Юлия Юрьевна Карачкова
План-конспект НОД с детьми подготовительной группы «Встреча знатоков детской литературы в Библиотеке»
▼ Скачать
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Речевое развитие:
1. Поддерживать проявление субъективной позиции ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками;
2. Поддерживать использование в речи средств языковой выразительности
3. Развивать речевое творчество
4. Воспитывать интерес и любовь к книге как к источнику знаний;
Публикация «План-конспект НОД с детьми подготовительной группы „Встреча знатоков детской литературы в Библиотеке“» размещена в разделах
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Темочки
5. Продолжать учить детей коллективному и самостоятельному составлению рекламы книги;
6. Развивать умение анализировать содержание и форму произведения, литературную речь;
7. Обогащать представления об особенностях литературы.
Познавательное развитие:
1. Продолжать расширять и уточнять представления детей о книгах, их сохранении и бережном отношении к ним;
2. Продолжать развивать слуховое внимание, память и логическое мышление.
Социально коммуникативное развитие:
1. Обогатить положительными эмоциями опыт общения старших дошкольников в процессе активного участия в процессе ИОС, сценарий которой разработан на основе содержания знакомых литературных произведений.
Физическое развитие:
1. Формировать интерес к подвижным играм.
Предварительная работа:
- беседы по темам «Книга-источник знаний»;
- организация выставки детской литературы;
- литературные вечера.
Материал: игрушка «Колобок», мяч, подбор книг для библиотеки, картинки с изображениями предметов, разрезные картинки с изображениями обложек детских книг.
Методы и приемы:
- практические – игры, составление рассказа
- наглядные – демонстрация
- словесные – беседа, загадки, вопросы к детям
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая Игра-викторина по знакомым литературным произведениям;
игра «Разрезные обложки книг»; игра «Угадай сказку»
Коммуникативная Игра-викторина по жанрам литературных произведений;
игра «Угадай из какой сказки предмет?»; реклама любимых книг
Двигательная Игра с мячом «Назови сказку с зимним сюжетом»; речевое упражнение с движением «Три медведя»
Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение отрывков стихотворений А. С. Пушкина, С. А. Есенина
Ход ситуации
№ Деятельность педагога Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. В: предлагает посетить детскую библиотеку подготовительной группы - «Посмотрите, ребята, сколько интересных книг в нашей библиотеке. Как вы считаете, для чего нужны людям книги? Как к ним нужно относиться? Где книгу можно приобрести? Что такое библиотека? Кто там работает?» ответы детей
Дети высказывают свою точку зрения
2. В: проводит игру-викторину по знакомым литературным произведениям
- «Место, где живёт золотая рыбка»
- «Литературное произведение в рифму»
- «Слепой жених Дюймовочки»
- «Предмет обуви, потерянный на балу»
- «Как называется волшебная история в которой есть чудо»
- «Государство во главе с царём»
-«Произведение в котором все события происходят в реальном времени»
- «Почему одни сказки называют народными. А другие авторскими»
- «Какое число чаще всего встречается в русских народных сказках»
- «Как называется начало сказки и её конец»
- «Какой подарок попросила отца привести из заморских стран Настенька»
- «В кого превратился Гадкий Утёнок»
- «Что всегда побеждает в сказках»
- «На чём ездил в сказке Емеля Дурачок»
- «Назови русских богатырей»
- «Сколько лет Кощею Бессмертному»
- «Назови героев сказки «Три поросёнка» ответы детей
Дети отвечают на вопросы викторины
Дети рассматривают предметные картинки и называют части тела
3. В: проводит игру «Разрезные обложки книг» выполняют задание Дети собирают разрезные обложки, называют книгу и её автора
4. В: проводит игру с мячом «Назови сказку с зимним сюжетом» Встают в круг, бросают мяч Дети верно подбирают названия сказок
5. В: предлагает детям отгадать жанры литературных произведений Зачитывают друг другу разученные заранее отрывки Дети верно определяют предложенные жанры литературных произведений
6. Л: организовывает игру «Угадай из какой сказки предмет?» и предлагает рассмотреть картинки с изображениями предметов, произнося текст от имени сказочного предмета:
- «Мне приятно быть на голове у этой девочки. Она за мной ухаживает. Я всегда …Мне нравится вместе с ней путешествовать по лесу, ходить в гости к бабушке. Вот беда моя хозяйка очень – очень доверчива. Из-за этого с ней происходят всякие неприятности…»
(Красная Шапочка из сказки с одноименным названием)
- «Честно говоря, неприятно, когда тебя на ноги надевает Кот. У него ведь когти. Исцарапал и порвал все мои стельки. Я, конечно, понимаю, что вся эта беготня ради хозяина, но больно ведь) (Сапоги из сказки «Кот в сапогах»
- «Для меня очень вредно столько находится в воде…Спасибо этому любопытному и непослушному мальчишке. Если бы не он и не черепаха, сколько бы я ещё пробыл на дне?» (Золотой ключик из сказки с одноименным названием)
- «Она хорошая девочка. Добрая, заботливая. Но надо же знать, что тебе можно, а что нельзя. Я вот горяч по натуре: согреваю, сжигаю, растапливаю. Зачем было через него прыгать?» (Костёр из русской народной сказки «Девочка Снегурочка)
- «Я, конечно, готова была выполнить любое ее желание. Ведь старик спас мне жизнь. Но в конце концов я поняла: чем больше человеку даешь, тем больше ему хочется. Вот и приходится таким людям оставаться у разбитого корыта…» (Золотая рыбка из сказки «Сказка о золотой рыбке»)
- «Я осталась жива только благодаря этой маленькой хрупкой девочке. Она меня одевала, кормила, поила. Как прекрасно жить! Радоваться солнцу, ветру, теплу!» (Ласточка из сказки «Дюймовочка») Ответы детей
Дети верно подбирают предметы и отгадывают
название сказки
7. Л: В нашей библиотеке много разных сказок, и вы, конечно, многие из них знаете. Давайте проверим. Я буду называть ряд слов, а вы должны назвать сказку в которой есть эти слова.
Л. проводит игру «Угадай сказку»
- Царь, три сына, стрела, болото, лягушка.
(Русская народная сказка «Царевна-лягушка»)
- Царь, три сына, Сивка-Бурка, царевна
(Русская народная сказка «Сивка-Бурка»)
-Злая мачеха, две дочери, Дед Мороз
(Русская народная сказка «Морозко»)
- Кокованя, Даренка, зимняя сторожка, камешки, козел (Русская народная сказка «Серебряное Копытце»)
- Осень, гуси, небо, зеленая жительница болота, путешествие (Русская народная сказка «Лягушка-путешественница»)
-Ваза, девочка, старушка, баранки, Северный полюс, цветок, мальчик (Русская народная сказка «Цветик-семицветик») Ответы детей Дети
верно называют сказки
8. Л: Речевое упражнение с движением «Три медведя»
Три медведя шли домой :
Папа был большой – большой,
Мама с ним поменьше ростом,
А сыночек просто крошка,
Очень маленький он был,
С погремушкою ходил Дети выполняют движением в соответствии с текстом Дети правильно выполняют движения.
9. Итог занятия
В: предлагает взять детям любую книжку с полки и предлагает её прорекламировать по следующему плану :
1. Название книги.
2. Автор произведения.
3. Жанр произведения (сказка, рассказ).
4. Краткое содержание произведения. (О чём или о ком рассказывается в этой книге)
5. Как оформлена книга. (Прочная бумага, красочные иллюстрации, крупные буквы, яркая обложка) Ответы детей Дети рекламируют выбранные книги
Литература :
1. Ельцова О. М., Прокопьева Л. В. Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой (с 5 до 6 лет) ФГОС. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 144 с.
2. Ельцова О. М., Прокопьева Л. В. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. Старшая группа (5-6 лет) ФГОС - ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. — 160 с.
3. Ельцова О. М., Горбачевская Н. Н. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду - ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. — 192 с.
4. Ельцова О. М. Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета. ФГОС - ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 144 с.
5. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.
6. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-е изд., дополнен. Методическое пособие. – М. :ТЦ Сфера, 2015.