Мария Слепых
План-конспект по НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Воздух есть везде»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект по НОД на тему : Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе. «Воздух-есть везде»
Провела:
Слепых Мария Алексеевна
Воспитатель средней группы
Задачи:
Образовательная:
обобщить и уточнить знания детей о свойствах воздуха и его роли в жизни человека;
продолжать учить детей пользоваться нестандартным оборудованием;
Развивающая:
Публикация «План-конспект по НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе „Воздух есть везде“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
развивать навыки исследовательской работы, интерес к познавательной деятельности, умение высказывать предположение, мнение.
Воспитательная:
Воспитывать любознательность, чувство взаимопонимания, умение работать в коллективе. Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой. Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование и материалы:
Стаканы с водой, коктейльные трубочки, веера, бумажные салфетки (по количеству детей, баночки (с чесноком, апельсином, тазики с водой, теннисные мячики, воздушный шарик, полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри); Презентация.
Ход занятия:
В-ль — Ребята, подойдите ко мне и послушайте загадку.
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
– Что это?
(воздух)
В-ль -Воздух окружает нашу Землю
-Ребята, а хотите познакомиться с воздухом поближе? Попытаться увидеть его, услышать, почувствовать? Для этого мы с вами создадим условия, в которых воздух сам будет выдавать свои секреты. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. В нашей лаборатории.
В-ль: Вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
В-ль: -Я тоже не вижу воздух. Воздух никто не видит.
Я знаю, что он всегда вокруг нас!
– Раз мы его не видим, значит какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
В-ль: Невидимый! Но это не значит, что его нет вовсе!
-Как вы думаете есть-ли воздух в пустых предметах?
(мячах, кубиках)
Опыт 1: (мячи, кубики, таз с водой)
-возьмите по предмету и попробуйте погрузить его в воду, погрузить на дно таза)
Дети: Он плавает на поверхности воды.
В-ль: Воздух невидимый! Он присутствует в предметах!
-Как вы думаете воздух можно потрогать руками?
Чтобы воздух потрогать, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 2: (с полиэтиленовым пакетом)
– Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
В-ль: – Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Мешок стал выпуклым, твёрдым, упругим. Почему, стал упругим?
Вывод: -Воздух упругий.
- А какого цвета воздух? (бесцветный).
Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Игра «Где спрятался воздух?»
В-ль: Вам интересно узнать, внутри человека воздух есть?
– Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Опыт 3: (С трубочкой и водой в стакане)
– Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
В-ль: – Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
– Скажите мне, а мы с вами воздух видим? (нет)
Вывод: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?
– Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носы. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Опыт 4: (с салфеткой)
В-ль: – А с салфеткой видно?
Дети: Да.
В-ль: – Вы заметили, когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок.
Вывод: -Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Опыт 5: (с веером)
В-ль: – Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: -В лицо дует ветерок.
Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер
Вывод: -Оказывается, воздух двигается!
Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо,
(руки согнуты в локтях, обмахивать ладонями лицо)
Закачалось деревцо,
(прямые руки подняты над головой, раскачивать руками поочерёдно вправо и влево).
Ветерок всё тише, тише,
(замедлять раскачивание)
Деревцо всё ниже, ниже
(приседать, постепенно опуская руки)
Воспитатель: Молодцы дети, но впереди нас ждут более трудные испытания.
Опыт 6: (с апельсином и чесноком)
В-ль: – Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах?
- Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? (безвкусный).
Игра «Угадай по запаху»
Вывод: -Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет и вкуса
Воспитатель: Всему живому на земле необходим воздух : и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Опыт 7: «Не дышу»
Вот молодцы! Как много мы сегодня узнали о воздухе!
Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
Чтоб увидеть воздух, его надо поймать (рис. 1);
Что воздух легче воды (рис. 2);
Что воздух есть внутри пустых предметов… и даже внутри людей (рис. 3);
Без воздуха ничто живое не может жить;
А ещё я узнал, что воздух не пахнет и может передавать запахи (рис. 4,5);
А ещё я наконец-то узнал, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха (рис. 6);
– Молодцы, ребята, вы справились с заданиями как настоящие ученые. Ну, а сейчас нам пора возвращаться обратно в группу.
Итоги:
Что нового и интересного вы сегодня узнали, ребята? Чему научились?
(Рассматриваем слайды и закрепляем знания о воздухе)
Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим.
Чтоб увидеть воздух, его надо поймать;
Воздух находится даже внутри людей;
Без воздуха ничто живое не может жить.
А ещё я наконец-то узнал, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха.
В-ль: -А сейчас отгадаете мою загадку?
«Окружает, нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха и цвета
Угадайте, что же это?»
Дети: (воздух)
Воспитатель: -Молодцы ребята! А чтобы меньше болеть, нужно дышать свежим воздухом! Мы сейчас с вами тепло оденемся и пойдём на прогулку.