Екатерина Куницына
План-конспект «Сказка о влюбленном художнике»
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЛИПЕЦКА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №126
ПЛАН - КОНСПЕКТ
Непосредственно образовательной деятельности с детьми
«Сказка о влюблённом художнике»
Автор конспекта: Куницына Е. Ю.
Липецк, 2019 г.
Цель: Познакомить детей с картинами русского художника- Константина Юона.
Программное содержание:
Образовательные задачи.
Публикация «План-конспект „Сказка о влюбленном художнике“» размещена в разделах
- День Святого Валентина. День всех влюбленных, 14 февраля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
• Обогатить представления детей о художниках
Развивающие задачи.
Обогащать словарный запас посредством ознакомления детей с творчеством художника, его картинами. Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины.
Воспитательные задачи.
Прививать любовь к русской живописи, воспитывать чувство сострадания.
Материалы и оборудование:
Репродукции картин К. Ф. Юона «Берёзы. Петровское», «Голубой куст», «В провинции. Город Торжок», «Русская зима. Лигачево», «Мартовское солнце»
Дидактическая игра «Собери пейзаж» цель: закрепить знания о составных элементах пейзажа, о признаках времен года.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, исследовательская, продуктивная.
План-конспект мероприятия
Этапы Содержание материала
1 этап: Организационный момент. Знакомство с группой, эмоционально-психологический настрой детей.
Фрагмент речи воспитателя
Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу рассказать вам сказку «О влюбленном художнике» Константине Юоне и познакомить с его картинами
Словарная работа : ввести понятия «художник», «выставка» «Провинция», «натура», «мольберт», «холст», «мастерская», «приданое».
2 этап: Основной этап
Речь воспитателя
Пальчиковая гимнастика
«Я художник» Содержание работы: Дети садятся. Перед ними картина «Березы. Петровское» и автопортрет художника. Воспитатель: «Есть примета: встретить женщину с полными ведрами- к счастью!» Так подумал молодой художник Константин Юон, заметив мелькающую среди берез фигурку в синем сарафане. Полные ведра чуть покачивались на коромысле, словно два колокола. Посмотрел на девушку художник-сердце замерло. Статная, стройная, глаза ясные, брови бархатные, тугая коса ниже пояса. Словом, красавица такая- ни в сказке сказать, ни пером описать. Остановилась она, бросила взгляд на картину, что он писал. А на картине- вот эта самая березовая роща. (Рассматривание картины). Разморило в жаркий полдень молодые деревца, стоят- не шелохнутся. Солнечные зайчики прыгают и прячутся между белых стволов, даже в глазах рябит. Улыбнулась девушка:
- Тепло! От картины, говорю, теплом веет. А вы кто же будете?
- Константин Юон.
-Юон? Фамилия какая… будто птичка поет: «Юон!»
Слово за слово- разговорились. И чувствует парень- это его счастье! Радостный вернулся он домой, вбежал к отцу:
- Поздравь меня, благослови, я нашел себе невесту!
-Ну, рассказывай, кто она, москвичка или из Петербурга, столичная барышня?
- Да нет, она из села Лигачево, из крестьянской семьи. Но ведь это не важно… Не понравилось это отцу. Пока не одумаешься, видеть тебя не желаю!
Расстроились Константин и Клавдия.
- Как жить будем, ведь у меня даже приданного нет. Вот разве что эта синяя пуговка, от прабабки осталась. В селе меня с детства из-за нее дразнили: покажи, мол, свою счастливую пуговицу! А и правда посчастливилось мне – тебя встретила. Возьми, теперь она твоя.
- Да ни к чему мне твое приданное. Не бойся, не пропадем! Махнул рукой- синяя пуговка и вылетела!
Через год привела художника тропинка на то самое место в поле, где потерялась заветная пуговка, глядь, вырос густой куст. И, если посмотреть на него против солнца, куст сине-голубой.
- Ребята, посмотрите на эту картину. Она называется «Голубой куст».
Что за чудо: все синие краски, все оттенки вобрали в себя его листья. Под ласковым ветерком трепещут,а в них- небесная голубизна и васильковая лазурь,скромной незабудки цвет и драгоценного камня сапфира густая синь- синева. И весь куст колышется, кажется, будто обнять хочет.
С тех пор больше других цветов полюбил Юон синий- голубой.
Я взял бумагу, карандаш, нарисовал дорогу.
На ней быка изобразил,
А рядом с ним корову.
Направо дом, налево сад…
В лесу двенадцать кочек. На ветках яблочки висят, и дождичек их мочит.
Потом поставил стул на стол, тянусь как можно выше. Уф! Свой рисунок приколол
Совсем не плохо вышел!
Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе- «лист бумаги». Указательный палец правой руки-«карандаш», провести пальцем по левой ладони линию-«дорогу».
Руки сжаты в кулаки, большой палец и мизинец каждой из них слегка оттопыриваются в стороны, показывая рога быка и коровы. Дети произносят: «Му-у!»
Пальцы складываются домиком. Кисти рук скрещиваются в запястьях-«деревьях»,шевелить раздвинутыми пальцами «ветер раскачивает ветки». Указательным пальцем правой руки рисуют кисточки на левой ладони. Встряхивание кистей- имитация капель дождя.
Левая рука сжимается в кулак и кладется на приподнятую вверх ладонь правой.
Левый кулак медленно разжимается, пальцы с напряжением тянутся вверх.
Правая рука разглаживает воображаемый рисунок- поднятую в вертикальном положении левую ладонь.
Улыбнуться!
Фрагмент речи воспитателя
-Ребята, знаете? Еще в юности, когда только учился Константин Юон на художника, он продавал свои картины, давал уроки рисования и на заработанные деньги ездил за границу, смотрел, как работают тамошние мастера. Там он ни одной картины там не написал. Чего-то не хватало ему, а не хватало русской зимы, наших заснеженных просторов. Ему говорили: у вас природа скучная, все белые снега да голые черные деревья- тоска! И вот решил он всему миру показать, какая она красавица- наша русская зима! А краски взял у голубого куста, что вырос из пуговицы- твоего приданого.
И нарисовал- будто кружева сплел из самой нежной голубизны. Вот она: пышная, нарядная, сахарная. Постоишь возле нее подольше, кажется, будто звенят- поют хрустальные колокольчики.
- Вот эта картина: «Русская зима. Лигачево»
И все бы хорошо, да только заскучал Константин. Сидит у окна, вздыхает и вдаль смотрит. Давно с родителями не виделся, не шлет отец весточки о прощении. И стал художник рисовать… окно. Солнечные лучи легли, нагрели подоконник. Ветки дерева в окно заглядывают. Кусты столпились, привстали на цыпочки: интересно, как там люди живут?
Все чаще знакомые и друзья стали говорить Юону- отцу:
-Были мы на художественной выставке. Поздравляем, Федор Сергеевич, сын у вас – замечательный художник.
Вот собрался отец и пошел на выставку сына. О становился у «Раскрытого окна». Господи, хорошо- то как! И вдруг слышит:
- Отец?
Костя, сын его. Повзрослел, возмужал. А рядом с ним женщина- уж не царевна ли из сказки? Как у Пушкина… Оттаяло отцовское сердце.
В тот год зима выдалась суровая. Метель метет, и день, и пять. Юон любил рисовать не по памяти, в мастерской, а прямо с натуры. Но как выйдешь из дому с холстом и красками, когда снег колючий сечет, ветер студеный до костей прохватывает? «Про такую погоду старики говорят, что мороз и солнце спорят, кто сильнее, кто главнее»,- вспомнила Клавдия.
- Неужто? А я бы их мог померить!
Вышла Клавдия на крыльцо и – во весь голос:
- Эй, мороз и солнце! Полно вам ссориться! Мой муж- художник обещает вас помирить!
Физкультминутка
«Вот студеною зимой»
Вот студеную зимой (дети машут руками)
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. (дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах (дети садятся в глубокий присед на Даже хитрая лиса
Притаилась и сидит,
несколько секунд, потом встают)
Ну, а снег летит, летит. (дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. (потягивания- руки в стороны)
Скачет по полю лиса. (прыжки)
Ну, а мы чуть- чуть пройдемся (ходьба)
И домой к себе вернемся. (дети садятся на свои места).
Фрагмент речи воспитателя
На утро встали- тишина! На улицу выглянули – мороз и солнце! Схватил Юон кисти, краски и скорее рисовать! И получилась у него картина- песня.
- Посмотрите, ребята на эту картину: «Мартовское солнце»
Солнечный свет ластится к сугробам, синие, сиреневые тени протянулись от деревьев. Весело цокают по дороге копыта рыжих, как солнце, лошадок.
Фрагмент речи воспитателя
-Ребята, вы наверное думаете,что Юон провел всю свою жизнь в селе Лигачево? А вот и нет! Он любил путешествовать по древним русским городам. Любовался кремлем Ростова Великого, побывал в Торжке,
( - Вот его картина: «В провинции. Город Торжок»)
Угличе, Нижнем Новгороде, рисовал пестрый, разноцветный базар у лодочной пристани на Пскове-реке под стенами сахарно-белого собора. А больше всего полюбилась ему Троице- Сергиева лавра.
Музыкальная деятельность
Слушание: А. Вивальди «Времена года»
Дидактическая игра «Собери пейзаж»
Содержание работы: Закрепить знания о составных элементах пейзажа, о признаках времен года. По собственному замыслу составить композицию по заданному сюжету (осенний, летний, зимний, весенний).
Используемые материалы Фрагменты картин разного времени года.
Интеграция с образовательными областями «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие»