Алина Гяцявичене
Формирование навыков осознанного поведения у дошкольников на основе знаний о безопасности жизнедеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный план работы по самообразованию
Тема: «Формирование навыков осознанного поведения у дошкольников на основе знаний о безопасности жизнедеятельности».
Дата начала работы над темой: 1 сентября 2017 года
Предполагаемая дата окончания работы: 30 мая 2018 года
Цель: определение системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста; создание условий по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности.
Публикация «Формирование навыков осознанного поведения у дошкольников на основе знаний о безопасности жизнедеятельности» размещена в разделах
Задачи: изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по выбранной теме; выявить возможности дошкольников в овладении основ безопасности жизнедеятельности; организовать специальные условия, способствующие формированию основ безопасности; изучить применение инновационных образовательных технологий; составить методические разработки, картотеку дидактических игр, разработать перспективный план работы с детьми, подготовить диагностику на начало и конец учебного года; оформить в группе мини-центр по ОБЖ; подготовить консультации для педагогов, принять участие в семинаре; провести мастер-классы для педагогов; обобщить опыт педагогической работы по самообразованию.
Методическая литература: Н. Стеркина, Н. Авдеева, О. Князева «программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста», Покровская Л. С. Введение в безопасность жизнедеятельности: общий курс. - М., 5 2006, Полынова В. К. Основы безопасности детей дошкольного возраста «Детство Пресс» 2011, Михалков С. Бездельник светофор. М., 1987, Михалков С. Моя улица. М. ,1985, Основы безопасного поведениядошкольников. О. В. Чермашенцова, Пишумов Я. Машины. 1980, Прокофьева С., Сапгир Г. Мой приятель-светофор. М. ,1980, Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / Сост. Н. А. Известкова, А. Ф. Медведьева, Л. Б. Полякова, Н. А. Федотова. -М. : ТЦ, Авдеева Н. Н., Князева H.JI., Стрекина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб. : детство-Пресс, 2004, Альберт Иавнов. Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели. - АСТ-Пресс, 1996, Альберт Иванов. Азбука безопасности. Как неразлучные друзья дом охраняли,- АСТ-Пресс, 1996, Альберт Иванов. Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в воде не тонули. - АСТ-Пресс, 1996.
Актуальность
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития акцентирует внимание на формировании безопасного поведения в быту, социуме и природе.
Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Несчастный случай с ребенком нередко связан с несоблюдением должных мер безопасности. Поэтому очень важно обеспечить безопасность детей в быту. Особенно подвержены риску чрезвычайно подвижные дети. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему необходимо учить детей основам безопасности собственной жизнедеятельности. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.
План работы по самообразованию 2017-2018 учебный год
Сентябрь
Постановка проблемы. Определение цели и задач работы над темой. Подбор и изучение литературы по теме
Октябрь
Повышать собственный уровень знаний путём изучения материала в периодических изданиях: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду» в течение года, знакомится с передовым педагогическим опытом Изучение уровня сформированности основ собственной безопасности у детей
Ноябрь-декабрь
Создание предметно-развивающей среды Изучение условий формирования основ собственной безопасности в группе
Январь
Посещение мастер-класса Приобретение навыков формирования основ собственной безопасности у детей
Февраль
Изучение литературы и Интернет-ресурсов.
Разработка игр, конспектов ООД по теме
Март Создание «картотеки дидактических игр», выставки литературы в книжном уголке, приобретение наглядных, создание игровых пособий по ОБЖ, мини-уголка по безопасности
Апрель
Доклад на РМО по теме: «Организационно-педагогические подходы в формировании основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» Обмен опытом по организации игр и конспектов, работы с родителями по формированию основ пожарной безопасности
В течение года Интернет-обмен передового опыта Обмен опытом на педагогических сайтах
Медиатека по формированию основ собственной безопасности у детей Подбор презентаций по изучаемым темам
Май
Самоанализ по изучаемым темам Оценка знаний по изучаемым темам
План работы с детьми разновозрастной группы
Сентябрь Диагностика
Определить те знания и представления, которые имеются у ребёнка; выявить умения и навыки дошкольников по формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности
Формировать представления детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. Воспитывать осознанное отношение к правилам безопасности.
Тема: «Ребёнок и другие люди».
Тема: «Ребёнок и природа».
Тема: «Ребёнок один дома».
Тема: «Здоровье ребёнка»
Тема: «Эмоции».
Тема: «Ребёнок на улицах города»
Лэпбук «Основы безопасности»
Минуты безопасности «Я и огонек»
Беседа «Безопасный путь домой» Воспитывать чувство осторожности.
Досуг «Огонь - друг или враг?»
Формировать осторожность, осмотрительность и представления об опасных ситуациях и способах поведения в них. Беседа о технике безопасности при работе с ножницами
Минутки безопасности, игровые ситуации, экспериментирование. Формировать элементарные представления о безопасности. Игра «Идем в лес за грибами»
Дидактическая игра «Разрезанные картинки»
Игра «Полезное – не полезное»
Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Шофёры»
Изобразительная деятельность. Воспитывать чувство осторожности и самосохранения. Рисование «Огонь добрый, огонь злой»
Раскрашивание картинок «Правила поведения дома»
Восприятие художественной литературы Воспитывать желание соблюдать правила безопасности. «Как не попасть в беду» О. Корнеева,«Чтобы не было беды» Н. Мигунова
ИКТ Формировать умение осознанно выполнять правила безопасности. Презентация «Где можно и где нельзя играть»
Рассматривание иллюстраций Усвоение правил, принятых в обществе «Если ты сам дома» (опасные люди, предметы) Альбом «Люди героической профессии»
Проектная деятельность Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения Сбор материала для создания проекта «Уроки безопасности»
Макет «Улица»
Октябрь
Формировать позитивные установки, желание доводить дело до конца, стремление выполнять правила безопасности. Беседа «Спички детям не игрушка», «Служба спасения»
Рассматривание стенда безопасности «Я в беду не попаду!»
Призвать детей использовать световозвращающие элементы в одежде, соблюдать ПДД
Знакомить с правилами поведения в природе «Викторина по ПДД»
Акция «Засветись! Носи световозвращатель!»
«У кошки в гостях» настольный театр
«Безопасность в природе»
Наблюдения, экскурсии Закрепить знания о правилах ОБЖ. Целевая прогулка на поляну
Минутки безопасности, игровые ситуации, экспериментирование. Развивать умение договариваться в игре. Воспитывать чувство самосохранения. «Береги водичку» решение проблемных ситуаций.
Дидактические игры «Опасно – не опасно», «Собери грибы в корзину»
Подвижные игры «У медведя во бору», «Медведь и пчёлы»
Игровые моменты «Островок безопасности», «Уроки безопасности»
Изобразительная деятельность. С помощью продуктивной деятельности воспитывать осторожность и самосохранение. Конкурс рисунков «Дорога без происшествий. Осень 2018»
Пластилинография «Пожарная машина»
Восприятие художественной литературы Выявление понимания содержания и смысла литературных произведений, способности на основе анализа и синтеза делать простейшие обобщения «Кошкин дом»
«Правила маленького пешехода» Н. Никитина
«Быстрые тачки» Н. Никитина
«Путаница» Чуковский
ИКТ Дать представление об опасности огня, о правилах поведения в лесу «Уроки тётушки Совы» мультфильм
Презентация «Зная азбуку Ау – я в лесу не пропаду»
Рассматривание иллюстраций Формировать умение оценивать опасные для человека ситуации. «Школа Аркадия Паровозова»
«Задания от Ивашки» - ПДД
Проектная деятельность Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения Создание проекта «Уроки безопасности»
Ноябрь ООД Формировать представления детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. Воспитывать осознанное отношение к правилам безопасности. Беседа «Что делать, когда заблудился?»
«Основы противодействия терроризму»
Развлечение Знакомить с правилами поведения в природе «В гостях у Лесовичка» развлечение
Драматизация «Сказка о глупом мышонке»
Эстафета «Весёлые спортсмены»
Наблюдения, экскурсии Формировать осторожность, осмотрительность и представления об опасных ситуациях и способах поведения в них Экскурсия по детскому саду
Минутки безопасности, игровые ситуации, экспериментирование. Формировать элементарные представления о безопасности. Игра-беседа «Как надо обращаться с домашними животными»
Игра-соревнование «Сбей мяч»
Моделирование ситуации на макете «Пожар в доме» (действия при пожаре)
Изобразительная деятельность. Воспитывать чувство осторожности и самосохранения. Коллективная аппликация «Осторожно, дорога!»
Восприятие художественной литературы Посредством художественного слова воспитывать желание соблюдать правила безопасности. С. Михалков «Дядя Степа»
ИКТ Формировать ценностное отношение к собственному здоровью. мультфильм «Доктор Айболит»
Рассматривание иллюстраций Формировать умение оценивать опасные для человека ситуации.
«Мы играем» (правила противопожарной безопасности)
Азбука безопасности «Аскорбинка и её друзья»
Проектная деятельность Продолжать знакомить детей с элементарными правилами Оформление результатов проекта «Уроки безопасности»
Декабрь
Формировать представления детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. Воспитывать осознанное отношение к правилам безопасности. -Беседы «Наши помощники дома», «Фейерверки и салюты – не занятие от скуки»
Развлечение Знакомить с правилами поведения (способы безопасного поведения) Кукольный театр «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт»
Квест-игра «10 записок безопасности или сокровища старого пирата»
Наблюдения, экскурсии Формировать осторожность, осмотрительность и представления об опасных ситуациях и способах поведения в них. Наблюдение за трудом взрослых
Прогулка «Знакомство с улицей»
Минутки безопасности, игровые ситуации, экспериментирование. Развивать умение договариваться в игре. Воспитывать чувство самосохранения. Дидактические игры «Сложить транспорт из частей». «Какой знак спрятан?»
Сюжетно- ролевая игра «Поездка на автобусе»
Игра- экспериментирование «Наши руки»
Изобразительная деятельность. С помощью продуктивной деятельности воспитывать осторожность и самосохранение. -Рисование «Огоньки у елки».
Чтение художественной литературы Посредством художественного слова воспитывать желание соблюдать правила безопасности. Чтение и обсуждение стихотворения «Девочка чумазая» А. Барто
ИКТ Воспитывать чувство осторожности в мире природы. - Развивающий мультфильм из серии «Уроки тётушки Совы»
Рассматривание иллюстраций Формировать умение оценивать опасные для человека ситуации. «Как избежать неприятностей»
Проектная деятельность Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения Презентация проекта «Уроки безопасности»
Январь
Формировать представления детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. Воспитывать осознанное отношение к правилам безопасности в зимнее время года во избежание травматизма «Я и огонек», «Дым в квартире»
Беседы «Зимние забавы», «Гололёд»
Развлечение Знакомить с правилами поведения в природе (способы безопасного поведения) Драматизация «Сказка про Колобка»
Наблюдения, экскурсии Формировать осторожность, осмотрительность и представления об опасных ситуациях и способах поведения в них. Экскурсия на участок ДОУ
Минутки безопасности, игровые ситуации, экспериментирование. Формировать элементарные представления о безопасности. Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Дидактическая игра «Электроприборы»
Моделирование ситуации «Один дома»
Настольная игра «Сбор грибов и ягод»
Подвижные игры «Птенчик в беде», «Лиса и куры»
Изобразительная деятельность. Воспитывать чувство осторожности и самосохранения. Лепка «Пожарный щит»
Чтение художественной литературы Выявление понимания содержания и смысла литературных произведений С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»
ИКТ Воспитывать чувство осторожности в мире природы. мультфильм «Про кота Леопольда»
Рассматривание иллюстраций Формировать умение оценивать опасные для человека ситуации. «Что хорошо, что плохо».
Проектная деятельность Формировать представления детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. Воспитывать осознанное отношение к правилам безопасности. Сбор материала для создания проекта «Огонь в нашей жизни»
Февраль
Формировать элементарные представления о безопасности. -Игровая ситуация: «Я остался один дома», «Впереди ямы».
Развлечение Знакомить с правилами поведения в природе (способы безопасного поведения) Развлечение «Спорт – это здоровье»
Наблюдения, экскурсии Закрепить знания о правилах ОБЖ. Познакомить с профессией «пожарный» Учебная пожарная эвакуация
Встреча с пожарным
Минутки безопасности, игровые ситуации, экспериментирование. Развивать умение договариваться в игре. Воспитывать чувство самосохранения. «Кто на чем путешествует?» - игра ситуация.
Настольная игра «Правила маленького пешехода»
Дидактические игры «Большая безопасная прогулка», «Дорожные знаки», «Найди ошибку»
Изобразительная деятельность. Воспитывать чувство осторожности и самосохранения. Раскраска опасных предметов
Коллективная поделка «Огонь в доме»
Чтение художественной литературы Посредством художественного слова воспитывать желание соблюдать правила безопасности. Азбука доброты и вежливости.
Рассказывание и обсуждение сказки «Добрая Ивушка»
ИКТ Воспитывать чувство осторожности в мире природы «Профессия пожарный» презентация
Рассматривание иллюстраций Формировать умение оценивать опасные для человека ситуации «Твоя безопасность дома и на улице»
Проектная деятельность Формировать представления детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. Воспитывать осознанное отношение к правилам безопасности. Работа над проектом «Огонь в нашей жизни»
Март
Формировать элементарные представления о безопасности. Беседа «Весна пришла, проснулись реки ото сна»
Занятие-игра «Идем в гости» - учимся пользоваться вилкой.
Развлечение Развивать творческие способности, желание проявлять их. Драматизация «Кошкин дом»
Наблюдения, экскурсии Закрепить знания о правилах ОБЖ. Целевая прогулка по территории детского сада (где находится уголь, дрова)
Минутки безопасности, игровые ситуации, экспериментирование. Развивать умение договариваться в игре. Воспитывать чувство самосохранения. -«Я веду себя хорошо».
Сюжетно-ролевые игры «Полицейский-регулировщик», «Водитель и пассажиры»
Игровой момент «Опасный – безопасный огонь»
Строительная игра «Автомобили бывают разные»
Загадки-ПДД
Изобразительная деятельность. С помощью продуктивной деятельности воспитывать осторожность и самосохранение. Рисование «Спецмашины на улицах города»
Чтение художественной литературы Посредством художественного слова воспитывать желание соблюдать правила безопасности. Л. Толстой «Пожарные собаки»
Сказка «Проводок»
ИКТ Формировать ценностное отношение к собственному здоровью. «Веселые правила» мультфильм
Рассматривание иллюстраций Формировать умение оценивать опасные для человека ситуации. «Бим-бом».
Апрель
Формировать позитивные установки, желание доводить дело до конца, стремление выполнять правила безопасности. Рассматривание фотографий из пожарной части.
Развлечение Формировать у детей понятие «пожарная безопасность», закрепить знания о причинах возникновения пожара; формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара; воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, гордости за людей данной
профессии; активизация двигательной активности, развитие физических качеств: ловкости, быстроты, смелости. Мероприятие «Юный пожарный»
Наблюдения, экскурсии Закрепить знания о правилах ОБЖ. -Экскурсия на кухню (трудовые действия, правила противопожарной безопасности)
Минутки безопасности, игровые ситуации, экспериментирование. Развивать умение договариваться в игре. Воспитывать чувство самосохранения. Подвижные игры «Цветные автомобили», «Юные пожарные»
Интерактивная игра «Дорожная безопасность»
Практикум «Если ты поранил палец»
Речевая игра «Пожароопасные предметы»
Изобразительная деятельность. Обобщить знания детей по ОБЖ с помощью продуктивной деятельности Коллективная работа «Весёлый паровозик, с вагонами знаний безопасности жизнедеятельности»
Чтение художественной литературы Выявление понимания содержания и смысла литературных произведений, способности на основе анализа и синтеза делать простейшие обобщения; Разучивание песни-игры «Калачи» - инсценировка.
ИКТ Формировать ценностное отношение к собственному здоровью. Просмотр мультфильма «Уроки тётушки Совы. Уроки безопасности»
Рассматривание иллюстраций Формировать умение оценивать опасные для человека ситуации.
«Мы играем» (правила противопожарной безопасности)
Проектная деятельность Формировать представления детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. Воспитывать осознанное отношение к правилам безопасности. Работа над проектом «Огонь в нашей жизни»
Май
Формировать позитивные установки, желание доводить дело до конца, стремление выполнять правила безопасности. Рассказ об оказании первой элементарной помощи в случае ожогов и травм.
Беседы о труде врачей, полицейских, спасателей, «Чем опасно солнце», «Катание на велосипеде, самокате, роликах»
Развлечение Развивать творческие способности, желание проявлять их. - Настольный театр «Теремок» (на новый лад).
Семейная игра-квн «Опасность дома»
Наблюдения, экскурсии Закрепить знания о правилах ОБЖ. -Целевая прогулка
Минутки безопасности, игровые ситуации, экспериментирование. Развивать умение договариваться в игре. Воспитывать чувство самосохранения. -Минутка безопасности «Чем может быть полезен и опасен огонь?»
Лабиринты «Помоги детям дойти до детского сада», «Помоги мишке добраться до дома»
Дидактическая игра «Разложи по порядку»
Подвижные игры «На пожаре», «Красный, жёлтый, зелёный»
Изобразительная деятельность. С помощью продуктивной деятельности воспитывать ЗОЖ Выставка рисунков «Наши друзья - витамины»
Чтение художественной литературы Выявление понимания содержания и смысла литературных произведений, способности на основе анализа и синтеза делать простейшие обобщения; Разучивание песни-игры «Калачи» - инсценировка.
-Чуковский К. И. «Путаница»
ИКТ Формировать ценностное отношение к собственному здоровью. - Просмотр мультфильма «Уроки тётушки Совы. Уроки безопасности»
Рассматривание иллюстраций Выявление понимания содержания и смысла сюжетных картинок, способности на основе анализа и синтеза делать простейшие обобщения. -Составление коротких рассказов «Уважайте светофор», «Зверюшки на дороге»
Придумывание историй на тему «Контакты с животными»
Диагностика Формировать представления детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. Воспитывать осознанное отношение к правилам безопасности.
определить уровень знаний и умения детей быстро иправильно действовать в различных жизненных ситуациях, желание сохранять иукреплять своё здоровье Презентация проекта «Огонь в нашей жизни»
Тема: «Ребёнок и другие люди».
Тема: «Ребёнок и природа».
Тема: «Ребёнок один дома».
Тема: «Здоровье ребёнка»
Тема: «Эмоции».
Тема: «Ребёнок на улицах города»
План работы с родителями
Мероприятие Время проведения
Анкетирование родителей по теме «Безопасность дошкольника в домашних условиях»
Информационный стенд «Службы «112», «01», «02», «03» Сентябрь
Оформление папки-передвижки «Безопасность ребенка в быту»
Буклет «Правила поведения в лесу!
Акция «Засветись! Носи световозвращатель!» Октябрь
Памятка для родителей по антитеррору «Правила поведения при захвате в заложники»» Ноябрь
Памятка для родителей «Если ребенок один дома»
Совместный с родителями праздник «Здравствуй, здравствуй, Новый год, безопасность и комфорт!» Декабрь
Мастер – класс для родителей «Игровые моменты для формирования ответственности и самостоятельности у детей»
Папка-передвижка «Гололёд и безопасность человека» Январь
Анкетирование и интервьюирование родителей по теме: «Безопасность дошкольника на улице» Февраль
Семейный клуб «Что читать детям о безопасности» Март
Круглый стол «Организационно-педагогические подходы в формировании основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста»
Буклеты «О правилах пожарной безопасности» Апрель
Семейная игра-КВН «Опасность дома»
Родительское собрание с презентацией по теме «Проектная деятельность в формировании навыков у детей безопасного поведения» Май
Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости). В течение года
План работы с педагогами
Мероприятие Время проведения
Консультация для воспитателей
«Эффективные средства формирования основ собственной безопасности у детей» Сентябрь
Консультация для воспитателей по обмену опытом Январь
РМО по теме Апрель
Педсовет «Презентация итогов работы по теме самообразования» Обобщение опыта. Подведение итогов. Май
Итог.
Для того, чтобы определить эффективность проведенных в течение года мероприятий, был проведён сравнительный анализ результатов диагностики. На протяжении всего учебного года у детей накапливались знания о безопасной жизнедеятельности. К концу учебного года низкий уровень знаний, умений и навыков уменьшился на 4%, настолько же увеличился высокий уровень. Это говорит о том, что было правильно выбрано направление работы. Основываясь на результаты диагностики, был сделан следующий вывод: продолжать запланированную работу в данном направлении. Целенаправленная самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить свои знания, осуществлять детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Воспитатель имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности остается актуальным. Результат деятельности - поставленные цель и задачи были достигнуты благодаря владению основами современных образовательных программ и технологий, созданию благоприятных условий для индивидуального развития личности каждого ребенка, благодаря созданию развивающей предметно пространственной среды, соответствующей ФГОС ДОУ.