надежда маркова
План работы по преодолению тревожности у детей
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по преодолению тревожности у детей
Дети более чувствительны, чем взрослые, и, как следствие, они оказываются более незащищенными, чаще начинают испытывать тревогу, беспокойство. Они находятся в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, не ждут ничего хорошего от окружающих.
Тревожный ребенок постоянно находится в подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром. Мир воспринимается как враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, эта черта приводит к формированию заниженной самооценки. Такой человек, терзаемый постоянными сомнениями, не способен на серьезные жизненные достижения и, как следствие, социально дезадаптивен. Можно сказать, что данная проблема настолько актуальна, что требует своего скорейшего разрешения, так как в противном случае вполне может привести к формированию поколения неуверенных, тревожных, абсолютно неспособных адаптироваться в жизни людей.
Публикация «План работы по преодолению тревожности у детей» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Основная трудность в работе с тревожными детьми заключается в налаживании с ними контакта, развитии доверительных отношений.
1.«Давайте познакомимся!»
Эта игра помогает познакомиться с детьми, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенку, которому передали мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет передавать мяч.
2. «Ау!»
Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему : «Ау!» - и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эта игра эффективна при знакомстве. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.
3. «Как здороваются олени»
Ведущий. Давайте поздороваемся сегодня не совсем обычным способом. Поздороваемся так, как здороваются олени. Вы знаете, как здороваются олени? Они здороваются так: кивают головой, трутся ушками – вот так, здороваются плечами, боками и спинками – вот так трутся друг от друга. Они здороваются носиками – вот так! А теперь давайте поздороваемся так, как здороваются люди: давайте пожмем друг другу руки.
4. «Будь внимателен!»
Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится на расстоянии от другого примерно 0,5 м. По команде ведущего, произвольно, с разными интервалами и вперемешку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.
«Зайчики!» - дети прыгают, имитируют движение зайца.
«Лошадки!» - дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом.
«Раки!» - дети пятятся, как раки (спиной).
«Птицы!» - дети бегают, раскинув руки (имитация полета птицы).
«Аист!» - стоять на одной ноге.
«Лягушка!» - присесть и скакать вприсядку.
«Собачка!» - дети сгибают руки (имитация движения – «собака служит») и лают.
«Курочки!» - дети ходят, «ищут зерна» на полу и произносят звуки «ко-ко-ко!».
«Коровки!» - дети встают на руки и ноги (4 ноги у коровы) и произносят «му-у-у!».
5. «Кто громче крикнет»
Детям предлагается издавать громкие звуки. Крик должен постепенно превратиться в общую мелодию (хор).
6. «Четыре стихии»
Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится на расстоянии от другого примерно 0,5 м. По команде ведущего, произвольно, с разными интервалами и вперемешку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.
«Земля» - дети опускают руки вниз.
«Вода» - дети вытягивают руки вперед.
«Воздух» - дети поднимают руки вверх.
«Огонь» - дети вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах.
7. «Найди игрушку»
Описание игры: выбирают ведущего, который прячет игрушку в пределах оговоренного пространства, а потом остальные ее ищут, воспользовавшись подсказкой ведущего: «Игрушка лежит на подоконнике в комнате». Затем описание места расширяют: «Игрушка спрятана в спальне под подушкой». Ребенок, нашедший игрушку, должен рассказать, что она делала на том месте, где была найдена.
Комментарий: эта игра поможет детям лучше ориентироваться в помещениях и комнатах. Поэтому она поможет использовать в процессе сопровождения адаптации ребенка к условиям детского сада, так как часто у детей наблюдается боязнь всего незнакомого, им трудно сориентироваться в новой обстановке.
8. «Динозаврики»
Описание игры: дети, представляя себя «динозавриками», делают страшные мордочки, бегают и издают душераздирающие крики.
Комментарий: игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у них появляется возможность дать выход накопившимся страхам, противоречиям и обидам.
9. Упражнение «Дракон кусает свой хвост»
Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок – «голова дракона», последний – «хвост дракона». «Голова дракона», пытается поймать, «хвост», а тот уворачивается – от нее.
Замечание: Следите, чтобы дети не отпускали друг друга. Следите также, чтобы роли «головы дракона» и «хвоста» выполнили все желающие.
10. «Черепашка»
Давайте представим, что мы все с вами – черепашки. Кто такие черепашки? Правильно, это такие животные с панцирем – защитным домиком на спине, в который они прячутся, когда чувствуют опасность. Но сейчас все хорошо, ярко светит солнышко, и все черепашки вылезли из-под камней погреться на солнце, они потягивают свои ручки, ножки широко, во все стороны, вертят головой и жмурятся от удовольствия. Но вдруг они чуют опасность и начинают прятать свои лапки и голову – они втягивают их в свой «домик», по панцирь, а еще пытаются свернуться клубочком, стараются стать меньше и незаметнее. Но вот опасность миновала, все вокруг снова спокойно, и черепашки выползают из своих домиков, потягиваются, крутят головой, растопыривают лапки и нежатся на солнышке. Все хорошо!