Ольга Остапенко
План-конспект НОД для детей 6-го года жизни «Большое воздушное путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Большое воздушное путешествие
Образовательные области:
- Познание
-Коммуникация
-Социализация
-Здоровье
Виды деятельности:
-опытническая деятельность
-отгадывание загадок
-формулировка вывода по мнемотаблице
-активизация пословиц и поговорок о воздухе
Задачи:
1. Закрепить и уточнить знания детей о свойствах воздуха. Опытным путем показать значение воздуха для человека и всего живого на Земле.
2. Формировать у детей научные представления об окружающем мире.
Публикация «План-конспект НОД для детей 6-го года жизни „Большое воздушное путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
3. Развивать мышление, любознательность, умение самостоятельно делать выводы.
4. Активизировать словарь детей словами : планер, парашют, дирижабль.
5. Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к природным ресурсам.
Форма работы: подгрупповая
Материалы:
-Электронная презентация к непосредственно образовательной деятельности.
-Письмо от пилотов воздушного транспорта
- Тетради
-Резиновые груши
- Стаканы с водой
-Полиэтиленовые мешочки на каждого,
-Кубики для педагога
-Зажигалка,
-Перо птицы
-Лист картона
Предварительная работа:
-Дидактическая игра «Летает – не летает».
-Рассматривание папки «Воздушный транспорт».
-Разучивание пословиц и поговорок о воздухе и их объяснение.
-Занятие по валеологии «Чем мы дышим».
Ход непосредственно образовательной области:
Воспитатель вместе с детьми входит в зал
-Занимайте ребята свои места, сели красиво, спинку выпрямили, ножки дружат. Ой (Стук в дверь) Кажется к нам кто-то стучится, и кто же это там пожаловал? (открывается дверь входит почтальон)
- Почтальон. Здравствуйте, подскажите, мне пожалуйста, где я могу найти ребят старшей группы, у меня тут для них письмо.
-Это же мы ребята старшей группы, что там за письмо? Спасибо тебе почтальон, До свиданья!
-Ну что ребята читаем? Сейчас посмотрим, Здравствуйте наши любимые ребята, слышали мы, что вы всегда всем помогаете. Мы пилоты воздушных транспортных средств, но сколько лет мы управляем нашими транспортными средствами так, и не можем понять, что же такое воздух? Где он? Почему он всегда от нас прячется? Да и зачем он вообще нужен? Раз мы его никогда не видели, наверно его и нет вовсе? Ребята помогите, пожалуйста, нам в этом разобраться!
- Ну что ребята поможем нашим летчикам? Докажем есть ли воздух на самом деле, и расскажем как его можно обнаружить. И для этого мы отправляемся в большое воздушное путешествие. Нам предстоит полет, но на чем? Какие вы знаете виды воздушного транспорта? (Ответы детей – самолет, воздушный шар, вертолет, дирижабль, ракета, планер, парашют)
(При ответе детей появляются картинки Слайд №2,3,4,5,6,7,8,9) А вот на каком из видов воздушного транспорта мы начнем наше путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку. (Слайд №10)
Он в воздушном океане
Туч касается крылом.
Развернется – под лучами
Отливает серебром.
Правильно, мы начнем наше путешествие на самолете. (Слайд№11)
Усилился ветер и нагнал тучи. Взгляните, на одной туче что-то написано.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем. Что это? Воздух.
А есть ли воздух в нашей групповой комнате? Что мы можем о нем сказать? Давайте подключим к работе наших помощников глаза, язык, нос, уши?
Мы видим глазами воздух? Имеет ли воздух цвет? Вдохните воздух ртом? Имеет ли он вкус? А теперь попробуйте задержать дыхание. Долго ли вы сможете не дышать?
Вдохните в себя воздух носом. Чувствуете ли вы запах? Нет. (Слайд №12)
Давайте сделаем вывод: действительно, воздух не имеет ни цвета, он не видим, не имеет вкуса, и запаха, может ли человек обойтись без воздуха? Без воздуха ни человек, ни животное, ни растение не могут прожить и нескольких минут. Вы хорошо знаете, как воздух «через нос проходит в грудь и обратный держит путь»? Давайте посмотрим. (Сопровождается показом на схеме органы дыхания человека. Слайд №13)
А как вы думаете, можно ли воздух почувствовать, услышать и увидеть? Давайте это проверим с помощью простых опытов.
Проходите ребята за столы, занимайте места. (Слайд №14)
Опыт №1.
Почувствуете ли вы воздух? Помашите тетрадями возле своего лица. Что вы почувствовали? (ветерок обдувал лицо, а раз у нас закрыты все окна и двери, и ветру взяться у нас неоткуда, значит это воздух, который мы двигаем при помощи тетради)
Опыт №2.
Услышите ли вы воздух? Резко сожмите руками резиновую грушу. Что вы услышали?
(Услышали как громко выходит воздух из груши)
Опыт №3.
Увидите ли вы воздух?
Опустите конец резиновой груши в стакан с водой и сожмите ее. Что вы увидели? (Увидели как воздух покидая грушу попадает в воду, а вода занимает место воздуха в груше)
Опыт №4
Пустой полиэтиленовый мешочек, Ребята в нем что-то есть? (Нет) Положили туда кубики, что стало с мешочком? (он стал выпуклым). Почему? (Потому что, если в мешочек что-то положить он становится выпуклым) Правильно, молодцы, а теперь посмотрите, я беру пустой мешочек, и скручиваю его края, И что же ребята становиться с мешочком? (Он тоже становится выпуклым) А выпуклым он становится когда в нем что-то есть, следовательно, его что-то раздуло. Что же в нем есть? (ответы детей)
- Как убедиться, что вокруг нас есть воздух? (При помощи вот таких опытов, даже если мы его не видим, но все таки его можно обнаружить и кое что о нем узнать) Кому необходим воздух? (воздух необходим людям, растениям, животным) А вы знаете как дышат растения? (Через листочки) Животные? (Животные дышат так же как человек)
-Молодцы! Проходите, занимайте места на стульчиках. Наш самолет благополучно совершил посадку и мы пересаживаемся на…
С теплым воздухом шар,
А под ним корзинка,
Под ногами земля –
Словно на картинке. (Слайд №15)
Это воздушный шар. На нем люди совершали свои самые первые воздушные путешествия.
Но что же заставляет шар подниматься вверх (Слайд№16) Теплый воздух. А откуда он берется теплый воздух? Солнце нагревает воздух в одном месте и нагретый теплый воздух поднимается вверх, а на его место врывается холодный. Это происходит потому, что теплый воздух легче холодного. Сейчас я вам это докажу.
Опыт №5.
Вот перышко. Если я его просто подброшу, то оно просто упадет вниз. Вот так. Но если его подбросить в теплый воздух, например, над огнем, (зажигаю зажигалку, то вы увидите, что теплый воздух поднимается вверх и не дает перышку упасть.
Воздушный шар наполняют теплым воздухом, поэтому он и поднимается вверх.
А теперь вопрос для самых смышленых. В нашей групповой комнате тепло, потому что ее нагрели горячие батареи. А где теплее, возле пола (внизу) или возле потолка (вверху?
Конечно, возле потолка, потому что теплый воздух поднимается вверх. Теперь вам станет понятно, почему взрослые не любят, когда вы играете на полу. Возле пола (внизу) всегда холоднее.
Физкультминутка.
(Слайд №18)
Круг мы сделаем большой,
Встанем в круг мы всей гурьбой.
Мы покружимся немножко
И похлопаем в ладошки,
Мы потопаем немножко
И похлопаем в ладошки
Повернемся друг за другом
И попрыгаем по кругу.
А теперь – наклон вперед:
Получился самолет.
Крыльями легко помашем
«Отдохнули!» - дружно скажем.
Нас опять ждет пересадка.
Отгадаем мы загадку
Заворчу, зажурчу,
Лопастями заверчу,
В небеса я улечу. (Слайд №19)
Мы продолжим наше путешествие на вертолете.
Давайте выясним и вспомним, как человек использует воздух? Мы с вами используем воздух, когда надуваем воздушные шары, накачиваем воздухом наши мячи, колеса велосипедов или машин. А какими надувными вещами мы пользуемся летом на пляже? (Ответы детей.)
Вертолет продолжает свой путь, но на посадку не заходит. Как же нам попасть на землю. (Слайд №20)
Зонтик есть, весь белый-белый,
Он большой и очень смелый.
Он по воздуху летает,
С облаков людей спускает.
Вот мы и спустились на парашютах на берег моря. Люди не раз замечали, как легко дышится возле моря. Морской воздух очень целебный, лечебный. Вот почему так часто на берегу моря строят санатории, дома отдыха. Именно целебный воздух и море привлекают людей. К сожалению, не все это понимают. Заводы и фабрики загрязняют воздух, загрязняют его и машины выхлопными газами. Дымным воздухом дышать тяжело и вредно для здоровья. Поэтому людям нужно заботиться о чистоте воздуха.
Так же люди придумали много пословиц и поговорок о воздухе и ветре.
Давайте их с вами вспомним. (Слайд №21)
Ответы детей. Воздуха словами не наполнишь. Что это значит? Объясняют
Взапас воздухом не надышишься. Это что значит?
Ищи ветра в поле. А это что означает?
И сегодня мы познакомимся еще с одной пословицей.
Очень часто люди говорят, Нужен, как воздух. Как вы думаете, что означает данная пословица? Как вы ее понимаете? Да совершенно верно. Это значит что-то, без чего человек совершенно не может обходиться, как без воздуха.
Т. е человек сравнивает предмет, о котором говорит с воздухом, что без него обойтись нельзя, так же как без воздуха.
Воздух, окружающий Землю, давит на все предметы, находящиеся на ней. И конечно, на нас в вами. Сейчас я докажу вам это с помощью опыта.
(Слайд №22)
Опыт №6.
Воспитатель наливает в стакан воду до самого края. Прикрывает стакан листом плотной бумаги и, придерживая бумагу ладонью, быстро переворачивает стакан вверх дном. Вода из стакана не выливается.
- Сверху на бумагу давит вода, а снизу воздух. Воздух давит сильнее, поэтому вода из стакана не выливается.
Вот и подходит к завершению наше большое воздушное путешествие. Ребята теперь мы сможем ответить на вопросы пилотов о воздухе? А ответ мы им отправим в письме, что мы напишем в нем о воздухе? Что мы сегодня узнали нового и интересного? Давайте по очереди скажет каждый. Вот какое большое и подробное письмо мы отправим нашим пилотам. Спасибо мои любознательные ребята за работу. Идем в группу писать письмо. Спасибо вам за внимание.