Алена Муравьева
План работы кружка «Веселые ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
Детский сад «Островок».
План работы кружка «Веселые ладошки».
Развитие мелкой моторики рук в младшей группе.
Воспитатель: Муравьева А. А
п. г. т Смирных
2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.
2. Паспорт программы:
• цель,
• задачи,
• участники программы,
• сроки реализации,
• список детей,
• график работы кружка.
Публикация «План работы кружка „Веселые ладошки“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
3. План реализации программы кружка «Умелые ладошки» во второй младшей группе.
4. Профилактическая работа с родителями.
5. Литература.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В. А. Сухомлинский.
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики.
Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игра и упражнения:
• самомассаж кистей рук;
• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
• рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.
Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)
Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма работы : с подгруппами, индивидуально.
К концу учебного года дети должны будут уметь работать с бумагой в разных техниках, научиться правильно, держать карандаш, ручки станут более гибкими, послушными, дети научатся самостоятельно и творчески работать.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Задачи: воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества); художественного вкуса; усидчивости, целенаправленности.
Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук; совершенствование движений рук; познавательных психических процессов: произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти; развития речи детей.
Формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук); практических умений и навыков; обучение различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
• воспитатель
• дети
• родители.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ноябрь 2016 – май 2017
СПИСОК ДЕТЕЙ ПОСЕЩАЮЩИХ КРУЖОК
ГРАФИК РАБОТЫ КРУЖКА
Среда 15.40 – 16.00
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КРУЖКА «УМЕЛЫЕЛАДОШКИ» ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.
«Если руки неумелы,
Если пальчики несмелы,
Трудно ручку удержать,
Буквы ровно написать
Не удержишь карандаш –
Не получится пейзаж».
В. Лирясова.
НОЯБРЬ
Неделя Тема игр и упражнений Задачи: Работа с родителями
1 1. Пальчиковой гимнастика «Моя семья»
2. «Мухомор» Рисование пальчиками Разучивание потешки с помощью поочередного разгибания пальцев, сжатых в кулак. Познакомить детей с техникой пальчикового рисования; расширять представления о внешнем виде мухомора. Воспитывать аккуратность при работе с красками.
2 Игры с крупами «Помогаем маме» Научить ребенка одной ручкой выбирать один вид крупы, а другой второй вид крупы, проговаривая соответственные слова.
3 Рисование пальчиками «Первый снег» Тренировка мышц рук, вызвать интерес к изображению зимнего пейзажа. Развитие зрительно –пространственного восприятия. Выставка работ
4 Самомассаж «Шел медведь к себе домой» При чтении стихотворения прижимать указательным пальцем по очереди каждый ноготь к столу, учить детей самостоятельно делать массаж пальчиков
ДЕКАБРЬ
Неделя Тема игр и упражнений Задачи: Работа с родителями
1 Конструирование из палочек «Елочка» Развитие мелкой моторики, координации движений, стимуляция работы большого и указательного пальцев
2 «Новогодняя елка» Пластилинография Упражнять в умении отщипывать и размазывать на бумаге кусочек пластилин, научить детей украшать работу путем вдавливания в пластилин декоративных элементов, расширять представления о празднике Новый год, создавать праздничное настроение.
Развивать мелкую моторику, эстетический вкус.
Воспитывать аккуратность, усидчивость.
3 1. Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»
2. «Змейка». Игрушка из пластиковых крышек и пластиковых контейнеров от киндер-яиц Развитие мелкой моторики трех основных пальцев руки (большого, указательного и среднего)
Учить детей движениям пальцев в соответствии со словам. Упражнять в умении нанизывать крышечки от бутылок на нитку;
4 Упражнение на нанизывание «Гирлянда» Развитие мелкой моторики, координации движений
ЯНВАРЬ
Неделя Тема игр и упражнений Задачи: Работа с родителями
1 Массаж магнитными игольчатыми шариками «Две звезды» Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений
2 1. Повторение пальчиковой игры «Мы во двор пошли гулять»
2. «Раз крупинка, два крупинка», Развитие мелкой моторики трех основных пальцев руки (большого, указательного и среднего)
Учить детей движениям пальцев в соответствии со словам. Упражнять детей брать маленький предмет и перекладывать его из оной емкости в другую.
Воспитывать аккуратность.
3 1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
2. «Снеговик» Мукосолька
Развитие мелкой моторики, координации движений. Упражнять в умении отщипывать необходимое количество теста и катать шарик между двумя ладонями. Развивать мелкую моторику, творческие способности.
Воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
4 Упражнения на нанизывание «Хоровод зверей в лесу» Развитие мелкой моторики, координации движений; стимуляция работы больших и указательных пальцев обеих рук
ФЕВРАЛЬ
Неделя Тема игр и упражнений Задачи: Работа с родителями
1 Самомассаж прищепками «Уточки и гуси» Повторение звукоподражательной потешки. При помощи нетугой прищепки прищемляем ногтевые фланги пальцев
2 Игры на нанизывание «Сушим рукавички» Развитие мелкой моторики, сенсорных представлений, тактильного восприятия
3 Игра на выкладывание «Веревочка для санок» Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение объектов на образце и располагать их на наборном полотне
4 Повторение пальчиковой гимнастика «Моя семья» Разучивание потешки с помощью поочередного разгибания пальцев, сжатых в кулак
МАРТ
Неделя Тема игр и упражнений Задачи: Работа с родителями
1 Рисование пальчиками «Цветок для Мамы» Тренировка мышц рук, вызвать интерес к рисованию пальчиками. Развитие зрительно-пространственного восприятия. Выставка работ
2 Упражнение на пристегивание Обучать ребенка навыкам самообслуживания: плетению, застегиванию и расстегиванию пуговиц, развитие мелкой моторики рук
3 1. Пальчиковая гимнастика «Кот и мышка»
2. «Веточка мимозы» Рисование методом тычка с помощью ватных палочек Развитие мелкой моторики.
Учить детей движениям пальцев в соответствии со словами. Расширять знания и представления об окружающем мире, познакомить с внешним видом мимозы, познакомить с техникой рисования тычком ватными палочками.
Воспитывать аккуратность при работе с красками, внимательность, усидчивость.
Развивать чувство композиции и ритма.
4 Игра на тактильное восприятие «Сухой пальчиковый бассейн» Активизация тактильного восприятия и различение предметов; развитие мелкой моторики пальцев рук
АПРЕЛЬ
Неделя Тема игр и упражнений Задачи: Работа с родителями
1 «Ромашка» Рисование солью Познакомить с методом создания изображения с помощью нанесения клея и насыпания на него соли, расширять представления об особенностях внешнего вида ромашки.
Воспитывать интерес к новым методам рисования.
Развивать творческие способности, мелкую моторику.
2 Массаж магнитными игольчатыми шариками «Две звезды» Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений
3 Самомассаж ладоней и
пальцев рук шишкой. Развитие мелкой моторики, координации движений
4 Игры с крупами «Помогаем маме» Научить ребенка одной ручкой выбирать один вид крупы, а другой второй вид крупы, проговаривая соответственные слова.
МАЙ
Неделя Тема игр и упражнений Задачи: Работа с родителями
1 Повторение пальчиковой игры «КРОЛИК» Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии со словами, активизировать словарь
2 Игра «Мешочек с сюрпризами» Учить детей узнавать на ощупь знакомые по форме и фактуре предметы и называть их
3 Повторение пальчиковой гимнастики «Кот и мышка» Развитие мелкой моторики.
Продолжать чить детей движениям пальцев в соответствии со словами
4 Рисование пальчиками «Зеленая травка» Тренировка мышц рук, вызвать интерес к изображению весеннего пейзажа. Развитие зрительно – пространственного восприятия.
Профилактическая работа с родителями.
1. «Рисуем пальчиками и ладошками» Родители совместно с детьми учатся рисовать с помощью ладошек и пальчиков с целью художественно - эстетического развития
2. Семинар-практикум «Пальчиковые игры, их назначение и роль в художественно-эстетическом развитии» Поиск ответа на вопрос: как и зачем, используя пальчиковые игры, развивать у детей мелкую моторику рук.
3. Консультация «Формирование интеллектуальной, познавательной, речевой деятельности через художественно-эстетическое развитие». Уточнить представления родителей о влиянии художественно-эстетического развития на речь, на развитие интеллекта.
4. Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию «Солнечная поляна» Проведение открытого занятия с целью информирования родителей о том, чему научились дети за как правильно обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте и подготовить ребенка к школе.
Литература
1. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения» С. Е. Большакова
2. «Обучение детей грамоте в игровой форме» И. А. Быкова
3. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия» Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич- Евстегнеева
4. «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры» Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстегнеева
5. «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон
6. «Развитие детей в изобразительной деятельности» Т. Н. Доронова
7. «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница» Зейц Мариелла
8. «Изобразительная деятельность младших дошкольников» Т. Г. Казакова
9. «Коллективное творчество дошкольников» Т. С. Комарова
10. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» А. В. Никитина