Екатерина Требушная
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Космическая математика. Сложение и вычитание в пределах 10»
Цель:
- формирование у дошкольников элементарных математических представлений. В игровой форме закрепление и расширение математических знаний на основе познавательной активности и любознательности.
Задачи:
Обучающие (образовательные) :
- Помочь детям в самостоятельном составлении и решении простых арифметических задач на сложение и вычитание в пределах 10 с выделением в задаче условия, вопроса, решения, ответа.
- Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических заданиях.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе „Космическая математика, Сложение и вычитание в пределах 10“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. ВСЕ о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Космос. Конспекты по математике
- Математика. Конспекты по ФЭМП, сенсорике
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Сложение и вычитание. Знаки «плюс» и «минус»
- Темочки
- Совершенствовать навыки количественного счёта в пределах 10 в прямом и обратном порядке, закрепить представление о составе чисел.
- Упражнять в умении ориентироваться на листке бумаги в клетку.
- Закреплять знания детей о геометрических фигурах.
- Упражнять в применении понятий «больше» и «меньше», дать представление о сравнительных характеристиках объектов.
- Формировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, размер).
- Продолжать формировать временные представления (времена года, дни недели, части суток). Упражнять в умении определять точное время по часам.
- Закрепить знания детей о планетах Солнечной системы.
Развивающие:
- Развивать внимание, сообразительность, память, логическое мышление, речевую активность.
- Совершенствовать навыки учебной деятельности.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
- Способствовать формированию навыка самоконтроля и самооценки, умения оценивать ответы своих товарищей.
- Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к математическим заданиям, умение понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять ее.
- Побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями, аргументировать точку зрения. Мотивировать на осмысленное диалогическое общение и соблюдение культуры речевого общения.
- Формировать организованность, целеустремлённость, самостоятельность, усидчивость.
- Воспитывать доброе, уважительное отношение к окружающим.
- Формировать навыки сотрудничества и умения работать в коллективе, в подгруппе, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
Методические приемы:
- Игровые (игра-приветствие, игра-путешествие, игра - имитация, подвижные игры, игра-сюрприз; проблемно-поисковые задания).
- Наглядные (использование иллюстраций, слайдов).
- Словесные (напоминание, уточнение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, оценка детской деятельности, создание воображаемой ситуации, художественное слово, отгадывание загадок, поощрение).
- Практические: рисование геометрических фигур и написание цифр, конструирование космических кораблей из геометрических фигур и счетных палочек, самостоятельная работа на карточках.
Предварительная работа :
Составление и решение задач, примеров, отгадывание загадок, ребусов, знакомство с геометрическими фигурами; логические игры: «Найди лишний предмет», «Найди закономерность», «Нарисуй по цифрам», «Какой фигуры не хватает?», «Больше – меньше», «Найди все геометрические фигуры», «Поменяй расположение фигур»; дидактические игры: «Назови пропущенное число», «Кто больше назовет?», ассоциации «На что похоже?»; считалки на математическую тематику. Формирование представлений о времени, умения ориентироваться по настенным часам, а также по макету. Изготовление пособий, карточек, раздаточного материала. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Космос». Рассматривание с детьми альбомов, иллюстраций и фотографий, глобуса по теме «Космос», чтение книг и энциклопедий. Беседы о космическом пространстве, космонавтах, инопланетянах, планетах Солнечной системы и уникальности планеты Земля. Выставка детских поделок «День космонавтики» (рисунки, макеты планет).
Материал и оборудование :
Магнитная доска, цифры-магниты, цветные карандаши, листы в клетку, счетные палочки и геометрические фигуры (математические наборы). Проектор и экран (мультимедиа, презентация о космосе и планетах Солнечной системы, музыка. Настенные часы. На стульчиках сзади – цифры (от 1 до 10). Картонные заготовки в виде тюбиков от космической еды – для всех участников. Звезды-наклейки для поощрения в финале занятия.
Раздаточный материал :
Листы в клетку, наклеенные на картонные заготовки, цветные карандаши, математические наборы, карточки с цифрами (от 1 до 10).
Дата проведения в ГБДОУ детский сад № 17 Василеостровского района:
13 апреля 2017 года (на неделе, посвященной Дню космонавтики).
Ход занятия:
Вводная часть, организационные моменты.
Воспитатель:
Математика, друзья, очень в космосе нужна.
Не зная цифр, не улететь, чтоб на звезды посмотреть.
Недоступна и она - спутник у Земли – Луна.
Чтоб в ракету всем успеть и повыше вверх взлететь,
Руки вместе поднимите и сильнее загудите.
Ближе- ближе, точно в ряд – улетает наш отряд!
Вы теперь тут космонавты, математики, таланты.
Улыбнитесь всем гостям. Попрощайтесь. И на старт!
Воспитатель: Ребята, вы готовы улететь к далеким планетам? ( Дети: Да).
Играет космическая музыка. На экране появляется ракета, рассекающая космическое пространство. Музыка стихает.
Воспитатель:
- Дорогие космонавты! Засеките время, в которое запущена наша ракета (дети смотрят на настенные часы в группе, отвечают). Потом посмотрим, сколько продлится наш полет. А кто напомнит день недели и точное число, когда мы с вами отправились в космос? (Ответы детей про день недели, число, время года). А если бы полетели завтра, какой был бы день недели (Ответы). Молодцы! А сейчас мы посмотрим, где у каждого из вас место в нашей ракете.
Игра «Найди свое место». Каждый ребенок вытягивает карточку с цифрой (от 1 до 10). Ищет свое место за столом. Цифры написаны сзади стульчиков.
Воспитатель:
- Отлично, вся команда в сборе. Кстати, а как называют группу космонавтов, которые летят в одной ракете? ( Ответы детей: команда, экипаж). По-моему, мы с вами куда-то прилетели. Посмотрите, что это? ( Ответы детей: на экране – Луна). А как вы, юные космонавты, узнали, что это именно Луна? ( Ответы: кратеры, видно Землю, которая в космосе как синий шар).
Звучит сигнал SOS.
Воспитатель: На Луне что-то случилось. А вот и послание от ученых, работающих на спутнике Земли (воспитатель делает вид, что читает телеграмму из космоса). «Дорогие юные космонавты, помогите! На Луне перепутались цифры. Чтобы правильный ответ прилетел к нам космической почтой, нужно не только расставить цифры от 1 до 10, но и назвать их в обратном порядке. Это и будет секретный код, который нас спасет».
(На магнитной доске появляются перепутанные цифры). Упражнения детей.
Дыхательная гимнастика «Мы в скафандре». Переход к загадкам.
Воспитатель: С этим заданием наш экипаж справился. Но чтобы отправиться дальше, надо проверить исправность наших скафандров. Что это? ( Ответы детей: одежда космонавтов). Зачем они нужны? ( Ответ: нет кислорода, трудно дышать). Проверяем скафандр вместе (Набираем воздух в щеки – выдуваем. Повторить 5-6 раз). Полетели дальше? ( Дети: Да. На экране – ракета среди звезд. Появляется изображение Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон). Угадайте, мимо каких планет мы пролетаем? (загадки).
В небе я свечусь нередко,
Ваша ближняя соседка.
Я Меркурию сестра,
И на мне всегда жара.
(Венера)
Вот планетам младший брат,
По размеру маловат.
К солнышку всех ближе он,
Потому и раскален.
(Меркурий)
Это красная планета
По соседству с нами.
Он зимой и даже летом
Мерзнет надо льдами.
Странно, что не говори,-
Лед не сверху, а внутри.
(Марс)
В телескоп скорей взгляните
Он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми,
Больше всех других планет.
В нашей солнечной системе
Никого крупнее нет.
(Юпитер)
Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один,
Очень важный господин.
(Сатурн)
Воспитатель: А какие планеты самые крупные/ маленькие? (Д. игра «Больше или меньше». Ответы детей на сравнение). Но больше или меньше могут быть не только планеты (любые предметы, но и числа. С планеты Юпитер к вам прибыла космическая посылка с заданием.
В коробке – математические наборы и очередная телеграмма из космоса.
Воспитатель: В послании написано (делает вид, что читает) : «Ребята, придумайте для того, кто с вами рядом в корабле, задачку на вычитание или сложение, но такую, чтобы ответ был не больше 10. Например, в кратере на Луне лежали 5 камней. Космонавты принесли еще 2. Сколько получается? Направляем вам космические счетные палочки, которые могут помочь в подсчетах. А правильный ответ на мою задачку станет стартом в нашей игре. ( Ответы детей: 7 камней в кратере на Луне. Дети составляют задачки друг другу за столами. Дополнительный вариант: расстановка между цифрами знаков больше или меньше).
Физкультминутка
Воспитатель: Космонавты должны быть не только умными, но и тренированными. Сейчас посмотрим, у всех ли еще хватит сил на полет.
Космическая зарядка (на ковре)
Импровизация под песню «Снаряжали мы ракету на далекую планету». Имитация лунной походки; движения роботов, приветствие инопланетянина, прогулка по лунному кратеру.
Воспитатель: Вижу - сильные и смелые. Полетели дальше? ( Дети: да). Но чтобы вернутся на свои места на корабле, нам нужно сначала преодолеть множество астероидов. Кто знает, что за небесные тела? ( Ответы детей: каменные глыбы).
(На экране – астероиды на фоне звездного неба)
Игра «Построй геометрическую фигуру»
Воспитатель: Увернуться от астероидов мы сможем, только если будем выстраиваться в нужные геометрические фигуры. В посылке с Юпитера лежит подсказка (воспитатель делает вид, что читает). Ваша задача: взявшись за руки, выстроиться на ковре в ту фигуру, которую я назову. Итак, квадрат (дети встают квадратом, круг, овал, треугольник, прямоугольник. Молодцы, ни один астероид не попал в наш корабль! Проголодались? ( Дети: да). Тогда на нашей ракете – космический обед. Для этого возвращаемся на места. А как едят космонавты в космосе ( Ответы детей: из-за невесомости – из тюбиков). Вот и у нас еда именно в такой упаковке.
Работа с листками в клетку, наклеенными на картон в форме космических тюбиков для еды. Задание 1 (ориентирование на листке в клетку) : «Нарисуй космический обед из геометрических фигур». Другой вариант выполнения этого задания – под диктовку воспитателя:
В правом верхнем углу нарисуйте оранжевый треугольник,
В левом нижнем углу нарисуйте черный круг,
В правом нижнем углу нарисуйте зелёный прямоугольник,
В левом верхнем углу нарисуйте жёлтый квадрат,
В середине листа нарисуйте красный овал.
А теперь подумайте, из чего сегодня космический обед? ( Возможные ответы по ассоциациям: красный овал – помидор, желтый квадрат – сыр).
Сколько всего блюд в меню у космонавтов? Напишите ответ на листке ( Ответ: 5). Хотелось бы вам получать такие оценки в школе? (Дети)
Задание 2 (на внимательность) : «Дорисуйте другие геометрические фигуры».
Зрительная гимнастика «Черная дыра».
На экране появляется черная дыра в космосе.
Воспитатель:
Впереди сейчас она – знаменитая дыра.
Закрываем мы глаза. Раз моргнули. Страшно? Да!
Влево, вправо посмотрели. Не туда мы прилетели!
Вниз посмотрим, вверх. Ура! Уже исчезла черная дыра.
На экране – планета Земля в космосе.
Воспитатель: На Земле нас уже заждались. Пора возвращаться. Посмотрите-ка на космические часы, долго ли длится полет (Работа с настенными часами). Но что-то забарахлил двигатель ракеты. Срочно придется построить новые.
Конструирование ракеты из фигур (математические наборы).
Воспитатель: чтобы отправиться на Землю, начинаем отсчет сначала от 1 до 10, а потом от 10 до 1 (обратный порядок). С приземлением!
Итог занятия : проанализировать с детьми, что узнали нового на занятии, в чем были трудности, создать ситуацию успеха. В подарок всем юным космонавтам – звездочки-наклейки.