Алена Костюркина
План мероприятий по теме «Байкал» на период октябрь — январь
▼ Скачать + Заказать документы
План мероприятий по теме на период октябрь — январь
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №30
Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области
(МДОУ ДС№30 УКМО Иркутской области)
план мероприятий по Байкалу
Подготовила:
Костюркина А. И.
г. Усть-Кут
2020г.
Октябрь : «Байкал – сокровище нашего края»
Публикация «План мероприятий по теме „Байкал“ на период октябрь — январь» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Зима
- Зима. Планирование на зимний период
- Планирование на октябрь
- Планирование на январь
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Цель: Расширять представления детей о природе и богатстве родного края; стремиться к восприятию детьми целостного представления о жемчужине родного края - озере Байкал; учить видеть последствия влияния деятельности человека на природу. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания, развивать интерес к познанию природы. Активизировать познавательную деятельность детей средствами экспериментирования; формировать умения разрешать противоречия, изобретать, размышлять. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру; желание сберечь и сохранить красоту природы. Развивать коммуникативные качества, умение договариваться в процессе коллективной работы по созданию композиции. Закреплять умения и навыки работы с соленым тестом, природным материалом.
1. Ознакомление с окружающим миром
Тема: «Голубая жемчужина Сибири»
Цель: Побуждать интерес к природе родного края.
2. Рисование
Тема: «Байкал – священное озеро». Цель: Закрепить знания детей о жанре пейзажа, его признаках, особенностях изображения, о перспективе, линии горизонта, удалённости и приближении, переднем и заднем плане картины. Вызвать интерес детей к созданию байкальского пейзажа. Развивать воображение, фантазию, чувство ритма, цвета и композиции.
3. Развитие речи
Тема: «Наш Байкал»
Цель: Использование художественного произведения для формирования первичных ценностных представлений об озере Байкал. Эмоционально откликаться на содержание произведений искусства, картины, карты технологические. Знакомить детей со свойствами воды, обратить внимание детей на то, что даже такой привычный объект, как вода таит в себе много неизвестного. Развитие детского творчества.
4. Лепка
Тема: «Сибирское угощение для туристов» (пельмени) Цель: Учить раскатывать пластилин круговыми движениями расплющивать, складывать пополам и скреплять используя приемы прищипывание. Развивать творчество.
Ноябрь : «Растительный мир Байкала».
Цель: продолжать знакомить с природой Байкала; систематизировать, уточнять, обобщать представления детей об основных группах растений разных сообществ, о росте и развитии растений сибирского леса. Закреплять знания детей о дарах леса, грибах и ягодах произрастающих в нашем лесу; закрепить представление о понятиях «грибы», «ягоды»; продолжать знакомить с особенностями внешнего вида деревьев, грибов, ягод и месте их произрастания; воспитывать бережное отношение к природе; учить быть осторожными с неизвестными объектами.
1. Ознакомление с окружающим миром
Тема: «Путешествие по озеру Байкал»
Цель: побуждать интерес к природе родного края. Систематизировать и закрепить знания детей о природе нашей области и ее богатствах; дать представление об озере Байкал; обратить внимание детей на красоту родного края, вызвать желание бережно относится к природе ее богатствам; воспитывать любовь к своей природе, желание глубже познавать ее тайны.
2. Рисование
Тема: «Деревья смотрят в озеро».
Цель: Формирование познавательного интереса и художественно-эстетического вкуса. Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства. Познакомить с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений (монотипии, отпечатки). Расширить возможности способа рисования «по сырому» с получением отпечатков как выразительно-изобразительного средства в детской живописи. Формировать умение развёрнуто отвечать на вопросы; Развивать умения детей составлять композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом. Развивать монологические формы речи.
3. Конструирование
Тема:«Путешествие по Байкалу»
Цель: сформировать у детей представление о различных кораблях, их функциональном назначении, строении; закреплять умение складывать из бумаги модель корабля по схемам и по собственному замыслу на основе имеющихся знаний и умений, находить свои
конструктивные решения
; закреплять умение создавать поделку (модель корабля). Продолжать учить детей анализировать свою поделку и других ребят.
4. Аппликация
Тема: «Лекарственные растения».
Цель: расширять знания детей о растениях, занесенных в Красную книгу. Учить детей различать данные растения по внешнему виду. Продолжать учить работать с трафаретом. Закреплять умение работать с ножницами. Активизировать словарь по теме. Воспитывать бережное отношение к растениям, окружающей среде.
5. Развитие речи
Тема: Рассказывание по картине «Красота Байкала».
Цель: развивать познавательный интерес к уникальному озеру Сибири – Байкалу. Составлять описательные рассказы по картине. Развивать связную речь. Воспитывать чувство гордости и любви к родному краю.
6. Рисование
Тема: «Байкальский зимний лес» (нетрадиционной техникой рисования – манной крупой)
Цель: Познакомить детей с деревьями, растущими в Байкальском заповеднике
Учить передавать в рисунке картину байкальского зимнего пейзажа, используя клей ПВА и манную крупу. Продолжать формировать умение располагать задуманный рисунок на всем листе. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. Активизировать словарь.
Декабрь : «Животный мир Байкала»
Цель: Способствовать формированию первичных представлений о содержании мира животных Прибайкалья;
формировать представления о зависимости роста развития животных от среды обитания;
воспитывать любовь и заботу к животным
1. ЦКМ
Тема: «Байкал и его обитатели»
Цель: Систематизировать и закрепить знания
детей об озере Байкал
, о многообразии рыбного богатства озера, об эндемиках
Байкала – голомянке и нерпе
: особенностях внешнего вида, способах передвижения, питания. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, мышление, речь, через коммуникативные формы общения. Воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.
2. Рисование
Тема: «Нарисуй обитателей озера Байкала» (рыбки и растительность).
Цель: Познакомить детей с происхождением озера Байкал, его местонахождением. Дать представление о его обитателях, о пользе приносимой Байкалом. Развивать познавательный интерес, творческие способности. Воспитывать любовь к родному краю.
3. Конструирование
Тема:«Животные Байкала» (оригами).
Цель: Учить детей мастерить поделки в технике оригами, используя поэтапные схемы изготовления животного; учить четко выполнять инструкции педагога. Закрепить умение складывать квадрат в разных направлениях; закреплять навыки декоративного украшения готовой фигурки; умение правильно размещать изготовленную фигуру на панно. Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами; помочь каждому ребенку добиваться желаемого результата и доводить начатое дело до конца. Развивать память, внимание, логическое внимание, мелкую моторику рук, способствовать развитию конструктивных и творческих способностей ребенка. Воспитывать усидчивость, самостоятельность, аккуратность, умение работать в коллективе.
4. Лепка
Тема: «Нерпа» (из соленого теста).
Цель: Расширять представления детей о природе и богатстве родного края. Закреплять умения и навыки работы с соленым тестом. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру; желание сберечь и сохранить красоту природы.
5. Развитие речи
Тема: Дикие животные Байкала и их детеныши»
Цель: учить детей составлять короткий рассказ на заданную тему по схеме; закрепить умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа, подбирать прилагательные к существительным для характеристики персонажей; формировать представление о том, что некоторые детеныши животных имеют специальное название.
6 .Рисование
Тема: «Нарисуй любого животного»(нетрадиционная техника - рисование тычком)
Цель: формировать у детей изобразительные навыки и умения в рисовании, используя нетрадиционную технику - рисование тычком,
наносить рисунок по всей поверхности, передавать в рисунке особенности вида лисы; развивать у детей мелкую моторику рук и пальцев; воображение и восприятие окружающего мира, познавательные способности; закреплять знания об особенностях жизни животных в лесу; закреплять знания о сезонных изменениях в природе; воспитывать доброжелательное отношение к животному миру.
Январь. Февраль : «Ластоногие озера Байкала»
Цель: Закреплять знания детей о Байкале, как уникальном, богатейшем и самом большом пресноводном озере; закреплять представления детей о рыбном богатстве озера Байкал, его разнообразии. Способствовать формированию первичных ценностных представлений о нерпе, строении ее тела, способах движения, питания,
заботе о потомстве. Устанавливать связь между внешним видом животного и средой обитания. Расширять и углублять представления о нерпе как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал. Развивать познавательный интерес,
желание знать о нерпе больше.
1. Развитие речи
Тема: «Беседа о жизни нерпы».
Цель: Закреплять знания детей о Байкале, как уникальном, богатейшем и самом большом пресноводном озере; закреплять представления детей о рыбном богатстве озера Байкал, его разнообразии. Способствовать формированию первичных ценностных представлений о нерпе, строении ее тела, способах движения, питания, заботе о потомстве. Устанавливать связь между внешним видом животного и средой обитания. Расширять и углублять представления о нерпе как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал. Развивать познавательный интерес.
2. Рисование
Тема: «Раскрасить нерпу»
Цель: Учить детей закрашивать изображения вылепленное из соленого теста. Правильно смешивать краску, получать нужный цвет. Закреплять умение аккуратно закрашивать. Устанавливать связь между внешним видом животного и средой обитания. Воспитывать желание рисовать.
3. Конструирование
Тема: изготовление коллажа «Ушканьи острова», «Продухи (отверстия во льду) для нерпы»
Цель: Учить изготовление объемных фигур. Развивать познавательный интерес, желание знать о нерпе больше.
4. Аппликация
Тема: «Нерпа лежит на солнышке»
Цель: Учить детей выполнять содержание аппликации, подбирать бумагу нужного цвета, использовать усвоенные приемы вырезывания, красиво располагать изображение на листе. Развивать творчество.
5. Развитие речи
Тема: Чтение детям Агеева С. Н. «Нерпенок» Звук и буква «С».
Цель: Познакомить детей с произведением. Учить внимательно слушать. Понимать содержание. Отвечать на вопросы. Познакомить детей с буквой и звуком. Уточнять произношение звуков [С], [С’], дифференциация их изолированно, в слогах и словах. Закреплять умения проводить звуковой анализ, давать характеристику звуков. Работать в тетрадях.
6. Рисование
Тема: Рисование с натуры керамической фигурки животного (нерпа).
Цель: Учить детей рисовать керамическую фигурку, передавая плавность форм и линий. Развивать плавность, легкость движений, зрительный контроль. Учить слитно рисовать линии контура, аккуратно закрашивать в одном направлении, накладывая штрихи, не выходя за линии контура.
7. ЦКМ
Тема: рассматривание иллюстраций «Нерпа – чудо Байкала»
Цель: Расширять представления детей о разнообразии озера Байкала. Дать понятия о редких и исчезающих растениях и животных, занесенных в Красную книгу. Расширять и углублять представления о нерпе как уникальном ластоногом млекопитающем. Развивать познавательный интерес
Приложение 1.
1. Познавательно-исследовательская деятельность.
Направлена на развитие умственной деятельности, способности решать поставленные задачи способом опытов и экспериментов. Продолжая развивать детское экспериментирование, исследовательскую деятельность, умение договариваться между собой в сотрудничестве при создании коллективных работ, все это помогает детям при решении проблемных ситуаций, решению жизненных реальных ситуаций в семье, группе, в обществе.
Экспериментирование с водой.
Опыт 1. «Какая вода?»
Материал: Различные емкости для воды, холодная вода, мерные стаканчики, палочки. Соль, сахар.
Опыт:
В стаканчик налить воду и попробовать на вкус, какая вода? Добавить немного соли и размешать, снова попробовать. Что изменилось, какая на вкус вода? Добавить в стаканчик с чистой водой немного сахара, размешать и попробовать. Куда исчез сахар? Какая теперь на вкус вода? Изменился ли цвет воды с добавлением сахара и соли? Почему?
Вывод: Вода прозрачная, в ней можно растворять различные вещества.
Опыт 2. «Есть ли у воды запах?»
Материал: Емкости для воды, холодная и горячая вода.
Опыт:
В стаканчик налить холодную воду и понюхать. Есть ли запах? В другой стаканчик налить горячую воду и тоже понюхать. Есть ли запах? Что из этого опыта следует?
Вывод: У воды запаха нет.
Опыт 3. «Плавающее яйцо»
Материал: Сырое яйцо, стакан с водой, соль.
Опыт:
Положить яйцо в стакан с чистой водопроводной водой- яйцо опустится на дно стакана. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли. Опустим яйцо в стакан, яйцо будет плавать на поверхности воды.
Вывод: Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
Опыт 4. «Соломинка- пипетка».
Материал: Соломинка для коктейля, 2 стакана.
Опыт:
Поставить 2 стакана рядом, один пустой, а другой с водой. Опустить соломинку в воду. Зажать указательным пальцем соломинку сверху и перенести к пустому стакану. Снять палец с соломинки – вода вытечет в пустой стакан. Проделав тоже самое несколько раз, можно перенести воду из полного стакана в пустой.
Вывод: Мы сделали пипетку из аптеки (один и тот же принцип работы).
Экспериментирование с ветром.
Опыт 1. «Волны»
Материал: Небольшие емкости с водой.
Опыт: Дети дуют на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее дуют, тем сильнее волны.
Вывод: Ветер- это движение воздуха. Он создает волны на поверхности воды.
Опыт 2. «Кораблики».
Материал: Емкости с водой, парусные кораблики.
Опыт: Дети помещают кораблики в емкости с водой и дуют на паруса. Кораблики плывут. Что происходит с корабликом, если ветра нет? А если ветер сильный? Начинается буря, и кораблик терпит крушение.
Вывод: Ветер помогает парусным кораблям плыть.
Опыт 3. «Ветер».
Материал: Веера, вентилятор.
Опыт: Помахать веером себе перед лицом. Что вы чувствуете? Для чего люди изобрели ветер? Чем можно заменить веер? (вентилятором).
Вывод: Ветер- это движение воздуха. Его можно создать при помощи предметов.
Опыт 4. «Песчаные дюны».
Материал: Емкости с песком (желательно закрытые с небольшим отверстием для трубочки).Картина с изображением песчаной пустыни с барханами.
Опыт: Несильно, но довольно долго дуем на песок. Что происходит? Появляются бугорки, волны из песка.
Вывод: Ветер в пустыне создает песчаные барханы, с его помощью песок путешествует по пустыне.
Экспериментирование с камнями.
Опыт 1. «Самый, самый.»
Рассмотреть разные камни внимательно. Найти самый большой и самый маленький (самый красивый, самый невыразительный, похожий на что-либо и так далее.).Обосновать свое мнение.
Опыт 2. «Твердый»
В одну руку взять камешек, а в другую пластилин. Сжать обе ладошки. Сравнить, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему? Камешек твердый, тверже пластилина. Попробуем постучать пластилином о камень и двумя камешками друг о друга. В чем разница?.
Опыт 3.
Попробуем что- нибудь нацарапать на камешке твердым предметом. Что получается? Посмотрите через лупу. Почему говорят «твердый, как камень», «стоит каменный».
Опыт 4. «Камень и вода».
Что будет, если положить камешек в воду? Озвучьте предположения. Бросить камешек в воду и понаблюдать, что происходит (на воде образуются круги). Может ли камешек плавать? Взять кусочек коры лиственницы и камешек, сравнить их по массе, затем опустить одновременно в воду. Что произошло? Почему?.
Опыт 5. «Вода и камень»
Опустить в воду несколько камешков. Попробовать их на ощупь в воде. Вынуть из воды. Что изменилось? Какого цвета мокрые камни по сравнению с сухими? Какие из них красивее?
Экспериментирование с растениями.
Опыт 1. «Для чего корешки?»
Материал: Черенок герани с корешками, емкость с водой, закрытая крышка с прорезью для черенка.
Опыт: Дети рассматривают черенки герани, выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растение в земле, забирают ли они воду. Помещают растение в прозрачную емкость, отмечают уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Что стало с водой через несколько дней (воды стало мало).Предположение детей проверяют через 7-8 дней (воды стало меньше) и объясняют процесс всасывания воды корешками. Результат дети дорисовывают.
Вывод: Корешки всасывают воду.
Опыт 2. «Движение воды по листьям».
Материал: Две стеклянные банки с водой (в одной вода красного цвета, черенок бальзамина, герани и т. д., лупа, лопатка, салфетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Опыт: Из чего состоит черенок? Детям предлагают надрезать черенок лопаткой (появиться сок, рассмотреть место надреза и сок через лупу. (Стебель растения содержит много волокон, наполненных соком растения). Как пьет растение? Дети опускают черенок в подкрашенную воду (предварительно отметив уровень воды до эксперимента) и оставляют на некоторое время. (Воды в банке стало меньше – это видно по отметке, стебель изменил окраску – цветная вода проникла вовнутрь стебля).
Вывод: вода движется к листьям.
Опыт 3. «Испарение».
Материал: Растение, целлофановый пакетик, нить.
Опыт: Дети рассматривают растение, уточняют, как движется вода из почвы к листочкам (от корней к стеблям, затем к листьям).Куда она потом изчезает, почему растение надо поливать (вода испаряется с листьев). Предположение проверяют, надев на листочек целлофановый пакетик и закрепив его. Растение ставят в теплое светлое место. Замечают, что пакетик внутри запотел. Спустя некоторое время, сняв пакетик, обнаруживают в нем воду. Выясняют, откуда она появилась, почему не видно воды на других листочках.
Вывод: Вода испарилась с листочка.