Мария Попова
План кружковой деятельности по долганскому языку «Элдэн»
▼ Скачать + Заказать документы
ТМБ ДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка»
Кружковая работа по обучению детей долганскому языку
«Эльдэн» (Северное сияние).
Руководитель:
Попова М. Д.
Введение.
Проживая на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и являясь представителем национальности долган, которые являются коренными малочисленными народами Севера, с богатейшей уникальной культурой, традициями, обычаями, фольклором и языком. Численность, которой составляет - 5 393 человека. Сегодня, в 2023 году, эти цифры уже снизились, что свидетельствует о постепенной утрате культурных ценностей народа.
Темочки:
На сегодняшний день дети, проживающие в городах, не слышат речь на родном языке со стороны родителей, воспитателей, ведь национальный язык является одним из условий и форм влияния национальной психологии на личность и гарантом существования нации.
Пояснительная записка
Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего народа и малой Родины. Маленький ребенок ещё не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах. Для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной и национальностью. Патриотическое воспитание проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горячи за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с давних пор.
Кружковая работа по родному языку в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном языке, воспитания любви к своему народу и родному краю. Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Ребёнок восхищается и изумляется тем, что видит, это вызывает отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромное значение в становлении личности патриота. Не следует полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже прививаем любовь к родному языку у детей. Необходимо показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной культуры.
Цель кружка - воспитание гражданина, любящего и знающего свой край, свой родной язык.
Задачи работы кружка
1. Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и вырос, где он живет.
2. Знакомить детей с литературными произведениями (авторскими и народными, играми, песнями на долганском языке).
3. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
6. Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.
7. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.
Возраст детей: 5 – 7 лет
Режим организации: 3 раза в месяц
Срок реализации: 1 год
Формы организации:
Беседы, Мастер – классы, Презентации, упражнения, подвижные игры, книжки малышки, видео ролики
Ожидаемые результаты:
Посещая кружок по родному языку «Эльдэн», дети будут иметь представления о Родном крае, о своей национальности, о ее традициях, обычаях, жизни на крайнем севере. Познакомятся с творчеством долганской поэтессы Огдо Аксеновой, а также и с народными сказками, песнями на долганском языке.
Дети научаться рассказывать стихотворения, сказки, петь песни на долганском языке.
Тематический план
Ноябрь
«Моя национальность»
Познакомить детей с историей возникновения народа «Долган», их традициям, одежде, промыслом. Учить детей здороваться и прощаться на родном языке. Знакомимся с детьми со своей национальностью, учимся здороваться и прощаться на родном языке.
Материал: Иллюстрации одежды, быта, природы, магнитофон, музыка баргана
«Узоры»
Продолжение знакомства с национальной одеждой, орнаментами на ней и их значением. Рассматриваем одежду, орнаменты на ней, узнаем их значение. Рисуем узоры Иллюстрации орнаментов, обуви, головные уборы.
Материал: Альбом, простые карандаши
Декабрь
«Мудрые сказки»
Познакомить детей со сказителями сказок, о передачи их из уст в уста; с творчеством Огдо Аксеновой и Попов … Говорим о творчестве писателей Огдо Аксеновой, чтение ее стихотворений и сказок.
Материал: Портреты писателей, сборники стихов, сказок
«Мастерская»
Научить детей изготавливать игрушки из оленей шкуры, сукна, ткани, бисера. Изготавливаем национальные игрушки из шкуры оленя
Материал: Кусочки оленей шкуры, сукна, ткани, бисер разных цветов, леска, нитки и иголки.
Январь
«Праздники, обряды народа»
Познакомить детей с национальными праздниками, обрядами, их проведением и подготовкой к ним. Знакомимся с обрядами. Проводим обряд очищения от злых духов.
Материал: Иллюстрации национальных праздников. Свечка, красная нитка.
«Танцы и песни»
Познакомить детей с национальными танцами и песнями. Познакомить с творчеством народных исполнителей. Слушаем песни на долганском языке. Учим движения, танцуем танец «Хэйро»
Материал: Магнитофон, барган, бубен, шумовые инструменты
Февраль
«Бисерная борода»
Познакомить детей с народным промыслом Бисероплетением, с несложными техниками Рассматриваем иллюстрации изделий из бисера. Плетем браслеты.
Материал: Бисер разных цветов, леска, тарелки, ножницы
«Любимые сказки»
Выяснить какие национальные сказки знают дети. Чтение сказки «Олень и лемминг» Чтение сказки «Олень и лемминг», распределение ролей, дать детям на дом учить слова героев.
Материал: Сборник сказок
Март
«Мастерская»
Учить детей самостоятельно распределять роли, исходя из возможностей каждого ребенка. Изготовление атрибутов к инсценировке сказки. Изготовление атрибутов к инсценировке сказки Картон, ватман, гуашь, кисточки, баночки, бросовый материал.
«Под звуки бубна»
Познакомить детей с историй Шаманизма. Беседа про шаманов, их жизни в стойбищах, рассматривание иллюстраций. Пробуем с детьми бить в бубен.
Материал: Бубен, иллюстрации костюма шамана.
Апрель
Репетиция сказки «Олень и лемминг»
Учить детей передавать характер героя, говорить на родном языке. Пробуем с детьми проговаривать слова героев на родном языке.
Материал: Атрибуты к сказке, магнитофон
«Бисерная борода»
Обучать детей прикладному искусству. Шьем одежду для куклы. Материал: Нитки, иголки, кукла, ткань, сукно
Май
«Литературный вечер»
Учить детей отвечать и задавать на вопросы на родном языке, рассказывать сказки. Вечер разговора на родном языке в не принужденной форме. Материал: Магнитофон, чай, печенье.
Показ сказки «Олень и лемминг»
Показ сказки для детей детского сада.
Материал: Атрибуты, магнитофон, музыка природы.
Методическое обеспечение
Мнемотаблицы; картинки, изображения, иллюстрации одежды, быта, оленеводства, кухни и т. д. ; макеты «Чум», «Балок», «Нарты»
Список литературы
1. Букварь по долганскому языку
2. Сказки народов севера
3. Сборник стихов Огдо Аксеновой, Аси Антоновой
4. Сборник игр Огдо Аксенвой