Татьяна Логвиненко
План-конспект занятия по познавательной деятельности «Как считают и измеряют время» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Вызвать интерес к понятию «время» через сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени.
2. Закрепить названия и последовательность дней недели.
3. Активизировать словарь по теме (циферблат, солнечные, водяные, песочные, огненные часы).
4. Развивать творчество детей через составление фантастических рассказов.
Публикация «План-конспект занятия по познавательной деятельности „Как считают и измеряют время“ (старшая группа)» размещена в разделах
Предварительная работа: чтение художественных произведений, просмотр познавательных фильмов, экскурсии, изготовление альбома "Как считают и измеряют время", оформление "Волшебной лаборатории"
Материалы: часы настенные, песочные, будильник, наручные, модель солнечных часов, водяных, альбом с иллюстрациями.
Ход образовательной деятельности:
Восп. : Дети, отгадайте загадку: Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу –
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать?
Что это?
Дети: Часы.
Восп. : Как вы думаете, зачем людям нужны часы (ответы детей)
Что делают часы, для чего их создали (ответы детей)
А что это такое время (ответы детей)
Как вы думаете, когда появилось время (ответы детей)
- Правильно, время было всегда. Не было нас, людей, а время было и бежало вперёд. Само слово «время» происходит от старого русского слова «вертемя». Повторите его. Что вы слышите в этом слове?
Правильно, в этом слове угадываются два слова: «время» и «вертеть». Время вертится, движется. Ведь проходит лето, проходит и осень. И эта осень – новая, не та, что была в прошлом году. А день сегодня такой же, как был вчера? Нет, конечно. Давайте сравним день сегодняшний и вчерашний: какой был день недели вчера, какие занятия, что читали перед сном вчера, и что будем делать сегодня… (ответы детей)
- Время не возвращается, а идёт вперёд и только вперёд. Давайте поиграем в игру «Назови соседей». Я буду называть день недели, а вы его соседей. Например, понедельник, его соседи: воскресенье и вторник.
Игра «Назови соседей»
Восп. Люди всегда хотели как можно точнее измерять время. Сегодня, чтобы узнать который час, достаточно посмотреть на один предмет, который показывает точное время. Что это за предмет?
Дети: Часы.
Восп. : Правильно, но часы не всегда были такими, какими мы привыкли их видеть. А какие же они были, ребята? (ответы детей)
- Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу. Это вы знаете: вставало солнышко – значит, пора вставать, и так до вечера. И вдруг, человек обратил внимание на то, что тень движется за солнцем. Смотрел человек, как тень бегает по кругу и придумал часы: вместо циферблата расчерченная круглая площадка под открытым небом с 12 делениями, каждое деление 1 час. Вместо стерженька для стрелок посреди площадки колышек и колонна. Вместо самих стрелок – тень от колышка или колонны. Ходит по небу солнце – ходит по площадке тень и, как часовая стрелка, показывает время. Но пользоваться этими часами человек мог не всегда. Как вы думаете, почему?
Дети: нет солнца, нет тени.
Восп. : Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями, и, взлетев на забор, кричат: «Ку-ка-ре-ку! Просыпайтесь! Скоро утро!» Но, хотя и кричит петух всегда в одно и тоже время, и с ним оплошности случались: то во сне с жёрдочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнёт кричать.
-А вы слышали когда-нибудь такое выражение: «Время течёт»? А ведь когда-то время действительно текло и капало. В водяных часах. В высокий и длинный стеклянный сосуд с дыркой у дна наливали воду. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Поплавок со стрелкой поднимался. На стенках сосуда были сделаны отметки-чёрточки, показывающие, сколько времени прошло с тех пор, как в сосуд налили воду. Но водяные часы также оказались неудобными – требовалось постоянно доливать воду в опустевший сосуд. Как вы думаете, работали водяные часы днём, ночью или в ненастный день? (ответы детей)
- Да, такие часы работали не только в солнечный день, но и в ненастье, и ночью.
Проводится опыт с водяными часами.
Восп. Течёт время и в песочных часах. Вернее, не время течёт, а песок, по которому его измеряют. Сделаны песочные часы из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька пересыпается в нижний. Пересыпался песок, значит прошло 3 или 10 минут. Часы переворачивают, и счёт времени продолжается. Песочными часами люди пользуются и теперь, например, врачи в поликлиниках. По этим часам больные получают лечебные процедуры.
Рассматривание песочных часов.
- Восковая свечка – это тоже часы, древние огненные часы. Свечка сверху донизу разрисована, как зебра, чёрно-белыми полосочками. Воск от горящего фитилька тает, а вместе с ним тают и полосочки. Сколько полосочек исчезло, столько прошло и часов, потому-что каждую свечу делили на 24 части. Выходит время не только течёт, но и «сгорает».
Демонстрация горящей свечи.
Восп. Мы с вами посмотрели как работают древние часы. Давайте немного отдохнём и поиграем.
Подвижная игра "Ходят стрелочки по кругу"
Восп. А какие часы существуют сейчас?
Дети отвечают, например: часы, показывающие только время; часы, дающие и сигнал – это часы с боем, будильники и, даже, говорящие; электронные, работающие на батарейках, и, даже, без стрелок – со светящимися цифрами в окошке и т. д.
Рассматривание современных часов : настенных, будильника, наручных часов, иллюстраций с изображением напольных и башенных часов (работа в волшебной лаборатории).
- Пофантазируйте и придумайте рассказ о том, какие часы изобретут в будущем. Из какого материала их сделают? Какой они будут формы? При помощи чего они будут работать? (рассказы детей).