Любовь Константиновна Драгалевская
План — Программа по социальной адаптации воспитанников: «Прими и полюби меня таким какой я есть»
▼ Скачать + Заказать документы
Сроки реализации программы : 2013-2014 учебный год
2014-2015 учебный год
Актуальность темы данной программы диктуется, в первую очередь,
социальным заказом современного общества и во вторую очередь, социальной зрелостью замещающих семей, которые успешно готовятся
в «Школах приемных родителей».
Основная задача современности – подготовить замещающие семьи к приему
Публикация «План — Программа по социальной адаптации воспитанников: „Прими и полюби меня таким какой я есть“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
детей с ограниченными возможностями здоровья, чтобы не возникало отторжения детей из-за их инвалидности. В нашем учреждении воспитываются 20 детей дошкольного возраста, все дети-инвалиды и, конечно, первостепенная задача всего педагогического коллектива:
успешно социализировать детей, помочь им обрести семью!
Весь процесс обучения мы строим по 3-м взаимосвязанным и взаимопроникающим концентрам : «Я сам!», «Я и другие», «Я и
окружающий мир».
Задачи концентра «Я сам!»
- откликаться на свое имя и правильно называть его;
- откликаться на свою фамилию и правильно называть её;
- узнавать себя в зеркале и на фотографиях;
- показывать и называть части своего тела, своего лица;
- самостоятельно выполнять заданные взрослыми действия: сидеть на своем
стуле, спать на своей кровати, класть и брать вещи из своего шкафа,
самостоятельно одеваться и раздеваться и т. п.
Задачи концентра «Я и другие»
- узнавать знакомых взрослых и детей, выражая при этом радость;
- формировать тактильно-эмоциональные способы выражения чувства
привязанности к воспитателю, к сверстникам в группе, не стесняться
выражать свои чувства привязанности: обнять, поцеловать, держать за
руку, улыбаться;
- доброжелательно наблюдать за действия других детей;
- эмоционально реагировать на присутствие сверстников и их действия;
- учить спокойно разрешать возникающие конфликты с помощью окружа-
ющих взрослых и самостоятельно;
Задачи концентра «Я и окружающий мир»
- проявлять непосредственный интерес к игрушкам, предметам и действиям
- проявлять положительный интерес ко взрослым и сверстникам;
- продолжать формировать коммуникативные умения детей – приветливо
здороваться и прощаться, вежливо обращаться друг к другу, доброжелатель-
но взаимодействовать;
- быть терпимым к проявлениям сверстников;
- формировать понятия, что группа воспитанников – это их семья, в которой
с любовью и пониманием надо относится к каждому;
- формировать понятия о членах семьи, о взаимоотношениях между членами
семьи с использованием наглядности: фотоснимки, картины, слайды;
- учить моделировать отношения между членами семьи через сюжетно- ролевые игры.
Социальное развитие – это ежедневный процесс формирования у детей
представлений о многообразии окружающего мира, становлении отношений к воспринимаемым социальным явлениям и навыков поведения, соответствующих общественным нормам.
Программа социального развития строится на 3-х базовых концентрах:
«Я сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир», охарактеризованных
выше
Для успешного выполнения этих базовых центров педагоги обязаны
создать следующие условия:
• эмоционально-положительный контакт взрослого с ребенком;
• правильное определение способов постановки перед ребенком
воспитательно-образовательных задач, учитывающих актуальные
и потенциальные его возможности;
• подбор способов передачи общественного опыта, соответствующих
уровню развития детей.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ:
1 КВАРТАЛ
Содействовать развитию положительных эмоциональных чувств и
переживаний, испытывать радость от пребывания в группе со сверстниками, выражать восторг на появление новых игрушек,
адекватно выражать сочувствие к плачущему товарищу и переживающему
взрослому.
Учить детей узнавать на картинках и фотографиях выражение разнообраз-
ных эмоций у людей (радость, печаль, страх, удивление и т. д.).
Учить детей выражать в словесной и мимической формах разнообразные
человеческие эмоции и определять причину их появления.
Учить детей выполнять несложные поручения, связанные с бытом детей
в группе, доводить порученное дело до конца.
Учить детей давать словесную оценку поступкам: хорошо, плохо, не очень
хорошо и т. д.
Закреплять у детей умение поддерживать диалог с партнерами во время
игровой или другой совместной деятельности.
11 КВАРТАЛ
Создавать условия для формирования у детей умений определять различные эмоциональные состояния человека по картинке и фотографии
(радость, гнев, удивление, страх, стыд ит. д.)
Продолжать учить детей определять связь эмоционального состояния
человека с причиной его возникновения.
Закреплять у детей умение определять доброжелательность и недобро-
желательность со стороны окружающих ребенка людей и формировать
адекватные способы реагирования.
Закреплять умение детей давать адекватную самооценку в знакомых видах деятельности.
Формировать словесные формы выражения адекватной самооценки.
111 КВАРТАЛ
Учить детей регулировать свои эмоциональные проявления, уважая чувства окружающих людей с использованием примеров из художественных произведений.
Учить общаться с детьми и со взрослыми в определенной ситуации:
обращаться в вежливой форме с просьбой, уметь выслушивать другого
человека, не перебивая его.
Знакомить детей со способами предотвращения конфликтных ситуаций,
в случае их возникновения умело прекращать.
Закреплять у детей умение осуществлять совместную деятельность с партнерами, основанную на чувстве взаимной симпатии и навыках сотрудничества.
Формировать у детей адекватные формы поведения в новых жизненных
ситуациях.
Результатами проведенной вышеуказанной работы должны стать следующие знания и умения детей:
• уметь приветливо здороваться при встрече со взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании. ;
• благодарить за услугу, помощь, угощение;
• адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуациях;
• проявлять доброжелательное отношение ко всем окружающим;
• выражать свои чувства – радость, удивление, страх, гнев, жалость,
сочувствие в соответствии с жизненной ситуацией в социально-приемлемых границах;
• устанавливать элементарную связь между выраженным состоянием
и причиной, вызвавшей его, отражая это в словесной форме или с помощью пантомимики;
* проявлять элементарную самооценку своих поступков и действий;
* адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное
отношение к себе со стороны окружающих;
• замечать изменения в настроении близких взрослых и сверстников;
• начинать и продолжать диалог со сверстниками и близкими взрослыми.
• владеть одним-двумя приемами разрешения возникших конфликтных
ситуаций : уступить сверстнику или обратиться за помощью к взрослому;
• быть партнером в игре, уметь договариваться, обращаться с просьбой;
• положительно реагировать на просьбу взрослого оказать помощь;
• уважать труд взрослых и положительно относится к его результатам;
• проявлять заинтересованность и положительное отношение к жизни в семье:
• испытывать радость за детей, которые попадают в семью.
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ УЧРЕЖДЕНИЯ:
Ежеквартально проводить семинарские занятия на темы:
1 КВАРТАЛ:
* создание условий для облегченного протекания адаптационного периода
у воспитанников во вновь сформированных возрастных группах;
* использование и применение в практике моделей семейных отношений
посредством использования художественной литературы.
11 КВАРТАЛ
* социализация воспитанников с учетом состояния их здоровья и индивидуальных программ реабилитации каждого ребенка;
* об индивидуальных подходах к детям с синдромом Дауна.
111 КВАРТАЛ
* о распространении положительного опыта работы педагогов по
внедрению семейных форм воспитания дошкольников;
* результаты проведения рейтинга среди педагогов на лучшую
модель: «Моя группа – моя семья!»
Перечень необходимого оборудования:
Фотографии (индивидуальные фотографии каждого ребенка, групповые
фотоснимки, фотографии сотрудников, фотографии, отражающие различную деятельность детей в группе и на участках; фотоальбомы, индивидуальные для каждого воспитанника, отражающие жизненный опыт ребенка,
интересные события его детской жизни: например, празднование его дня
рождения, коллективные праздники в учреждении.
Иллюстративный материал, отражающий различные эмоциональные состояния людей, деятельность людей различных профессий; книги, отражающие различные эмоциональные состояния людей, повествующие о различных формах семейных взаимоотношений;
видеоматериалы, отражающие жизнь и деятельность детей в группе, на
занятиях, на праздниках, различные эмоциональные состояния людей и
членов семьи на работе и дома;
фланелеграфы, магнитные доски, настольные ширмы, плоскостные
деревянные и картонные фигурки персонажей знакомых детям сказок;
различные виды театров: настольного, пальчикового, теневого, бибабо;
атрибуты к сюжетно-ролевым играм, играм-драматизациям;
мягкие модули, костюмы, изображающие персонажи знакомых сказок.