Лариса Тупикова
План познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе в соответствии с ФГОС. I квартал
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
1 неделя: «Знакомимся с песком»
Наблюдение «Песок на участке». Цель: В ходе наблюдения обратить внимание детей на то, где используется песок на участках детского сада: в песочницах, на клумбах, на дорожках; определить пользу песка.
Тематическая беседа «Свойства песка» Цель: Знакомить детей с различными свойствами песка: сыпучесть, вязкость (липкость); учить называть свойства песка, отвечать на вопрос «Какой?» - сухой, мягкий, липкий.
Исследование «Свойства песка» Цель: Познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы).
Публикация «План познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе в соответствии с ФГОС, I квартал» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Планирование. Планы работ
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Эксперимент «Почему не получился куличик?» Цель: Ознакомление со свойствами песка. Песок сухой – сыпучий, из него нельзя изготавливать куличики; песок мокрый, из него можно изготовить куличики.
Опыт «Почему песок хорошо сыплется?»
Цель: Выделить свойства песка. Развивать любознательность, мышление.
Опыт «Сухой и мокрый песок» Цель:Закрепить представления детей о том, что песок имеет свойства, развивать тактильные ощущения, воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
2 неделя: «Что такое воздух?»
Наблюдение за воздухом на прогулке.
Цель: Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас. Дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий).
Беседа «Что такое воздух?»
Цель: Знакомить с качественными характеристиками воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем).
Опыт «Что в пакете?»
Цель: Обнаружение воздуха в окружающем пространстве.
Игры с соломинкой и воздушным шариком.
Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
Игры по обнаружению воздуха.
Цель: Познакомить детей с тем, что человек дышит воздухом. Дать представления о том, что ветер – это движение воздуха.
Опыт «Надувание мыльных пузырей».
Цель:Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
Опыт «Реактивный шарик»
Цель: Помочь выявить свойство воздуха – упругость. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
3 неделя: «Солнечные лучи».
Наблюдение за солнцем на прогулке.
Цель: Познакомить детей с солнцем – источником тепла и света. Развивать любознательность, познавательные способности.
Беседа «В гости к солнышку»
Цель: Дать детям элементарные представления о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир.
Опыт «Солнечные лучи».
Цель: Познакомить детей со свойствами солнечных лучей. (Мокрые резиновые мячи выносятся на участок, дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают.)
Экспериментирование «Поиграем с солнышком» Цель:Определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные, где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
Опыт «Солнечный «зайчик». Цель:Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях и только при свете.
4 неделя: «Водичка, водичка…»
Тематическая беседа «Водичка, водичка.»
Цель: Вспомнить с детьми назначение воды, использование ее человеком, какие свойства имеет вода: жидкая, мокрая, мягкая, прозрачная.
Эксперимент «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить»
Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды: в ней растворяются некоторые вещества.
Опыт «Горячий и холодный»
Цель:Дать детям представление о том, что вода имеет свойство нагреваться и остывать, развивать тактильные ощущения, воспитывать желание экспериментировать.
Исследование «Вода может литься, а может разбрызгиваться»
Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды: при соприкосновении с твёрдой поверхностью она разбрызгивается.
Опыт «Прозрачная вода может стать мутной»
Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды: в ней растворяется краска и окрашивает воду в разные цвета.
Опыт «Влажные салфетки быстрее высыхают на солнце, чем в тени» Цель:Познакомить с процессом испарения воды.
Октябрь
1 неделя: «Ветер, ветер, ты могуч…»
Наблюдение за ветром на прогулке.
Цель: Обратить внимание детей на то, что ветер бывает сильный и слабый; дует то с одной стороны, то с другой, рассказать, как люди определяли направление ветра.
Тематическая беседа «Ветер дует нам в лицо…»
Цель:Познакомить с природным явлением – ветер. Закреплять знания детей о характеристиках ветра: сильный, слабый, разное направление, теплый, холодный.
«Игры с веерами и султанчиками»
Цель: Познакомить детей с одним из свойств воздуха -движением; движение воздуха-это ветер.
Экспериментирование «Поиграем с ветерком»
Цель:Познакомить со свойствами воздуха (движение, направление).
Опыт «Ветер»
Цель: Помочь выявить изменение песка при взаимодействии с ветром и водой.
2 неделя: «Чудеса из бумаги»
Наблюдение за работой воспитателя с бумагой (оригами).
Цель: Закрепление знаний детей о бумаге и ее свойствах,продолжать учить определять изделия, сделанные из бумаги, воспитывать аккуратное обращение с играми, сделанными из бумаги.
Беседа «Что мы знаем о бумаге?»
Цель: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, определять некоторые ее качества (цвет, структура поверхности, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется).
Игры – забавы «Волшебный квадрат»
Цель: Познакомить детей с искусством оригами.
Опыт «Свойство бумаги»
Цель: Учить узнавать предметы, сделанные из бумаги и знанию о её свойства.
Исследование «Бумага, ее качества и свойства». Цель: Продолжать учить узнавать вещи, сделанные из бумаги, определять некоторые ее качества (цвет, структура поверхности, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется).
3 неделя: «Волшебница вода».
Беседа «Для чего нужна вода». Цель: Расширить и закрепить знания детей о воде, ее свойствах, значении, для чего она нужна и как ее беречь. Содействовать радостной атмосфере в детском саду.
Исследование «Узнаем, какая вода» Цель: Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
Эксперимент «Пар - это тоже вода»
Цель: Познакомить детей с одним из состояний воды – паром.
Опыт «Водичка, водичка.»
Цель: Закрепление знаний о свойствах воды (прозрачность, без запаха, льётся).
Д/игра «Постираем кукле платье»
Цель: Формировать у детей умение называть температуру воды.
Опыт «Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда» Цель:Выявить свойства воды (текучая).
4 неделя: «Дождь, дождь, барабанит в стёкла»
Наблюдение за лужами после дождя
Цель: Обратить внимание детей на то, куда исчезают лужи, что происходит, когда дождь кончается; развивать наблюдательность детей, внимание, мыслительные процессы, умение сравнивать и анализировать, воспитывать правильное поведение на прогулке во время дождя.
Беседа «Зачем нужен дождь?» Цель:Закрепить знания детей о назначении дождя, его роли в жизни природы, выявить взаимосвязь между живой и неживой природой, развивать умение выявлять причинно – следственные отношения в природе, воспитывать бережное отношение к природе.
Иисследование «Какая лужа высохнет быстрее?»
Цель:Определить, как размер лужи влияет на быстроту высыхания.
Дидактическая игра «Капелька».
Цель: Упражнять детей в нахождении предметов и картинок в жизни, которым необходима вода. Обогащать словарный запас. Учить детей устанавливать связь между живой и неживой природой.
Опыт «Откуда берётся вода?»
Цель: Познакомить детей с процессом конденсации.
Ноябрь
1 неделя: «Едет машина, гудит машина»
Наблюдение за машинами па прогулке.
Цель: Развивать внимание, зрительную память, воспитывать осторожное отношение к дороге.
Тематическая беседа «Транспорт на дороге»
Цель: Закрепить с детьми знания о транспорте на дорогах, учить определять и называть основные характеристики движения транспорта – вперед, назад, быстрее, медленнее; развивать активный словарь детей; воспитывать осторожное отношение к дорогам города.
Опыт «Заводные машины»
Цель: Закреплять знания детей о свойствах движения – быстро, медленно, вперед, назад; учить определять и называть характеристику движения, учить делать определенные выводы в ходе эксперимента, развивать познавательные способности, воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Д/игра «Соберём машину»
Цель: Закреплять знания детей о частях машины. Предложить из геометрических фигур выложить машину. Развивать любознательность, умение экспериментировать с формами.
Опыт «Почему у машины круглые колёса?»
Цель: Дать детям знания о том, что круглые формы не имеют углов и могут катиться.
2 неделя: «Предметы вокруг нас»
Беседа «Волшебный сундучок»
Цель: Познакомить детей с различными предметами, которые находятся в группе. Дать знания о том, что они сделаны из разных материалов.
Исследование «Деревянный брусочек».
Цель: Ознакомление с некоторыми свойствами дерева (твёрдое, не ломается, лёгкое, не тонет).
Опыт «Лёгкий – тяжёлый»
Цель: Показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.
Эксперимент «По ровненькой дорожке, шагают наши ножки».
Цель: Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.
Опыт «Тонет, не тонет, плавает»
Цель: Познакомить детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет.
Опыт: «Какие предметы держатся на воде?»
Цель: Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы – на воде держатся, другие – тонут
3 неделя: «Человек. Давайте познакомимся»
Беседа «Весёлые человечки играют».
Цель: Познакомить со строением тела человека: туловище, руки, ноги, стопы, пальцы, шея, голова, уши; лицом – нос, глаза, брови, рот, волосами.
Исследование «Наши помощники»
Цель: Познакомить детей с органами чувств и их назначением, с охраной органов чувств.
Опыт» Чем пахнет?»
Цель: Учить детей различать запахи. Узнавать запахи знакомых продуктов, рассказывать о результатах экспериментирования. Развивать и обогащать чувственный опыт детей.
Эксперимент «Нарисуем свой портрет»
Цель: Познакомить со строением человека и пространственным расположением его частей.
Д/игра «Починим игрушку»
Цель: Продолжать знакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей. Познакомить с признаками пола (причёской, именем, одеждой и др., с тем, что лицо может отражать чувства человека (его настроение).
4 неделя: «Поздняя осень».
Наблюдение в природе «Унылая пора, очей очарование».
Цель: Формировать представление об изменениях в неживой и живой природе поздней осенью (стало еще холоднее, все листья с деревьев опали, звери в лесу готовятся к зиме).
Тематическая беседа: «Как звери готовятся к зиме».
Цель: Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведении зверей.
Исследование «Что нам осень подарила».
Цель: Учить детей обследовать овощи и фрукты на ощупь, по цвету, по запаху.
Опыт «Зависимость состояния воды от температуры».
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды.
Исследование «Разноцветные кораблики - листочки»
Цель: Учить детей обследовать засушенные листья разных деревьев, выявив их свойства: разноцветные, лёгкие, не тонут в воде.