Людмила Остроушко
План работы кружка «Хочу всё знать»
▼ Скачать +Заказ
ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ»
РАЗДЕЛ I.ИЗМЕРЕНИЕ
Темы:
1 – Средства измерения мира человеком (измерительные приборы длины, беса, объема).
2. Единицы измерения температуры, времени.
Цель: сформировать у детей представление об измерении, как одном из способов познания мира, о единицах измерения (общепринятыми эталонами) : длины (сантиметр, метр, километр); веса (грамм, килограмм); объёма (литр, миллилитр); температуры (градус).
Публикация «План работы кружка „Хочу всё знать“» размещена в разделах
Познакомить детей с измерительными приборами, созданными человеком, как средствами познания мира, установления отношений человека с окружающим миром : линейка, измерительная лента, весы (стрелочные и пружинные, мерный сосуд, термометр (для измерения температуры воды, воздуха и тела человека).
Познакомить детей с понятием «время» - длительность существования, продолжение событий, последовательное течение суток за сутками. Сформировать опыт использования разнообразных способов его измерения с помощью различных видов часов (приборы, позволяющие ориентироваться во времени). Познакомить детей с историей развития измерительных приборов, и происхождением мер, развитием способов измерения времени от солнечных древнеегипетских часов до современных часов на кварцевых кристаллах и атомных часов.
Развивать способности детей пользоваться измерительными приборами (узнать длину, ширину, размер предмета, его вес, собственный вес и рост, температуру окружающего воздуха, воды в сосуде, температуру сво-его тела). Способствовать формированию эмоционально положительного отношения к процессу экспериментирования.
РАЗДЕЛ 2. ВЕЩЕСТВО
Темы:
1. Из чего все сделано. Три состояния вещества.
2. Жидкость. Свойства воды.
3. Газ. Свойства воздуха.
4. Твё рдое тело: материалы (керамика, стекло, пластмасса, дерево, почва, песок, глина, металлы).
5. Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой (нагрев и охлаждение, горение; круговорот воды в природе).
Цель: расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твёрдое и газообразное).
Познакомить детей со свойствами воды как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, выталкивать более легкие предметы и удерживать их на поверхности, находиться в любом из трёх состояний вещества и др., со значимостью и ценностью воды в жизни человека и всех живых организмов планеты.
Сформировать представления детей о свойствах других различных жидкостей (шампунь, молоко, бензин, нефть, керосин и др.). В данном разделе ребёнок познаёт такие новые понятия как плотность, вязкость, плавучесть.
Создать условия для овладения способами познания свойств жидкостей: погружение различных предметов для определения понятия плотность, плавучесть (пенопласт, деревянный брусок, камень, металлический предмет, изделия из стекла и пластмассы и др.); растворение соли, сахара, соды, марганца, шампуни, изготавливая соответствующие растворы; замораживание, нагревание, кипячение и т. д.
Познакомить детей с твёрдыми телами, их свойствами, значением и областью применения в жизни человека: изделиями из стекла и пластмассы, керамическими изделиями, деревянными и металлическими предметами, знакомятся с почвой, песком и глиной.
Сформировать представление о:
взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое: свойствах воды, воздуха и твёрдого тела при нагревании и охлаждении, горении (расширение и сжатие, кипение, замерзание, образование продуктов горения - пепел, зола, угарный газ);
природных явлениях - атмосферные осадки, круговорот воды в природе, изменение погоды, ветер, роса и иней, влажность, бури, ураганы.
Способы познания свойств твё рдых тел: рассматривание камней, песка, глины, пропускание через них воды, ощупывание, разбивание, нагревание предметов из стекла, пластмассы, керамики, металлических предметов и т. д.
Познакомить детей с природными богатствами недр Земли (уголь, драгоценные камни и металлы и пр.).
Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию свойств различных веществ.
РАЗДЕЛ 3. ДВИЖЕНИЕ
Темы:
1. Почему предметы движутся.
2. Тяготение. Свободное падение.
3. Виды движения. 4. Простые механизмы.
Цель: познакомить детей с разнообразными видами движения: человек и животные идут, бегают, приседают, скачут, вертят головой и т. п. ; машины, самолеты, механизмы и пр. перемещаются в различных пространствах (воздушное, водное, земное); планеты и спутники вращаются в космосе.
Создать условия для установления ребёнком связи движения (перемещения) и действия на предмет тянущих или толкающих сил.
Сформировать у детей представление о видах движения (прямолинейное, вращательное, движение по наклонной плоскости, свободное падение); о трении, как неотъемлемой части движения (польза трения, трение - помеха, защита от трения, преодоление трения, трение — причина нагрева и т. д.); о понятиях «скорость», «направление».
Познакомить детей с историей создания простых механизмов и их применением для облегчения и выполнения работы (рычаг, клин, блок, винт, шестерни).
Сформировать у детей способы познания видов движения (катать машинки, тележки по прямой и наклонной плоскости, вращать волчок, колесо, планеты вокруг Солнца на модели, спутники по орбитам, соревноваться в скорости бега и ходьбы со сверстниками и взрослыми). Формировать у детей представления о ценности и способах применения простых механизмов (рычаг, блоки - для подъёма тяжестей, тачка - для перетаскивания грузов, работа шестерёнок в механическом миксере и механических часах и т. д.).
РАЗДЕЛ 4. СВЕТ И ЦВЕТ
Темы: Отражение света. Зеркало.
2. Изменение размеров изображения с помощью различных линз. Преломление света.
3. Что такое радуга? Смешение цветов.
Цель: Познакомить детей со светом как одной из форм энергии; светящимися предметами (излучающими свет) : электрической лампочкой, свечами, телевизором, Солнцем (самым главным источником света на Земле); отражением света и как оно происходит (различными видами зеркальных поверхностей); преломлением света и увеличением изображения (линзы, увеличительные стекла, лупы и т. д.). Сформировать представление о принци-пе разложения белого света на составляющие цвета, появления уникального природного явления - радуги. Расширить представления о способности человека и животных видеть, различать цвета, об использовании цвета в природе и культуре. Познакомить со строением глаза (как оптического прибора).
Сформировать у детей представления об истории развития осветительных приборов (от свечи, керосиновой лампы до современных электрических осветительных приборов). Создать условия для приобретения ребё нком способов познания свойств света: рассматривание света от различных источников (свеча, фонарик, электрическая лампа, сопоставление яркости, направленности; наблюдение отражения предметов от зеркал разной формы (выпуклых, вогнутых, плоских, преломления луча света от фонарика через плоскую бутылочку; использование увеличительного стекла, лупы, изготовление самодельной линзы, пропускание света через струю воды; раскладывание солнечного луча на составляющие цвета (используя воду и зеркало, получение радуги, рассматривание драгоценных камней, калейдоскопа; просмотр диафильмов, смешивание цветов. Развивать эмоционально-положительное отношение к занятиям экспериментированием.
РАЗДЕЛ 5. ЗВУК И СЛУХ
Темы:1. Источники звука и его распространение.
2. Способы восприятия звуков человеком и животными.
Цель: расширить представления детей о способности человека и животных слышать различные звуки. Познакомить со строением человеческого уха, позволяющего воспринимать не только звуки, но и их источники. Сформировать понятие скорости звука. Познакомить детей с распространением звука в воздухе, воде и твёрдых телах, отражением звука (эхо, громкостью.
Формировать эмоционально-положительное отношение к познанию звуков посредством знакомства с интересными фактами из жизни животных и человека: способность многих животных «видеть» с помощью звука (летучие мыши, слышать звуки лапками (кузнечики, всем телом (рыбы) и т. д. Познакомить детей с использованием звука и ультразвука в медицине, геологии, подводных исследованиях.
Создать условия для приобретения детьми способов познания звуков — слушать звуки от различных источников, на разном расстоянии, различной громкости (тиканье часов, звучание колокольчика, свистка, шуршание листьев, скрип снега и т. п., слушать звучание различных музыкальных инструментов (трещотка, гармошка, барабан и др., слушать симфоническую музыку, распознавать звуки с закрытыми глазами, узнавать друг друга по голосу, определять названия домашних животных по голосу и т. д., подражать различным звукам животных, машин, птиц, музыкальных инструментов. Формировать представления о том, что очень громкие звуки неблагоприятны для человека, вызывают раздражительность и т. п., а, следовательно, необходимо создавать вокруг себя гармоничный звуковой фон.
РАЗДЕЛ 6. МАГНЕТИЗМ
Темы:
1. Магнит и его свойства.
2. Магнитные свойства Земли. Компас.
Цель: Познакомить детей с магнитом, его свойствами (притягивать к себе металлические предметы, областью применения (собрать булавки, рассыпанные по полу, определить направление пути по компасу, магниты за-ставляют вращаться электромоторы н производить электричество генера-торами, магнитофон снабжен магнитной головкой и т. д.).
Формировать у детей эмоционально-положительное отношение к по-знанию магнита посредством знакомства с интересными фактами из истории появления, обнаружения и использования магнита человеком. Познакомить детей с компасом — прибором для определения сторон света. Важная часть компаса - намагниченная стрелка, которая поставлена на острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета: красный всегда повернут к югу, а синий указывает на север. Сформировать у ребёнка опыт использования компаса, определения с его помощью сторон света. Познакомить детей с магнитными свойствами Земли, которая обладает собственным магнитным полем.
Создать условия для овладения способами познания свойств магни-тов; определить, что магнит не притягивает пластмассу, дерево, резину, а изделия из металлов (железа, стали, кобальта, наоборот, притягиваются к нему; соединение двух магнитов друг с другом, поворачивание их и опре-деление, что они то притягиваются, то отталкивают друг друга. Стимули-ровать самостоятельное обнаружение детьми двух полюсов у магнита. По-знакомить детей с действием магнитного поля через бумагу. Развивать ин-терес детей к экспериментальной деятельности в процессе познания при-родного явления магнетизма.
РАЗДЕЛ 7. В МИРЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА
Темы:
1. Молния. Электрический ток. Виды электричества.
2. Проводники и диэлектрики. Электрические приборы.
3. Электромагнит. Современные технологии.
Цель: Познакомить детей с электричеством как особой формой энергии: оно может превращаться в тепловую, световую, звуковую форму энергии, а также использоваться для работы механизмов. Расширять представления об электрических приборах. Познакомить детей со статическим электричеством — молния, искры на одежде, возникающие при трении; с понятием электромагнит и его использованием в современных технологиях, способностью некоторых животных излучать электрические колебания.
Познакомить детей с использованием батарейки - хранителя электричества, фонарика, с устройством простейших электрических приборов (все они имеют вилку, провод, который подключен к мотору или лампочке). Сформировать опыт следования правилам безопасности при взаимодействии с электрическими приборами (нельзя прикасаться к оголённым проводам, вставлять в розетку металлические предметы, с электрическими приборами можно взаимодействовать только сухими руками и т. д.).
Создать условия для приобретения ребё нком способов познания электричества: рассматривание устройства розетки, выключателя, вилки, структуры проводов (металлические жилы в пластмассовой оплетке, электрической лампочки, устройства фонарика; собирание простейшей электрической цепи; создание электромагнита с помощью гвоздя, намотанного на него провода и батарейки; создание статического электричества (в результате трения воздушного шарика о шерстяной свитер и т. д.).
РАЗДЕЛ 8.
ЧЕЛОВЕК И ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ
(ИТОГОВЫЙ)
Цель: Обобщение знаний детей о законах существования всего живого на земле:
закон всемирного тяготения и земного притяжения,
закон действия и противодействия,
видоизменения вещества и перехода его из одного состояния в другое под действием элемента - посредника Огня,
закон отражения и преломления света и др.
Дети осознают, что «чудеса», происходящие в природе (восход и заход Солнца, радуга, туман, роса, дождь, снег, ветер и др.) объяснимы и подчиняются неопровержимым физическим законам.
Подвести детей к выводу о том, что ценность приобретенных знаний заключается в том, что приходит осознание своей ответственности за сохранение окружающего мира. Законы физики необходимо учитывать в повседневной жизни, например, когда в мороз выносят на улицу бутылки с водой, при работе с электрическими приборами, а также, познавая свойства реальных предметов окружающего мира посредством различных способов, что позволит самоутвердиться и найти своё место в окружающем мире.