Марина Коришева
План по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей с целью речевого развития дошкольников средствами устного народного творчества, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей устным народным творчеством.
Актуальность выбранной темы.
Публикация «План по самообразованию „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Устное народное творчество. Самообразование
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи.
Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ.
С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные. Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества. Фольклорные произведения отвечают требованиям художественности, доступности, соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей, удобны для первоначального знакомства с литературными понятиями, позволяют развивать творческие способности детей.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».
Задачи:
- способствовать развитию артикуляционного аппарата детей;
- расширять словарный запас;
- способствовать формированию связной выразительной речи;
- расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);
- воспитывать любовь к устному народному творчеству и народным традициям;
- обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;
- доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями;
- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования.
План работы на год
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. «Народная педагогика воспитания дошкольника» М., 1995.
2. Даль В. И. «Пословицы и поговорки русского народа» М., 2009.
3 «Жаворонушки» : Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки. / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской культуры» : Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008.
5. Козырева Л. «Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет» М., 2005.
6. «Русский фольклор» Сост. В. Аникин. М., 1985
7. Сухин И. Г. «Веселые скороговорки», Ярославль, 2002г
8. Шорохова О. А. «Играем в сказку», Москва, 2007г. Подбор методической литературы.
Составление картотеки пальчиковых игр и подвижных игр с элементами устного народного творчества.
Работа с детьми
Сентябрь Знакомство с фольклором: закличками, потешками, песенками, небылицами. Прослушивание аудиозаписей русских народных песенок, потешек, колыбельных.
Дидактическая игра «Бывает не бывает» (небылицы). Русская народная игра «Маковое зернышко».
Октябрь Пальчиковые игры на основе русских народных потешек и песенок.
Народные игры «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Капуста».
Применение потешек в режимных моментах. Игровая деятельность
Ноябрь Чтение русских народных сказок : «Зимовье зверей», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Журавль и цапля», «Вершки и корешки».
Просмотр мультфильмов: «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лиса Патрикеевна». Картотека русских народных сказок.
Лепбук «Русские народные сказки».
Декабрь Театрализованные постановки по русским народным сказкам : «Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя».
Народная игра «Мороз-Красный нос».
Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?».
Настольно- печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы). Инсценирование русских народных сказок : «Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя».
Конкурс «Лучшая книжка-малышка» по русским народным сказкам.
Январь Хороводы, народные подвижные игры.
Просмотр кукольного театра по русской народной сказке «Теремок».
«Пришла Коляда» - разучивание колядок. Колядование.
Подвижная игра «Бубенцы». Досуг «Рождественские посиделки».
Февраль Разучивание песен и стихов про Масленицу.
Знакомство с пословицами и поговорками.
Участие в фольклорном празднике: хороводы, подвижные игры, песни, плясовые. Картотека пословиц и поговорок.
Развлечение «Широкая масленица».
Март Дидактические игры «Продолжи поговорку», «Повтори скороговорку», «Доскажи пословицу», «Угадай сказку по отрывку», «Из какой сказки герой».
Настольно-печатные игры: «Разрезные картинки», «Узнай потешку по картинке», «Лото», «Парные картинки». Картотека дидактических игр по устному народному творчеству.
Апрель Беседы о любимых сказках и любимых русских народных песенок.
Подвижная игра «Матушка».
Беседа «Какие пословицы и поговорки я знаю». ООД по устному народному творчеству «Цветик-семицветик».
Конкурс рисунков «Моя любимая сказка».
Май Игры- драматизации по знакомым сказкам.
Конструирование «Зимовье зверей». Развлечение «Путешествие по сказкам».
Работа с семьё й Октябрь Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей».
Презентация «Жанры устного народного творчества».
Ноябрь Консультации «Народные подвижные игры для дошкольников». Создание картотеки народных подвижных игр.
Лепбук «Русские народные сказки».
Декабрь Совместное творчество детей и родителей. Конкурс «Лучшая книжка-малышка по русским народным сказкам».
Январь Консультация «Роль родителей в возрождении русских традиций». Досуг «Рождественские посиделки».
Март Мастер-класс «Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников». Картотека пальчиковых игр.
Апрель
Совместное творчество детей и родителей. Выставка рисунков «Моя любимая сказка».
Самореализация Октябрь Изучение темы «Народные подвижные игры». Картотека подвижных игр.
Ноябрь Подготовка к педсовету. Консультация для воспитателей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей».
Декабрь Участие в конкурсе методических разработок. Конкурс методических разработок
Апрель Открытый показ ООД в средней группе. Открытое занятие по развитию речи в средней группе «Цветик-семицветик».
Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Выступление на педсовете.
Содержание работы по самообразованию
Этапы работы посамообразованию Деятельность
1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.
Цель работы по самообразованию : объединить усилия педагогов и родителей с целью речевого развития дошкольников средствами устного народного творчества, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей устным народным творчеством.
2. Планирование работы по самообразованию. Планирование работы по следующим разделам:
-изучение методической литературы;
-работа с детьми;
-работа с семьёй;
-самореализация.
3. Теоретическое изучение проблемы. Изучение литературы по теме:
1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. «Народная педагогика воспитания дошкольника» М., 1995.
2. Даль В. И. «Пословицы и поговорки русского народа» М., 2009.
3 «Жаворонушки» : Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки. / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской культуры» : Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008.
5. Козырева Л. «Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет» М., 2005.
6. «Русский фольклор» Сост. В. Аникин. М., 1985
7. Сухин И. Г. «Веселые скороговорки», Ярославль, 2002г
8. Шорохова О. А. «Играем в сказку», Москва, 2007г.
4. Практическая деятельность Составление картотеки пальчиковых, дидактических и подвижных игр с элементами устного народного творчества.
Русская народная игра «Маковое зернышко».
Составление картотеки русских народных сказок. Лепбук «Русские народные сказки».
Инсценирование русских народных сказок «Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя».
Конкурс «Лучшая книжка-малышка» по русским народным сказкам.
Досуг «Рождественские посиделки».
Картотека пословиц и поговорок.
Развлечение «Широкая масленица».
Конкурс рисунков «Моя любимая сказка».
Развлечение «Путешествие по сказкам».
Презентация для родиетелей «Жанры устного народного творчества».
Консультация для воспитателей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей».
Конкурс методических разработок.
Открытое занятие ООД по устному народному творчеству «Цветик-семицветик».
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.
5. Подведение итогов самообразования. В результате работы по теме самообразования
- у большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству;
-обогатилась устная речь, расширился и активизировался словарь;
-развились фантазия и воображение;
-у родителей сформировались представления о создании благоприятных условий для речевого развития ребенка;
-расширились представления об устном народном творчестве как мощном инструменте речевого развития ребенка.