселова, Д. Б. Эльконин и др.) подтверждают, что именно в сюжетно-ролевой игре складывается символическая (знаковая) функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов их заместителей.
Это и определило выбор данной темы для самообразования.
План работы над темой.
Раздел 1. Организационно-ознакомительный этап. Теоретическое исследование (с01___10___2021__г. по _13___01___2022_г.).
Определение целей и задач работы над темой.
• Цель работы : Повышение своего теоретического уровня, профессиональной компетентности по вопросу развития речевой системы у детей младшего дошкольного возраста.
• Выработать систему формирования сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей через игру.
Задачи:
• Изучить и проанализировать теоретическую литературу по проблеме формирование словаря у детей раннего возраста через сюжетно-ролевые игры.
• Способствовать развитию активной речи, эмоциональной речи, способствующее общению со сверстниками, родителями через сюжетно-ролевые игры;
• Сделать выводы и составить консультации родителям.
Планирование работы по самообразованию. (с_01___10___2021_г. по. 01__09___2022_г.).
Подбор и изучение методической литературы по теме (с01. 10___2021__г. по 13___01___2022_г.).
1. Баряева Л. Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – СПб., 2001.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1985.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. – М., 1975
4. Дошкольная педагогика//Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина – М., Просвещение, 1978
5. Заморев С. И., Кудрявцева С. В. От игры – к развитию личности // Дошкольное воспитание. – 1995. – №3. – с. 78-81.
6. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика – М., 2011
7. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.
8. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2000.
9. Солнцева О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – с. 33-37.
10. Усова А П Роль игры в воспитании детей / Под ред А В Запорожца - М: Просвещение, 1976 - 96 с
11. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании/ Антология гуманной педагогики. Ушинский. - М., 1998
12. Эльконин Д Б Психология игры - М : Педагогика, 1978 - 304 с
13. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
14. Краснощёкова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – 2007
15. Сотникова В. М. «Самые маленькие в детском саду». «Линка-Пресс»,2005
16. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1-М. : Педагогика, 1986.- 408с
17. Шмаков С. «Игры-потехи, забавы-утехи» Липецк, Ориус, 1994.
18. Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М., Л., 1938. с. 245
19. Эльконин Д. Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры. - с. 127
20. Иные источники в сети Интернет
Раздел плана Сроки Форма работы Практические выходы (новизна идеи при изучении литературы, рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т. д.)
Теоретический Чтение, конспектирование Белая, К. Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 2.
Представлены материалы по организации самообразования для педагогов ДОУ.
Выделены основные направления в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения:
- ознакомление с новыми нормативными документами дошкольного образования;
- изучение учебной и научно-методической литературы;
- ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- изучение новых программ, педагогических и информационно-компьютерных технологий;
- ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- повышение общекультурного уровня;
- интересы и хобби, обогащающие педагогическое мастерство
Чтение, конспектирование Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г. а страницах издания представлена примерная тематика и разнообразные сценарии сюжетно-ролевых, театрализованных и дидактических игр, а также рекомендации по организации наблюдений и целевых прогулок, главная задача которых – развивать у детей любознательность. Пример дидактической игры "Что растет на огороде" из раздела "Ребенок и окружающий мир" книги "Развитие игровой деятельности. Младшая группа. Для занятий с детьми 3-4 лет. Н. Ф. Губанова. ФГОС".
Чтение, конспектирование Баряева Л. Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – СПб., 2001 –в книге рассматриваются теоретические вопросы, связанные с обучением сюжетно-ролевой игре детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии; представлены методические рекомендации по планированию сюжетно-ролевых игр с детьми, конспекты игровых занятий; даны рекомендации для родителей по обучению сюжетно-ролевой игре ребенка с проблемами в развитии в семье.
Пособие адресовано учителям-дефектологам, воспитателям, работающим с детьми с нарушением интеллектуального развития, студентам факультетов коррекционной педагогики, родителям, желающим активно участвовать в процессе воспитания своего ребенка.
Чтение, конспектирование Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Является основным документом, на основе которого разрабатываются учебные программы. Именно стандарт определяет содержание всего образовательного процесса: чему и как учить детей, каких необходимо достичь результатов и в какие сроки.
Содержит требования к образовательному процессу, закрепляет основные направления, по которым следует разрабатывать содержание образовательной программы в ДОУ (познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое (развитие мелкой моторики, социально-психологическое, физическое направление (спортивные мероприятия, игры).
Чтение, конспектирование Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Закрепляет понятие дошкольного образования, порядок предоставления, основных гарантий, стандартов, и т. д.
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Чтение, конспектирование Солнцева О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – с. 33-37.
Чтение, конспектирование
Краснощёкова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – 2007 -В книге рассказывается о специфике сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте, освещается роль игры в развитии личности ребенка, даются методические рекомендации по организации игр в процессе воспитания и обучения детей всех возрастных групп детского сада.
Сотникова В. М. «Самые маленькие в детском саду». «Линка-Пресс»,2005 - в книге раскрываются содержание и методы работы с детьми раннего возраста, приемы рациональной организации педагогического процесса в условиях детского коллектива.. Сравнительный анализ профессиональной готовности педагогов и студентов к регулированию. Он часто сочетается со стремлением к совершенствованию педагогического мастерства
Эльконин Д Б Психология игры - М : Педагогика, 1978 - 304 с -в книге обобщаются основные материалы по психологии игры, дан обстоятельный анализ зарубежных теорий игры, понимание игры, ее значение для психического развития ребенка. Издание предназначено для практических психологов, педагогов, научных работников в области возрастной психологии, общей и дошкольной педагогики.
Чтение, конспектирование. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 3-4 лет» изд. Вентана-Граф-2012г.
В пособии раскрывается методика работы по развитию речи детей во всех возрастных группах дошкольного учреждения. Представлены все основные аспекты речевой работы : формирование словаря, становление грамматического строя речи, формирование звукопроизношения, развитие связной речи и др. ; даются примерные конспекты занятий.
Чтение, конспектирование. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2011 г. Книга освещает многолетний опыт работы лаборатории игры г. Вологда. В ней представлена система педагогического взаимодействия с ребенком, направленная на эффективное развитие игровой деятельности с целью формирования разносторонней творческой личности дошкольника средствами игры и развивающей предметно-игровой среды.
Чтение, конспектирование Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. -- М. : Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.
https://pedlib.ru/Books/1/0043/1_0043-2.shtml
Первая часть книги («Игры, упражнения, коммуникативные ситуации») посвящена тому, как педагог в дошкольном учреждении должен строить общение с детьми, чтобы у них развивалось речетворчество. В ней главное внимание уделено языковым играм и поисковой деятельности детей в сфере грамматики как той области языка, которая в наибольшей степени допускает индивидуальное творчество.
Проблеме речетворчества на уровне текста и межличностного взаимодействия посвящена вторая часть книги («Развитие диалогического общения»). В ней основное внимание уделено диалогу.
Уже на четвертом году жизни важнейшим условием (средством) полноценного формирования грамматического строя языка дошкольника становится обучение связной речи и рассказыванию, которое опирается на игровой опыт детей и разворачивается в форме сотворчества педагога и ребенка (подвижных игр, совместного творчества).
Чтение, конспектирование Тихеева Е. И. Развитие речи детей.
https://pedlib.ru/Books/2/0320/2-0320-1.shtml
Книга посвящена основным этапам формирования речи у ребенка, факторов влияющих на это развитие и т. д.
Чтение, конспектирование Эльконин Д. Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры. - с. 127- в книге обобщаются основные материалы по психологии игры, дан обстоятельный анализ зарубежных теорий игры, понимание игры, ее значение для психического развития ребенка.
Усова А П Роль игры в воспитании детей / Под ред А В Запорожца - М: Просвещение, 1976 - 96 –в книге много статей советского педагога А. П. Усовой по проблемам игровой деятельности детей дошкольного возраста, методические рекомендации по использованию игры в воспитательных целях.
Чтение, конспектирование Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. —— 2-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
https://pedlib.ru/Books/1/0265/1_0265-1.shtml
Книга во много похожа на издание других авторов. Содержит основные здачи в развитии речи, рекомендации по воспитание звуковой культуры речи у детей разного возраста.
Чтение, конспектирование Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. —— 3-е изд., испр. и доп. — М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с. (https://pedlib.ru/Books/6/0114)
В основе данной программе лежит многолетнее исследование. В основе комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
Составители программы основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Они также имели в виду, что воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов).
Представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.
Чтение, конспектирование Международный образовательный портал https://www.maam.ru/
Раздел 2. Основной этап. Практическое исследование. (с___201__г. по ___201_г.).
Работа с детьми :
Формы и методы работы с детьми :
Игры детей происходят в центрах активности, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическом, социально-личностном, познавательно-речевом и художественно-эстетическом. Все центры активности созданы с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.
В физическом направлении развития детей для них существует зона двигательной активности для занятия подвижной игровой деятельностью. Для социально-личностного направления развития детей - центры сюжетно-ролевых игр. В центрах сюжетно-ролевых игр таких, как «Магазин», «Парикмахерская» и т. д. дети играют в сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются их знания, впечатления, представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для художественно-эстетического развития детей есть центр творчества (зона лепки, рисования).
Интегративная направленность на поддержание и развитие у ребят интереса к любому виду творчества, музыкальной и театрализованной деятельности, воспитанию эстетических чувств.
В центре искусства дети лепят, рисуют. В центре музыкально-театрализованной деятельности дети играют на музыкальных инструментах, обыгрывают различные виды театров (настольный, пальчиковый, театр картинок).
В познавательном, речевом развитии ребенка создается центр речевого развития «Мы познаем мир», «Здравствуй, книжка», центр развивающих игр, экологические центры (живой уголок). Все эти центры интегрируются с такими образовательными областями, как познание, чтение художественной литературы, коммуникация. Интеграция данных центров направлена на развитие познавательной активности детей; приобщению к чтению познавательной и художественной литературы; формирование сенсорных эталонов объектов природного и социального окружения. В центре развивающих игр собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения (матрешки с вкладышами, шнуровки, разные виды мозаик).
Работа организуется по двум направлениям:
-проводятся игры-занятия с небольшой группой детей и индивидуально;
-побуждать детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом.
В дидактических играх содержание и правила во многом зависят от воспитательных задач, которые мы ставим перед детьми. Для дидактических игр большое значение имеет:
-наглядность;
-сюжет;
-слово.
Все игры детей развиваются под руководством воспитателя, он знакомит их с окружающей жизнью, обогащает их впечатлениями, оказывает помощь в организации и проведении игр.
Работа с родителями :
Папка-передвижка для родителей «Учим ребёнка общаться». (в течении ___период___).
Различные виды анкетирования, консультации. Проведение мероприятий направленных на развитие совместного досуга родителей с детьми, развитие речи и т. д. (мероприятия приуроченные к различным датам, конкурс стихов и т. д.)
Выставка рисунков на различную тематику.
Недели игр.
Буклеты для родителей: игры на внимание, развитие речи и т. д.
Взаимодействие с воспитателями.
Посещение МО, изучение опытов других воспитателей с использованием статей из журналов и интернет источников.
Получение консультаций у воспитателей с большим опытом работы.
Повышение квалификации на курсах.
Изучение научной, научно-популярной, методической литературы по теме.
Раздел плана Сроки Форма работы Примечание
Практический Проектирование, дополнение рабочей программы
Интеграция деятельности со специалистами ДОУ Перспективно –тематический план по всем видам деятельности с воспитанниками
Перспективный план работы с родителями на ___гг.
Работа с родителями Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте». «Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью».
Участие в методической работе ДОУ. разработка комплекта сюжетно-развивающих игр по направлению (наглядный материал, дидактические игры)
Распространение опыта в сетевом взаимодействии. Публикации.
Создание картотеки дидактических игр (как направленных на развитие речи, внимания, взаимодействия и т. д.) 1. Картотека сюжетно-развивающих игр по развитию речи
2. Картотека пальчиковых игр
Пополнение атрибутами центров для игр: центр сюжетно-ролевых игр, центр творчества и так далее. Сюжетно-ролевые игры :
«Повар»
«Больница»
Подготовка материалов способствующих лучшему усвоению материала и повышающему уровень подготовки (пособия и т. д.) 1. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2000.
2. А. П. Усова «Роль игры в воспитании детей»1976г Москва Просвещение»
3. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду»
Составление конспектов занятий, развлечений по теме : «Сюжетно-ролевая игра как способ развития речи у детей младшей группы». Игровая ситуация: «Кто такой друг? и почему с ним нужно делиться».Разучивание с детьми игр на создание безконфликтной обстановки в группе : «Прости меня, друг», «Мы любим друг друга». Игровое упражнение: «Накрой на стол».
Игровая ситуация: «Как правильно встречать гостей».
Беседа-рассуждение с детьми: «Что такое хорошо и что такое плохо».
Подведение итогов Отчёт по проделанной работе по плану самообразования
Раздел 3 Заключительный. Подведение итогов.
Публикации.
Создание картотеки сюжетно-развивающих игр (как направленных на развитие речи, внимания, взаимодействия и т. д.)
Пополнение атрибутами центров для игр: центр сюжетно-ролевых игр, центр творчества и так далее.
Составление конспектов занятий, развлечений по теме «Сюжетно-развивающие игры».
Подготовка материалов способствующих лучшему усвоению материала и повышающему уровень подготовки (пособия и т. д.)
Отчёт по проделанной работе по плану самообразования (с_16___08___2022__г. по _01___09___2022_г.).
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА
Учебный год Содержание работы Сроки выполнения Результат
___гг.
Раздел 1. Организационно-ознакомительный этап. Теоретическое исследование
Изучение теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества путем изучения необходимой научной, научно-популярной, методической, литературы. Изучение опыта работы коллег по данному направлению на различных специализированных сайтах в сети Интернет. Изучение влияния подвижных игры на развитие навыков свободного общения с взрослыми и детьми. Изучение влияния подвижных игры на развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей. Изучение эффективности использования подвижных игр в формировании связной речи у детей. Изучение особенностей организации игровых моментов в группе. с__01___10___2021__г. по _13___01___2022_г.
Сбор наиболее интересного опыта работы, анализ и выбор оптимальных форм работы для использования в своей практической деятельности
___гг. Раздел 2. Основной этап. Практическое исследование.
Работа с детьми, родителями, воспитателями, источниками.
Применение приобретенных знаний, навыков и умений в практической деятельности в организации воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с_18___01___2022_г. по 16___08___2022_г.
Перспективно-тематический план работы с детьми, организация деятельности с использованием полученных знаний.
Подготовка материала к подведению итогов исследования.
___гг. Раздел 3 Заключительный. Подведение итогов.
Обобщение опыта самообразования, анализ достижений с_16. 08___2022_г. по 01___09___2022_г. Представление опыта по теме: «Дидактические игры как способ развития речи у детей в младших группах».