Гелунова Татьяна
План работы над проектом «Нарушения голоса, дизартрия, ринолалия»
▼ Скачать + Заказать документы
Формулировка темы, разработка плана работы над проектом, распределение ролей по его реализации
Тема проекта в рамках дисциплины «Нарушения голоса, дизартрия, ринолалия» : «Использование логопедических сказок с мини флеш-игрой в логопедической работе по развитию словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи»
ОПИСАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Публикация «План работы над проектом „Нарушения голоса, дизартрия, ринолалия“» размещена в разделах
1. Название проекта : «Использование логопедических сказок с мини флеш-игрой в логопедической работе по развитию словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи»
2. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курский государственный университет», Курск, Россия.
3. Ишкова Елена Юрьвна, студенты 2 курса, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направление «Логопедия детей и взрослых».
4. Российская Елена Николаевна, к. пед. н., начальник управления академической политики, доцент кафедры Логопедии, олигофренопедагогики и основ специального образования КГУ.
АННОТАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
Проект направлен на формирование и совершенствование словаря детей старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи.
СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
Цель проекта : разработка цикла логопедических сказок, направленных на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи проекта :
1. Изучение педагогической и психологической литературы по вопросу использования логопедических сказок, направленных на обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Выбор речевого материала, направленного на активизацию процессов восприятия, внимания и памяти у детей.
3. Повышение мотивации, интереса к логопедическим занятиям, приобщение детей к процессу активного познания.
4. Создание методической разработки по теме : «Использование логопедических сказок с мини флеш-игрой в логопедической работе по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи».
Ожидаемые результаты проекта :
1. Формирование у студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль «Логопедия») знаний по обогащению словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
2. Создание методической разработки с видео-приложением и мини флеш-игрой, которые помогут в работе учителю-логопеду и воспитателю в работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Актуальность проекта :
Словарный запас является одним из компонентов речевого развития ребенка, а овладение лексикой выступает условием речевого развития. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения [Филичева, Чиркина, Коновалова, Кондратенко, Воробьева ].
У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в овладении словарем даже в условиях целенаправленного педагогического процесса при специально организованном обучении, поэтому они нуждаются в дополнительной стимуляции развития активного словаря.
В работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи, эффективным развивающим и коррекционным средством развития всех компонентов речевой системы является сказка.
Е. Н. Винарская отмечает, что отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи эмоциональный дискомфорт. Поэтому логопеду и воспитателю в совместной деятельности необходимо обеспечивать положительный настрой и поддерживать интерес к выполняемым упражнениям, закреплять и совершенствовать в новой ситуации. Сказка является мощным дидактическим и коррекционным средством в логопедической работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
На наш взгляд, использование логопедических сказок на формирование и совершенствование словаря является эффективным методом работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
Таким образом, существует потребность в разработке логопедических сказок, направленных на совершенствования словаря детей старшего дошкольного возраста.
Все выше изложенное определило цель проекта.
Новизна предлагаемых решений состоит в том, что в ходе реализации проекта особое внимание уделяется разработке методического пособия, которое содержит цикл логопедических сказок с видеоприложением и мини флеш-игрой в логопедической работе по развитию словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Социальная значимость проекта определяется следующим:
1. Выбранный речевой материал направлен на активизацию процессов восприятия, внимания и памяти у детей.
2. Повышение мотивации, интереса к логопедическим занятиям, приобщение к процессу активного познания.
3. Материалы исследования могут быть использованы в работе учителей-логопедов, учителей-дефектологов, воспитателей
Перспективы своей работы мы видим в апробации подобранного материала.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный (сентябрь 2018)
Задачи этапа:
Разработка проекта (определение темы, задач, ожидаемых результатов, этапов реализации проекта).
2. Распределение ролей по реализации проекта :
- Подбор, адаптация диагностического материала:
1. Составление план-схемы проекта (2 студента);
2. Сбор и обработка литературы, информации, дополнительного материала (3 студента);
3. Систематизация отобранного материала (3 студента).
II этап - основной (октябрь-ноябрь 2018г.)
Задачи этапа:
1. Создание методической разработки для учителей-логопедов и воспитателей дошкольного образовательного учреждения.
2. Создание видеоприложения к методической разработке для учителей-логопедов и воспитателей дошкольного образовательного учреждения.
3. Создание мини-флеш игры к методической разработке для учителей-логопедов и воспитателей дошкольного образовательного учреждения.
III этап - обобщающий (декабрь 2018г.)
Задачи этапа:
1. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
2. Презентация проекта.
Список использованной литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М. : Академия. 2000, 400 с.
2. Балобанова В. П., Юртайкин В. В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб. : Детство-Пресс. 2001, 240 с.
3. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» М. : Просвещение, 1981, 256 с.
4. Винарская Е. Н. Дизартрия. М. : АСТ. 2006, 141 с.
5. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. Пособие для логопедов. М. : Просвящение. 1985, 112 с.
6. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб. -метод. пособие. М. : Соц. -полит, журн. 1994, 96 с.
7. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М. : Академия. 2005, 144с.
8. Макарова В. Н. Комплекс контрольно-тестовых заданий по курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста»./Под ред. В. Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой, В. И. Яшиной. Орел. : ОГУ. 2002, 48с.
9. Нищева Н. В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Спб. : Детство-пресс. 2015, 245 с.
10. Ткаченко Т. А. Альбом индивидуального обследования дошкольника: Диагностическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М. : Гном и Д, 2002. 48с.
11. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М. : Изд-во Института Психотерапии. 2001, 240с.
12. Яшина В. И. Методика обследования развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. М. : Просвещение. 1993.