Ахметзянова Алия
План кружковой работы по основам географии в средней группе «Маленький путешественник»
План кружковой работы в средней группе «Солнышко»
занимательная география детям.
«Маленький путешественник»
Разработал воспитатель :
Ахметзянова А. Ф
Красноярск.
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский.
Пояснительная записка.
Публикация «План кружковой работы по основам географии в средней группе „Маленький путешественник“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Необходимость этого кружка вызвана темпами развития современных детей – объем информации, вызывающей интерес, очень возрос.
Особое значение для развития личности ребенка в дошкольном возрасте имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Занятия географией формируют стремление познавать окружающий мир, а познание – функция не только интеллекта, но и личности.
Познание способствует формированию таких качеств, как активность и самостоятельность, уверенность в своих способностях и силах.
Игровые методы создают условия для быстрого и прочного усвоения знаний. Также происходит развитие мыслительных процессов – внимания, памяти, мышления. Дети учатся сравнивать, обобщать, анализировать. Например, вопросы “Почему Антарктида на глобусе и карте белого цвета? Почему там живет так мало животных?” заставляют детей сравнивать континенты, искать причинно – следственные связи.
Кружок рассчитан на обучение детей 4-5 лет. Кружок проводится 2 раза в неделю во вторую половину дня в группе.
Цель: формирование у дошкольников единой картины современного окружающего мира, расширение познавательной сферы, пробуждение интереса к миру, формирование кругозора ребенка.
Задачи:
--развивать у детей умственные способности: мыслительные способности: анализ, классификацию, сравнение, обобщение; формировать способы познания путем сенсорного анализа;
- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, творчеству
- развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность,
-Способствовать усвоению понятия тесной взаимосвязи человека с окружающей средой.
-Познакомить с глобусом, географической картой мира, материками. Познакомить с животными, растениями и людьми разных народностей, проживающих на Земле, с местами их обитания и расселения на карте.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения программы:
-подбор литературы по окружающему миру;
-подбор наглядного материала (электронные презентации, иллюстрации, фотографии, зарисовки) ;
-подготовка разного вида бросового материала;
-подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
-подбор дидактических игр;
-организация выставок книг, рисунков, поделок;
-создание условий для проведения открытых мероприятий.
Ожидаемые результаты.
К концу обучения дети должны:
-иметь базовые представления о многообразии природного мира нашей планеты, о разных народах, которые на ней проживают.
-уметь различать на карте воду, сушу, континенты, находить нашу страну.
-проявлять самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
График кружковой работы
День недели Время
ЧЕТВЕРГ
15 - 45
Методическое обеспечение.
1. Большая энциклопедия эрудита. / Москва «Махаон», 2004.
2. С. Гаврина «Атлас по географии»/ ООО «Альт-Канц», 2008.
3. Д. Денисова “География для дошкольников “/ “Мозаика-Синтез”, 2013.
4. Д. В. Кошевар “Лучшая детская энциклопедия. Земля”/ Москва “АСТ”, 2014.
5. Мир знаний. Космос/Сост. Г. И. Белов. - Науч. - поп. издание для детей. -М. : ЗАО “РОСМЭН- ПРЕСС”, 2009.
6. Природа. Удивительная энциклопедия; пер. С англ. - Москва: Эксмо, 2014.
7. И. Старжинская “Занимательное пособие по географии для дошкольников”/Минск “Юнипресс”, 2006.
8. Яворская И. занимательная география. — Ростов н/ Д: Феникс, 2007.
Перспективный план.
№ занятия Содержание Программное содержание Материал
Октябрь
1 Вводное занятие на тему: «Кто такие путешественники?». Понятие «География». -Выяснить с детьми кто такие «путешественники» и чем они занимаются
-Познакомить с понятием «география».
-Заинтересовать, приобщить к изучению географии. Электронная презентация, запись песни «Весёлый ветер», блокноты, цветные карандаши, раскраски.
2 «Глобус- модель Земли». -Дать понятие о «модели Земли», рассмотреть глобус, выяснить, какой цвет, что обозначает.
-Дать знания об уникальности нашей планеты, о необходимости бережного отношения к ней. Электронная презентация, худ. слово, блокноты, цветные карандаши, мультфильм «Уроки тётушки Совы.».
Ноябрь.
1 «Карта». -Дать понятие- географическая карта,
-Выяснить, какой цвет, что обозначает на физической карте. Электронная презентация, иллюстрации, географические карты, худ. слово, блокнот, цветные карандаши.
2 опыты с глобусом и фонариком.
повторение и закрепление пройденного материала. - дать понятие день, ночь, зима, лето. глобус, фонарик.
электронная презентация.
Декабрь.
отправляемся в жаркие страны
1. Пустыня, что это такое? -Познакомить с понятием пустыня.
- песчаная буря, оазис. Барханы. опорная таблица,иллюстрации. Акварельные краски, кисти, альбомные листы.
2. Кто живет в жарких странах. познакомить с животным и растительным миром жарких стран. Жизнь и быт людей.
- игра с пазлами «Кто живет в Африке». картинки, иллюстрации, подборка худ. Литературы. Крупные пазлы «кто живет в Африке».
Январь.
1 Знакомимся с интерактивной коллекцией «Жаркие страны» - знакомимся играем с Интерактивной коллекцией.
- с помощь родителей пополняем нашу коллекцию.
интерактивная коллекция «Жаркие страны».
2. Повторение и закрепление пройденного материала.
Мы рисуем Африку. -Развивать фантазию детей, творческое мышление, связную речь. Эл. Презентация «пустыня» Трафареты с животными Африки. Восковые мелки. Альбомные листы.
Февраль.
отправляемся в холодные страны.
1 Незнакомки –Антарктида, Арктика.
- аппликация мятой бумагой. «Айсберг». Знакомимся с особенностями холодных стран.
- знакомимся с понятиями; айсберг, северное сияние, полярная ночь, ледники. - геогр. карта, глобус, подборка иллюстрации, картинок.
- голубой картон, белая бумага. Клей карандаш.
2 Кто живет в холодных странах. Познакомить с животным и растительным миром холодных стран. Жизнь и быт людей
- просмотр мультфильма. «Умка» подборка дидактического материала по данной теме. Запись мультфильма «Умка»
Март.
1 Знакомство с интерактивной коллекцией. «Холодные страны» Знакомимся играем с Интерактивной коллекцией.
- с помощь родителей пополняем нашу коллекцию.
Интерактивная коллекция «холодные страны».
2 Повторение и закрепление пройденного материала.
Рисуем северное сияние. Развивать фантазию детей, творческое мышление, связную речь Электронная презентация «Арктика».
акварельные краски. Картон черного цвета. Кисти.
Апрель.
Знакомьтесь - это океан!
1. Что такое Океан? - Познакомить с новым словом океан!
- показать, как выглядит океан на глобусе, карте.
Геогр. карта, глобус, подборка картинок и иллюстрации по данной теме.
2. Знакомство с интерактивной коллекцией «Океан и его жители» - Познакомить детей с обитателями морей и океанов.
Знакомимся с коллекцией ракушек.
- Электронная презентация «Океан и его жители».
- интерактивная коллекция «Океан и его жители».
Коллекция ракушек.
май.
Возвращаемся домой!
1. Россия Наш дом Россия!
Где же мы живем?
Глобус, географ карта.
2 «Животный и растительный мир России» -Выяснить с детьми какие животные обитают на просторах нашей Родины.
изготовление интерактивной коллекции флора и фауна России.
Электронная презентация, геогр. карта, раскраски, иллюстрации.
3. заключительное
Итоговое мероприятие Подводим итоги изученного. Игра викторина «Кто где живет» глобус, карта, фигурки животных на липучей основе.