Галина Анатольевна Баканёва
План по самообразованию «Развитие сенсорных способностей с детьми трёх лет»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста»
Актуальность
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
Публикация «План по самообразованию „Развитие сенсорных способностей с детьми трёх лет“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Таким образом, актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятия создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев: «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Таким образом, актуальность проблемы по сенсорному развитию детей дошкольного возраста видится в новых инновационных подходах, которые создают необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Цели
1. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности с целью расширения представлений о развитии сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр и упражнений.
2. Показать актуальность сенсорного развития в детском саду
Задачи
1. Изучить научно-теоретический материал, нормативную базу реализации ФГОС ДО в образовательную практику, систематизировать полученные знания.
2. Наметить основные задачи работы по развитию сенсорных представлений детей дошкольного возраста.
3. Разработать перспективный план работы с детьми по развитию сенсорных представлений
4. Повысить собственный уровень знаний путем:
Прохождения курсов повышения квалификации;
Изучение учебной, справочной и научно-методической литературы по данной теме;
Посещение РМО
5. Обобщить и распространить педагогический опыт.
6. Помочь детям овладеть навыком игры в дидактические игры.
7. Прививать интерес к дидактическим играм и упражнениям.
8. Сформировать навыки самостоятельной деятельности;
9. Повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
10. Развивать любознательность, наблюдательность.
Из методов по сенсорному воспитанию я выделила два основных метода:обследование и сравнение. Обследование — специально организованное восприятие предмета (объекта) с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности.
Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов.
Обследование может идти по контуру (плоскостные предметы) или по объему (объемные предметы); оно зависит от деятельности, которой будет заниматься ребенок. Например, обводя предмет по контуру, мы с детьми выделяем его плоскостной образ из объема, познаем ту форму, которая становится основной в рисовании.
На ощупь познают объемную форму предметов, ощупывающие движения ложатся в основу изображения предмета в лепке.
При подготовке к другим видам деятельности, например к труду, я отбираю соответствующие способы обследования. Так, чтобы определить свойства бумаги и ткани я предлагаю детям послушать, что происходит, когда мнут бумагу и ткань, попробовать разорвать лист бумаги и кусочек ткани, постирать в воде кукольное платье из бумаги и из ткани. А для того чтобы сформировать полноценный образ лимона, кроме названных способов обследования, его еще нужно понюхать, полизать или попробовать.
Важно, чтобы дети научились выделять существенные признаки, значимые для той или иной деятельности.
Общая схема обследования предполагает определенный порядок:
восприятие целостного облика предмета;
выделение его главных частей и определение их свойств (форма, величина и т. д.);
определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева и т. д.);
выделение мелких деталей (частей) и определение их величины, соотношения, расположения и т. д. ;
повторное целостное восприятие предмета.
Сравнение — это и дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями. Сравнение может идти путем сопоставления предметов или их частей, путем наложения предметов друг на друга или приложением предметов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов, а также путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета, способом выполнения планомерных действий. Первоначально выделенное лишь общее представление о предмете затем сменяется более определенным и детальным восприятием.
При помощи сравнения дети обследуют предмет который поможет установлению соотношения предметов по величине, форме, пространственному положению, по некоторым другим свойствам, а в результате решит задачу усвоения общепринятой системы сенсорных эталонов. Подчеркнем, что сравнение, являясь компонентом осмысленного восприятия предметов (объектов, явлений, способствует формированию правильных представлений о них, создает основу для обобщения и систематизации знаний.
Формы:
- занятия (с игровой мотивацией, интегрированные, традиционные).
- целевые прогулки экскурсии
-развлечения и досуг (праздник воздушного шарика, солнечных зайчиков.)
Методы:
- Словесный (беседа)
- Наглядный (наблюдение, демонстрационный опыт,
- практический (опыты)
- объяснительно - репродуктивный ( применяется при решении следующих задач:
* познакомить с чем-то.
* дать или расширить представления о чем -то.
- продуктивный метод (готовые знания реализуются в практической деятельности. «Повторяй за мной»)
- метод проблемного изложения (это решения проблемных ситуации в разных условиях)
Приемы:
- сообщение
- описание
- объяснение
- инструкции
- постановка вопроса
- показ (демонстрация) опыта
План работы с детьми
На 2017-2018 год
Сентябрь
Составление плана работы по самообразованию
Изучение литературы по заданной теме, сбор материалов для последующей работы.
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений :
«Чудесный мешочек»,
«Определи на ощупь» (найти предметы, различающиеся по одному признаку)
«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
«Найди пару» (предлагается найти на ощупь пары одинаковых фигур)
Октябрь
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.
Ноябрь
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
«Найди предмет указанной формы» (ребёнку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
«Из каких фигур состоит?» (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
«Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
«Какая фигура лишняя?» (Определение лишней фигуры в ряду из четырёх геометрических фигур, объяснить принцип исключения)
Декабрь
Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей трёх лет»
Анкетирование родителей по теме «Сенсорное развитие детей младшего возраста»
Цель: выявление интересов и знаний родителей воспитанников
Январь
Дидактические упражнения на закрепление понятия величины:
«Сравни предметы по высоте»
«Разноцветные кружки» (предложить положить (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
«В какую коробку?» (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
«Дальше- ближе» ( предложить по рисунку определить положение предметов: какие нарисованы дальше, какие ближе)
Февраль
Упражнения на закрепление цвета:
«Какого цвета не стало?»
«Собери гирлянду» (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
«Уточним цвет» (учить различать и называть близкие цвета)
Март
Экспериментирование с водой (игры на развитие тактильных ощущений)
Оформление папки-передвижки «Сенсорные игры малышей»
Конструирование «Башня из кубиков» Цель: закреплять представление об величине предметов
Апрель
Консультация «Игрушки в жизни детей»
Формирование картотеки дидактических игр направленных на развитие сенсорных способностей.
Май
Подготовка и проведение открытого просмотра НОД «Бабочки»
Участие в педсовете, выступление с отчетом о проделанной работе и успехах по реализации плана
Закрепление пройденного с детьми. Оценка уровня сенсорного развития.