Екатерина Хоменко
План по самообразованию «Ранняя профориентация дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Ранняя профориентация дошкольников. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о профессиях через игровую деятельность».
Цель работы: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации. Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу «Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста» Формирование представлений у детей о мире профессий посредством игровой деятельности дошкольников.
Публикация «План по самообразованию „Ранняя профориентация дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Планы, тематические недели
- Ранняя профориентация дошкольников
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Задачи:
1. Повысить свой уровень самообразования путём изучения новой нормативно-правовой, научной, организационно-методической литературы, учебной, справочной литературы, Интернет - источников по вопросу использования рисования нетрадиционными методами как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
2. Разработать перспективный план работы с детьми, родителями, педагогами;
3. Создать предметно - развивающую среду;
4. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
5. Подготовить материал для мастер-класса для педагогов по теме: «Умелые руки не знают скуки»»;
6. Развивать эмоционально-положительное отношение к человеку труда;
7. Формировать представления о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;
8. Развивать познавательную активность, интерес к профессиям взрослых;
9. Формировать обобщенные представления о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
10. Воспитывать бережное отношение и уважение к труду взрослых и результатам их труда;
11. Формировать у детей желание научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий;
12. Научить детей отражать в сюжетно-ролевой игре особенности, присуще различным профессиям;
13. Разработать и апробировать многофункциональную дидактическую игру «Узнаем профессии» направленную на раннюю профориентацию детей в игре с применением кейс-технологии;
14. Закреплять умение моделировать работу на основе изученных видов, приемов и способов;
15. Активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель», используя нетрадиционные формы в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей; и формирования у детей ранней профориентации;
16. Подготовить методический материал, картотеку «Профессии»;
17. Обобщение опыта работы по теме самообразования;
Актуальность работы по выбранной теме :
Профессиональная ориентация детей – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике; сложная и многогранная проблема по масштабам - государственная, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам. Так как профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. ДОУ является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях и начинает формировать предпринимательские навыки в разных профессиях. Поэтому ранняя дошкольная профориентация - это система мероприятий, направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности. Она преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н. Н. Захаров, С. Н. Чистякова, Е. А. Климов, В. И. Логинова, Л. А. Мишарина и др. отмечают, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. В силу возрастных особенностей ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми.
У детей:
• Образовательные: формировать знания детей с видами профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях некоторых профессий; способствовать выработке положительного отношения и уважения к труду и начальной профориентации;
• Воспитательные: создавать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий; стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей; способствовать воспитанию умения работать в коллективе; развивать эмоциональную сферу детей и психологический комфорт;
У педагога:
• - повысится профессиональная компетентность по вопросам организации ранней профориентации, по использованию инновационных образовательных технологий и т. п. ; активизируются умения использования форм и методов работы, способствующих привлечению родителей (законных представителей) к сотрудничеству в процессе реализации целей и задач образовательной программы; систематизируется опыт работы по направлению ранней профориентации;
У родителей:
• - повысится компетентность по вопросам ранней профориентационной работы, сформируются партнерские взаимоотношения с участниками образовательных отношений; расширятся формы взаимодействия с педагогами ДОУ; будет развиваться способность определить интересы, способности своего ребенка;
Для ДОУ/ группы:
• - будет составлена картотека «Профессии», «Стихотворения о профессиях», многофункциональная дидактическая игра – кейс «Изучаем профессии»
• - обогатится предметно-развивающаяся образовательная среда, позволяющая решать различные задачи ранней профориентации
Учет возможных рисков
Возможные риски: Недостаточное количество материалов по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста». Непонимание важности проблемы родителями
Механизм их преодоления: Подготовить совместно с родителями различных материалов для пополнения многофункциональной дидактической игры «Узнаем профессии направленную на формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста». Проведение индивидуальных консультаций с родителями.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме
• Выставки творческих работ детей и родителей совместных творческих работ, рассматривание иллюстраций.
• Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей по теме «Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста.
• Презентация для родителей «Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста»
• Презентация педагога по теме самообразования.
• Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.
• Выступление на педсоветах и родительских собраниях, размещения своих методических разработок в Интернет- сообщества
Принципы саморазвития : Доступность, непрерывность, взаимосвязь, соответствие направлениям раскрытия выбранной темы общей стратегии образовательного процесса в ДОУ.
Взаимодействие с родителями
• Консультации:
- «Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании»;
- «Знакомство старших дошкольников с профессиями взрослых»;
- «Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников»;
- «Дети и современное телевидение», «Осторожно! Злые мультики!», «Детям о КИНО»;
• Рекомендации «Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями»;
• Беседы дома о профессиях родителей;
• Памятка для родителей «Воспитание трудолюбия»;
• Оформление альбома-книги (творчество детей) «Калейдоскоп профессий»»;
• Родительские собрания: «Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании»
План развития РППС
• Оформление картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок о профессиях и орудиях труда, картотеки сюжетно-ролевых и дидактических игр;
• Приобретение, изготовление дидактических настольно-печатных игр, связанных с темой «Профессии»;
• Приобретение, изготовление атрибутов для проведения сюжетно-ролевых игр.
Форма самообразования : Индивидуальная.
Виды педагогической деятельности
- НОД;
- Информационно-познавательная;
- Наблюдения за трудом взрослых;
- Коммуникативная деятельность;
- Целевые прогулки и экскурсии;
- Совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация трудовых действий;
- Самостоятельная деятельность;
- Проектная деятельность;
- Художественно-творческая деятельность;
- Игровая деятельность;
- Взаимодействие с семьями воспитанников.
Взаимодействие со специалистами ДОУ
• Музыкальный руководитель
Срок реализации программы: 1 сентября 2023 г. по 1 июня 2024 г.
1 этап – Подготовительный этап
Месяц Формы работы
Работа с детьми Работа с родителями Работа
по самореализации Работа
с педагогами
Сентябрь - Октябрь Опрос детей о наличии знаний о профессиях.
Диагностика представлений детей о труде взрослых (методика Г. А. Урунтаевой и Т. И. Гризик)
Консультация
«Влияние труда взрослых на развитие детей».
Анкетирование:
«О воспитании трудолюбия в семье»
Знакомство родителей с конкурсами, акциями, которые будут проводиться в детском саду. Аналитико-диагностический.
Выбор и планирование темы по самообразованию, изучение нормативных документов, научно – методической литературы, подготовку практического материала.
Знакомство с теоретическими знаниями о формировании ранней профориентации у детей дошкольного возраста
Изучение литературы. Подбор и создание презентации
методического пособия по формированию трудовой деятельности в детском саду и дома
Ноябрь
-
Декабрь Рассматривание
наглядно – дидактического материала «В мире профессий»
«Кому, что нужно для работы»
«Что лишнее»
«Угадай профессию» Памятка
«Воспитание трудолюбия»;
Беседы дома о профессиях родителей;
Оформление методической копилки
Создание картотеки дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями
Создание картотеки стихотворений о профессиях Выпуск буклета
«Знакомство старших дошкольников с профессиями взрослых»;
Январь - Февраль Подбор дидактических игр для ознакомления детей с профессиями
Д/и «Что не правильно нарисовал художник»
Д/и «Волшебный мешочек»
Д/и «Что мы делали - не скажем, а что делали, покажем» Оформление стенгазеты
«Все профессии нужны, все профессии важны»
Методическая разработка:
«Алгоритмы ознакомления детей с различными видами трудовой деятельности».
Пополнение предметно-развивающей среды группы (фотоотчет)
Рекомендации «Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями»
Март Чтение
художественной литературы «Разные профессии» Родительские собрания:
«Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании» Участие в проекте внутри ДОУ «Инновационный проект по ранней профориентации детей»
Разработка презентации «В мире профессий»
Консультация
«Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста»
Апрель
Май Просмотр презентации
«В мире профессий»
Оформление буклета
«Воспитание трудолюбия в семье»
Составление календарно – тематического планирования
работы с детьми и родителями Мастер класс
«В мире профессий»
2 этап – Основной – практический
Месяц Совместная деятельность с детьми
1 – 2 неделя 3 – 4 неделя
Сентябрь Беседы «Что такое – профессии»
Чтение: Т. А. Шорыгина «Профессии. Какие они?»
С. Р. И: «Детский сад»
Беседа по картине: «Мы пришли в детский сад»
Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Что будет если…» Беседа «Профессии в детском саду»
Д/и «Кому это нужно?», «Произнеси правильно»,
Чтение: Г. П. Шалаева «Большая книга профессий»
Загадки о профессиях
Октябрь Экскурсия в медицинский кабинет.
Беседа с медсестрой детского сада: «Профессия - Врач»
Фотовыставка «Кто заботится о нас в детском саду»
Сюжетно – ролевая игра «Больница», «На приеме у врача», «Скорая помощь»
Чтение: Т. А. Шорыгина «Профессии» (врач, Г. П. Шалаева «Большая книга профессий».
Дидактические игры: «Скажи, что делают этими предметами», «Назови предметы». Беседа: «Работники сельского хозяйства»
Составление альбома с детскими рисунками «Все работы хороши»
Д/и «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»
Чтение: Т. А. Шорыгина «Профессии. Какие они?» (фермер) Г. П. Шалаева «Большая книга профессий «Фермер Михаил Жестев». Приключения маленького тракториста», Виктор Бундин «Такая работа», Чертков С. «Доярка», загадки.
Дидактические игры: «Кому что нужно для работы». «Что выращено колхозниками?» Рассматривание картины: «Кем быть?»
Ноябрь Беседа: «Портниха» (швея)
Выставка рисунков «Наши родители на работе» (рисунки)
Д/и «Что сначала, что потом?»
Экскурсия в прачечную, беседа с ее работниками
Чтение: Т. А. Шорыгина «Профессии» (портниха, Г. П. Шалаева «Большая книга профессий (портной).
Дидактические игры: «Кому что нужно для работы». С. Р. И «Ателье». Беседа «Водитель»
Чтение: Т. А. Шорыгина «Профессии» (водитель, Г. П. Шалаева «Большая книга профессий (машинист).
Чтение произведений о правилах дорожного движения.
Д/и «Угадай профессию», «Профессии», «Кто чем занимается?»
Сюжетно – ролевая игра «Мы-шоферы», «Железная дорога».
Участие в интернет конкурсе рисунков «Кем быть»
Декабрь Беседа: «Музыкант»
Чтение: Г. П. Шалаева Большая книга профессий (музыкант, Т. А. Шорыгина «Профессии».
Игры на детских инструментах.
Настольные игры: До-ре-ми.
Дидактические игры: «Угадай на чем играю?»
Слушание музыкальных записей Беседа: «Повар», «Продавец»
Чтение: Т. А. Шорыгина «Профессии» (повар, кассир, Г. П. Шалаева «Большая книга профессий (продавец, повар, загадки.
Беседа о профессии с рассматриванием картин, иллюстраций.
Экскурсия на кухню, беседа с поварами
Сюжетно – ролевая игра: «Магазин продуктов», «Кафе».
Конкурс поделок к Новому году «Мастерская Деда Мороза
Январь Беседа: «Спортсмены»
Организация совместной выставки конкурса рисунков «Зимние виды спорта»
Чтение: Г. П. Шалаева «Большая книга профессий» (спортсмены, загадки.
Дидактические игры: «Кто больше назовет слов о мяче», «Сложи картинку», «Попробуй отгадай»
Сюжетно – ролевая игра: «Мы спортсмены»
Д/и «Угадай, что я делаю?» Беседа: «Строители»
Чтение: Т. А. Шорыгина «Профессии» (строитель, Г. П. Шалаева «Большая книга профессий» (строитель, маляр и др., Т. Домаренок «На стройке», Заходер Б. «Слесарь», загадки.
Беседы: «Стройка», «Секреты плотника», и др.
Сюжетно – ролевая игра: «Строители», «Проектная мастерская» (проектируем разные дома)
Д/и «Кому без них не обойтись?»
Загадки, пословицы и поговорки о труде.
Февраль Беседа: «Рода в войск в Российской армии»
Фотоколлаж «С днем защитника отечества»
Д/и «Что сначала, что потом?»
Д/и «Подскажи словечко»
Чтение: Г. П. Шалаева «Большая книга профессий» (военный и др.)
Дидактические игры: «Определи, чей головной убор», «Собери картинку».
Стенгазета: «Наша Армия сильна» Беседа: «Военные профессии»
Д/и «Кто больше назовет»,
Д/и «Назови, какие нужны предметы для работы»
Сюжетно – ролевая игра: «Мы моряки»
Выставка - фото «Мой папа в Армии служил»
Рассматривания репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»
Чтение: «Мы военные» С. Я. Маршак, «На заставе» А. Барто
Март Беседа: «Женские профессии», «Горжусь своей мамой».
Позвать в гости маму.
Чтение: Г. П. Шалаева «Большая книга профессий» (актриса, парикмахер, почтальон, и др., Т. А. Шорыгина (почтальон, парикмахер).
Дидактические игры: «Кто что делает?», «Найди ошибку», «Угадай кем я работаю». Сюжетно – ролевая игра: «Салон красоты», «Супермаркет»
Оформление стенгазеты «Профессии наших мам»
Творческая мастерская «Подарки для мамы» Беседы: «Библиотекарь», «Писатель», «Художник»
Чтение: Г. П. Шалаева «Большая книга профессий» (библиотекарь, писатель, художник, Т. А. Шорыгина (библиотекарь).
Рассматривания иллюстраций к книгам, знакомство с творчеством художников-иллюстраторов. Составления рассказов по сюжетным картинкам (библиотекарь, писатель и т. д.)
Сюжетно – ролевая игра: «Библиотека», «В читальном зале».
Дидактические игры: «Что предмет расскажет о себе?»
Сюжетно – ролевая игра «Супер маркер»
Апрель Беседа: «Космонавт», «Это голубая планета, Земля!»
Чтение: Г. П. Шалаева «Большая книга профессий» (космонавт)
Презентация «Первопроходец космоса».
Выставка детских работ ко Дню космонавтики. Участие в конкурсах рисунков к празднику «Если только захочу, я и в космос полечу».
СРИ: «Космонавты», «Космическое путешествие»
Конструирование «Ракета»
Творческие рассказы: «Мы отправляемся в космическое путешествие». Беседа: «Пожарный», «Полицейский», «Спасатель»
Чтение: Г. П. Шалаева «Большая книга профессий» (полицейский, пожарник, «Пожар» С. Я. Маршак; «Рассказ о неизвестном герое».
СРИ: «Семья» (ситуация «Дети играли со спичками», вызов пожарных по телефону).
Подвижная игра «Пожарные на учении», «Полиция».
Строительно-конструктивная деятельность из модулей «Пожарная машина» (по схеме)
Викторина «Что мы знаем о пожарной безопасности?», «Полицейская волна»
Д/и «Выбираем работу»
Д/и «Собери набор для ….»
Май Беседа: «Все профессии нужны, все профессии важны»
Фотоотчет «Где мы бывали, что мы видали»
Д/и «Отгадай, кто это?» Игра - развлечение «Калейдоскоп профессий»
Д/и «Названия профессии от А до Я»
Д/и «Что б случилось, если бы не работал»
Сюжетно – ролевая игра «Булочная»
Месяц Работа с родителями Работа с педагогами
Сентябрь Памятка по трудовому воспитанию дошкольников «Как привить трудолюбие ребёнку в семье»
Презентация: «Ранняя профориентация у детей дошкольного возраста» Консультация «Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании положительного отношения к труду у старших дошкольников».
Октябрь Анкетирование родителей «Ранняя профориентация у детей дошкольного возраста» Составление анкет для проведения анкетирования на тему «Ранней профориентации детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»
Беседа с просмотром презентации «Из чего складывается трудолюбие?».
Ноябрь Оформление папки - передвижки «Трудовое воспитание в семье»
Мастер – класс «Играем с детьми в профессии»
Папка передвижка «Все профессии нужны, все профессии важны! Консультация «Изучаем Конвенцию о правах ребенка»
Декабрь Совместное мероприятие с детьми «Все профессии нужны, все профессии важны!»
Январь Выпуск буклета «Из чего складывается трудолюбие?».
Консультация «Дети и современное телевидение», «Осторожно! Злые мультики!», «Детям о КИНО»
Оформление папки-передвижки для родителей: «Профессии будущего», на основе книги «Атлас профессий будущего» Семинар – практикум «Безопасный труд» с элементами тренинга: обыгрывание или решение проблемных ситуаций, способы и приемы обучения по трудовой деятельности.
Февраль Информационный стенд «Права ребенка»
Памятка для родителей «Знакомим детей с профессиями» Консультация:
«Детский труд: как воспитать правильное отношение к работе?»
Март Оформление стенгазеты для обмена опытом семейного воспитания
Рекомендация для родителей: «Организация самостоятельной деятельности детей, направленной на раннюю профориентацию детей» Мастер – класс: «Умелые руки не знают скуки»
Консультация «Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников»;
Апрель Консультация «Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании положительного отношения к труду у старших дошкольников», «Психология и творчество»
Проведение открытого мероприятия.
Квест – игра «Затерянные профессии»
Май Совместные акции по благоустройству территории детского сада (участок, группы.
Родительское собрание. «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
Оформление совместно с детьми фотоальбома «Профессии родителей» Отчет по проделанной работе
В течение года Помощь в изготовлении и пополнении РППС группы материалами для работы по данной теме и для работы с детьми
Выставка совместных с детьми творческих работ
3 этап – Заключительный этап
Обобщить опыт работы по теме самообразования «Ранняя профориентация дошкольников. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о профессиях через игровую деятельность»
Месяц Форма работы
Сентябрь Выбор и планирование темы по самообразованию, изучение нормативных документов, научно – методической литературы, подготовку практического материала. Определить формы предоставления результатов работы. Анализ ситуации по выбранной проблеме.
Разработка и апробирование многофункциональной дидактической игры – кейс «Узнаем профессии»
Изучение: Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М. : ТЦ Сфера, 2005 г. Степанова В. А. Профессии. Когда я вырасту. – М. : «Омега», 1998г.
Октябрь
Создать серию конспектов ОД
Оформление альбома-книги (творчество детей) «Калейдоскоп профессий»»
Оформление картотеки «Профессии»
Ноябрь Изучение литературы: Пасечникова Т. В., методист ЦПО Самарской области «Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие» – Самара: Изд-во ЦПО, 2013
Мастер – класс «Играем с детьми в профессии»
Участие в конкурсах и вебинарах
Декабрь Изучение: Шорыгина Т. А. «Профессии. Какие они?» Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М. : Гном, 2013.
Участие в вебинаре АО Издательство «Просвещение»
Январь Участие в вебинарах по теме самообразования
Консультация для педагогов: «Формирование профориентации в ДОУ»
Консультация для родителей: «Как знакомить детей с профессиями»
Изучение: Энциклопедия «Мир профессий». – М. : Изд. «Знание», 2005. Энциклопедия «Я познаю мир». – М. : Изд. Дрофа, 2007.
Февраль
Методическая разработка: «Технологические карты дидактических игр по ознакомлению с трудом взрослых»
Март Выставка детских работ, работ детей совместно с родителями, творческих работ родителей, педагогов группы
Изучение: Климов Е. А. Путь в профессионализм. - М. : Флинта, 2003.
Апрель Родительское собрание
Участие в интернет - конкурсах рисунков «Кем быть», «Моя мама – профессионал»
Май Презентация «Отчет о работе по самообразование педагога»
Выступления на педсоветах
Обобщение педагогического опыта работы по формированию профориентации детей дошкольного возраста.
В течение
года Участие в конкурсах в Интернет- ресурсах
Оснащение предметно-развивающей среды – зоны художественно-эстетического развития
Обзор в Интернете информации по теме: «Формирование профориентации у детей дошкольного возраста»
Создать серию конспектов ОД по нетрадиционной технике рисования
Выставка детских работ, работ детей совместно с родителями
Изготовления и пополнения группы материалами по данной теме и для работы с родителями
Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми
Издательская деятельность (размещение материалов на образовательных сайтах, помещение своих разработок на сайтах в Интернете).