Бастракова Татьяна Алексеевна
План по самообразованию второй младшей группы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.
Публикация «План по самообразованию второй младшей группы „Пластилинография как средство развития мелкой моторики“» размещена в разделах
- Лепка. Планирование
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.
Цель:
Продолжить развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
• Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме самообразования.
• Подготовить и провести комплекс занятий с целью развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
• Выявить результативность проведенной работы по развитию мелкой моторики посредством пластилинографии у младшего дошкольного возраста.
Формы работы:
Совместная работа с детьми:
• Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовых изделий.
• Изготовление подарков.
• Просмотр слайд. фильмов.
• Чтение художественной литературы.
• Дидактические игры.
Ожидаемый результат работы с детьми:
• У детей появится устойчивый интерес к занятию пластилинографией.
• Дети научатся использовать все многообразие усвоенных способов и приемов.
• Дети научатся объединять созданные предметы в коллективную композицию.
Овладеют приемами лепки из пластилина :
• соединение в виде кольца;
• раскатывание круговыми и прямыми движениями;
• расплющивание, надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание;
• использование стеки.
• оттягивание отдельных частей от основной формы;
• сглаживание поверхности формы;
Овладения навыками.
1. Конструктивный - лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывание, вытягивание, сплющивание, прищипывание, соединение вместе) .
2. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
3. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
4. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
Научатся использовать материал для работы:
- различные материалы для оформления работ (ленточки, крупы, пайетки и т. д.)
- Доска. Цветной картон.
- Формочки.
План работы на 2023-2024 г.
Месяц
Самообразование
Содержание деятельности работы с детьми
Работа с родителями
Сентябрь
1. Изучение литературы по теме самообразования.
3. Проведение диагностики детей в группе.
4. Разработка мероприятий по теме самообразования (перспективного плана работы)
Знакомство детей с пластилинографией.
Анкетирование «На сколько хорошо развита мелкая моторика у вашего ребенка»
Октябрь
Диагностика «Уровень развития мелкой моторики рук у детей второй младшей группы»
НОД «Осенний листочек»
НОД «Мячик» Отчет по диагностики детей.
Ноябрь
Создание уголка «Умелые пальчики» в группе.
НОД «Дары осени: гриб»
НОД «Зонтик»
Мастер-класс для родителей.
«Волшебная пирамидка»
Декабрь
Работа с методической литературой.
НОД «Снеговичёк»
НОД «Игрушка»
Промежуточный отчет об успехах воспитанников.
Январь
Изучение информации на просторах интернет ресурсов. НОД «Зимний пейзаж»
НОД «Валенки»
Памятка для воспитателей «Мелкая моторика рук и развитие речи»
Февраль
Оформление работ для выставки «Подарок папе» НОД «Дикие животные»
НОД «Подарок папе»
Представление опытом работы на методическом объединение.
Март
Оформление выставки работ «Цветы для мамы»
НОД «Цветы для мамы»
НОД «Птицы»
Открытое НОД с привлечением родителей.
Апрель
Изучение опыта работы других педагогов по тебе «Сенсорика и плакстилин» НОД «Посуда, чашка»
НОД «Цветы в поле»
Подведение итогов.
Май
Диагностика за прошедший год. Отчет.
НОД «Деревья»
НОД «Рыбки в аквариуме»
Отчет для родителей.
Повторное анкетирование.
Анкетирование для родителей.
Прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению. Если соответствующего ответа нет, то допишите его. Заранее благодарим Вас за сотрудничество!
Ваш пол ___Ваш возраст ___Образование. Возраст Вашего ребенка ___Пол Вашего ребенка ___
1. Знаете ли вы, что значит развивать мелкую моторику рук детей?
а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет.
2. Где берете информацию о видах развития мелкой моторики?
а) детском саду; б) ТВ; в) в интернете; г) подсказывает своя интуиция;
д) свой вариант (напишите)___
3. Какие способы развития мелкой моторики рук Вы знаете? Какие способы используете в своей практике? (перечислите)___
4. Что из ниже перечисленного есть в арсенале Вашего ребенка? (нужное подчеркните)
- шнуровки; - вкладыши; - кубики (пластмассовые или деревянные); - мелкий конструктор;
- дидактические игры; - мозаики; - пазлы, разрезные картинки; - пирамидки;
-дидактические игрушки с застегивающимися, завязывающимися и
прилипающими элементами («молнией», пуговицами, шнуровками,
кнопками, «липучками»); - специальная детская литература с пальчиковыми играми.
5. Доступно ли ребенку в самостоятельной деятельности манипулирование с пустыми пластмассовыми флаконами, пузырьками? (нужное подчеркните)
а) да; б) иногда; в) нет.
6. Имеется ли у ребенка возможность играть с мелкими предметами, такими как пуговицы, бусины, пробки? (нужное подчеркните)
а) да; б) иногда; в) нет.
7. Разрешаете ли Вы ребенку играть в так называемые «игры на кухне» (перебирание и пересыпание круп, «возня» с тестом и т. п.) (нужное подчеркните)
а) да; б) иногда; в) нет.
8. Какие развивающие игры предпочитаете покупать ребенку Вы? (перечислите). ___
9. Укажите ведущую руку Вашего ребенка (нужное подчеркните)
а) правая; б) левая; в) обе; г) затрудняюсь ответить.
10. В каком возрасте нужно начинать развивать моторику руки?
а) в младенчестве; б) 3-4 лет; в) 7 лет; г) свой вариант___
11. Знаете ли Вы как это делать? (нужное подчеркните)
а) да; б) иногда; в) нет.
12. Какая форма работы с воспитателем по этому вопросу Вам наиболее комфортна?
а) родительское собрание; б) мастер – класс; в) индивидуальная беседа; г) консультации в родительском уголке; д) никакая, информации хватает вполне.
13. Готовы ли Вы поучаствовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рук наших детей?
а) да; б) не знаю; в) нет.
Подгруппы детей.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Изучение научной и учебно-методической литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы из – во Мозаика – Синтез Москва 2014.
3. Лыкова, И. А. Мы лепили, мы играли [Текст] : кн. для педагогов / И. А. Лыкова; под ред. И. А. Лыкова. - М. :КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2010. – 125с.