Светлана Миронова
План по самообразованию «Современные технологии воспитания. STEM: сущность, опыт внедрения, перспективы развития»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию
«Современные технологии воспитания – STEM :сущность, опыт внедрения, перспективы развития».
Составил:
Ф. И. О. : Миронова Светлана Григорьевна
Воспитатель средней группы № 3
Дата проведения :2021 - 2022 год
г. Ижевск, 2022 год
План работы по самообразованию
Направление: социально-личностное
Группа: средняя
Публикация «План по самообразованию „Современные технологии воспитания, STEM: сущность, опыт внедрения, перспективы развития“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Планы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Начало работы: 01.09.2021 г.
Окончание работы: 26.05.2022 г.
Форма самообразования : индивидуальная
Цель: -развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, путем использования STEM-технологий.
Задачи:
1. Изучить образовательные модули STEM-технологии :
2. Создать в группе педагогически целесообразную, научно-творческую развивающую среду.
3. Заинтересовать и подключить родителей к совместному детско-родительскому познавательному исследовательскому творчеству.
4. Формировать и развивать исследовательские навыки, умение сотрудничать и взаимодействовать с другими участниками, самореализацию детей.
5. Постепенное внедрение STEM – технологии в образовательную деятельность.
Ожидаемый результат:
1. Изучены образовательные модули STEM - технологии :
2. Создана в группе педагогически целесообразная, научно-творческая развивающая среда.
3. Обеспечен максимально свободный эмоциональный контакт детей друг с другом и педагогом, их взаимное доверие, эмоциональная раскованность, уверенность в себе.
4. Увеличено непосредственное участие родителей и детей в организации совместных мероприятий.
5. Родители воспитанников ознакомлены с информацией о STEM - технологии в дошкольном образовании.
Актуальность:
Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе STEM - технологии.
Внедрение STEM - технологии в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.
В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой связи актуальными становятся формирование у детей технического мышления, развитие исследовательских, инженерно - конструкторских навыков.
Благодаря STEM - подходу дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка.
Новизна:
Тема самообразования предполагает изучение и внедрение в воспитательно – образовательный процесс ДОУ новой STEM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культуре, формирования у них творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений.
STEM- образование состоит из шести модулей. Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования : развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество детей дошкольного возраста.
1. LEGO-конструирование.
Данный модуль в игровой форме позволяет познакомить с базовыми принципами механики и особенностями работы простейших механизмов.
2. Математическое развитие
Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, круги Луллия и др.
3. Экспериментирование с живой и неживой природой
Данный модуль позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями в процессе исследовательской деятельности.
4. Дидактическая система Ф. Фребеля;
Данный модуль направлен на формирование естественно-научной картины мира и развитие пространственного мышления у детей дошкольного и младшего возраста
5. Мультистудия «Я творю мир»
Обязательной частью STEM-образования является знакомство детей с цифровыми технологиями. Подспорьем в этом является модуль «Мультистудия “Я творю мир”». Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма
6. Робототехника
Модуль «Робототехника» включает в себя несколько конструкторов. Наборы конструкторов из образовательного модуля «Робототехника» способствуют освоению навыков конструирования.
STEM-технологии реализуются в приоритетных видах деятельности детей дошкольного возраста:
-Игре
-Конструировании
-Познавательно-исследовательской деятельности
-Проектной деятельности
-Различных видах художественно-творческой деятельности.
Основные принципы использования STEM – технологий :
- доступность и наглядность;
- последовательность и систематичность обучения и воспитания;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;
В сентябре 2021 года мы начали внедрять STEM-технологию. В нашей группе мы применяем STEM-технологию, как в образовательной деятельности, так и в игровой деятельности. Использование STEM-технологии в игровом процессе помогает научить детей анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике. Знакомясь с инновационными технологиями, которые используются в дошкольном образовании, пришли к выводу, что применение STEM-технологии позволит достичь наиболее высоких результатов в работе по познавательному развитию детей, потому что STEM-технология направлена на развитие мышления, воображения, интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
На этот учебный год мы определили для себя 2 образовательных модуля.
Первый модуль – LEGO-конструирование.
Второй модуль – Робототехника (мини-робот Bee-Bot).
В группе созданы педагогические условия для работы с детьми. Работа строится в соответствии с требованиями Основной образовательной программы, разработанной на основе ФГОС ДО и в сочетании с комплексом методической литературы «STEM-образование детей дошкольного возраста».
Следует заметить, что STEM-компетенции можно формировать у детей с самых ранних лет, используя игры, которые легко смогут организовать родители в условиях дома. Поделки из соленого теста – это игрушки, создавая которые, малыш впервые сталкивается с тремя измерениями: высотой, шириной и длиной. Лепка из пластилина продемонстрирует, как искусство соединяется с моделированием. Конструктор из картона поможет ребенку научиться узнавать различные сенсорные эталоны, а к тому же еще и конструировать. LEGO –детям нравится тем, что из одних и тех же элементов можно создавать совершенно разные конструкции.
Постановка и обоснование проблемы инновационного самообразования :
В практике детских садов остро стоит проблема организации работы по активизации познавательного интереса к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков. При её решении педагоги сталкиваются с отсутствие необходимых специальных условий в учреждении, по развитию конструирования и робототехники. При введении ФГОС ДО были выявлены следующие противоречия, а в частности между:
-требованиями ФГОС, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением детского сада модулями STEM, а также отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с использованием LEGO-конструкторов и робототехники (Bee-Bot);
- необходимостью создания в ДОУ инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников, научно-технического творчества и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового поколения;
Этапы реализации самообразования :
Первый этап ( организационно-теоретический: сентябрь – октябрь 2021г.) – изучение возможностей внедрения LEGO-конструирования и робототехники (Bee-Bot) в образовательный процесс с дошкольниками, анализ имеющихся условий, знакомство и выбор приемлемой по техническому обеспечению программы по конструированию и робототехнике, повышение квалификации, организация начального материально-технического обеспечения LEGO и Bee-Bot– центров.
Второй этап ( Накопительно - практический: ноябрь – май 2021-2022г.) - практическое осуществление деятельности по конструированию и робототехнике : организация работы LEGO и Bee-Bot – центров, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей LEGO и Bee-Bot – центров в образовательном процессе со средними дошкольниками: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.
Третий этап ( заключительный: май 2022 г.) – осуществление распространения опыта, осуществление презентации полученных результатов.
Перспективный план работы по самообразованию на 2021– 2022 г.
Содержание работы
Сентябрь - октябрь
Организационно - теоретический
1. Изучение нормативных документов
2. Изучение опыта работы по введению LEGO-конструирования и робототехники (Bee-Bot) в образовательный процесс с дошкольниками. Знакомство с программами по конструированию и робототехнике со средними дошкольниками, статьям и учебно-методической литературой по данной теме.
3. Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
4. Прогнозирование результатов.
Консультация для родителей «Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребёнка», памятка для родителей «Что такое LEGO-конструирование?» «Bee-Bot-робототехника в ДОУ.»
Ноябрь - май
Накопительно - практический
1. Изучение методики LEGO-технологии, конструирования в Интернете.
2. Вебинар «Применение образовательных конструкторов Lego Education «WeDo» в работе с обучающимися 4-5 лет»
3. Введение конструирования в образовательный процесс со средними дошкольниками.
4. Подбор необходимого оборудования, материалов, изготовление дидактических игр, маршрутных карт и ковриков для Bee-Bot.
5. Создание предметно-пространственной среды и оборудования для занятий робототехникой (Bee-Bot) .
6. Формирование технического словаря для детей.
7. Размещение стендовой информации для родителей «Информация о проекте»
8. Мастер-класс для воспитателей,
9. Консультации для педагогов.
Оформление фотовыставки
«Мой зоопарк»
10. Участие в конкурсах и выставках различного уровня.
11. Привлечение родителей к организации LEGO и (Bee-Bot) центров в группе.
Консультация для родителей «Конструктор Лего: как играть, что выбрать?»
Консультация для родителей «Мини робот Bee-Bot – друг детей.»
Консультация для педагогов «LEGO-конструирование в детском саду».
Открытое мероприятие для родителей с использованием мини -робота (Bee-Bot).
Карточки дидактических игр, технологические и маршрутные карты.
Май
Заключительный
1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.
2. Анализ по осуществлению плана по самообразованию.
3. Обобщение опыта по данной теме через презентацию, выступление, показ.
3. Планирование деятельности и перспектив развития.
1. Презентация «LEGO конструирование в средней группе, как средство развития технического творчества детей».. Презентация «Мини-робот Bee-Bot в средней группе, как средство развития азов программирования».
2. Публикация собственного опыта педагогической деятельности на сайте учреждения и в социальной сети работников образования
Анализ процесса профессионального самообразования :
- какие вопросы вызывали трудности в процессе изучения и практики;
- затруднения детей;
- определение новых задач;
- оправдал ли себя план, практические выводы.
Изучение учебно-методической литературы и интернет ресурсов:
1.. Волосовец Т. В., Маркова В. А., Аверин С. А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М. :2017. -111с
2. Е. В. Фешина «Лего - конструирование в детском саду» - М. : Творческий центр «Сфера», 2015 г.
3. Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный https://robotics.ru/
4. А. Бедфорд «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2017 г.
5. Баранникова Н. А. Программируемый мини-робот «Умная пчела». Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций Москва, 2014 г.
6. Опыт использования мини робота Bee-Bot умная пчела в работе с дошкольниками. Россия, Верхняя Пышма,2018 – Интернет-ресурс.
7. Рабочая программа «Робототехника в детском саду» (https://detsad139.ru/doc/pr_robototechnika.pdf)