людмила черноситова
Речевой досуг для детей средней группы «Зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зимние забавы»
(Речевой досуг для детей средней группы)
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками
в средней группе.
Тема: «Зимние забавы».
Разработала Черноситова Людмила Васильевна, воспитатель высшей категории ДС № 160 «Дубравушка» г. о. Тольятти
Публикация «Речевой досуг для детей средней группы „Зимние забавы“» размещена в разделах
- Зимние забавы и игры
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Сценарии зимних календарных праздников
- Сценарии зимних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2013
Время проведения: февраль 2013 года в рамках тематической недели «Зима»
Возраст детей : 4 – 5 лет.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка».
Цель: развитие в занимательной форме речевой деятельности детей.
Задачи:
Образовательная область «Коммуникация» :
1. Активизировать и обогащать словарный запас дошкольников по теме «Зима».
2. Развивать речевое дыхание, силу голоса.
3. Закреплять умение детей употреблять в речи предлоги «на», «под», «около».
4. Закреплять и дифференцировать признаки осени и зимы. Формировать умения составлять предложения по картинкам-схемам.
5. Упражнять в образовании множественного числа существительных.
Образовательная область «Социализация» :
1. Формировать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, способствовать свободному общению с взрослыми и детьми.
2. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Образовательная область «Познание» :
1. Способствовать расширению представлений детей о зиме (погода, природа, животный и растительный мир, забавы детей).
2. Развивть конструктивный праксис.
3. Совершенствовать умения детей составлять целое из частей.
Образовательная область «Физическая культура» :
1. Развивать двигательную активность при выполнение подвижных игр и физических упражнений.
2. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве.
3. Развивать общую и мелкую моторику.
Материалы и оборудование:
• Пелерина и корона Зимушки.
• Костюм Снеговика (для педагога).
• Диск о зиме, фонограмма звуков вьюги, фонограмма музыки: появление снеговика.
• Обручи (желтый и белый, картинки-схемы с изображением характерных признаков осени и зимы на каждого ребенка, белый мяч.
• Разрезная картинка снеговика, снежки на каждого ребенка.
• Микрофоны (2).
• Сюрприз (шоколадки).
Предварительная работа.
Чтение детям рассказов, энциклопедических произведений по теме «Зима» и беседы о прочитанном.
Просмотр телепередач и видеоматериалов по теме «Зима» (явления живой и неживой природы. Зимние забавы).
Настольные игры «Времена года», «Когда это бывает?».
С/р игра «Зимние забавы детей». Путешествие «Зимний лес, полный чудес».
Ситуативный разговор, «В какие игры играем зимой на прогулке», «Лес-полон чудес».
Д/игра «Мир животных» (классифицирование животных, «Когда это бывает», «Почемучка».
Взаимодействие с родителями.
Предложить родителям:
- вместе с детьми прочитать энциклопедии «Всё обо всём», «Большая энциклопедия дошкольника», прочитать рассказы из сборника В. Бианки «Синичкин календарь», рассказы о временах года и побеседовать о прочитанном;
- вспомнить с детьми рассказ К. Ушинского «Четыре желания» и поговорить о том, чем мальчику особенно запомнились зима и осень;
- составить и написать совместно с ребенком рассказ – описание «Зимние забавы детей;
- оформить выставку совместных работ детей и родителей «Зимние забавы детей».
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Пальчиковая гимнастика «Снежок».
Игровые упражнения.
Игровая Игровая мотивационная ситуация.
Игры с правилами.
Познавательно-исследовательская Решение проблемных ситуаций.
Развитие конструктивного праксиса.
Просмотр видео фильма.
Слушание аудиозаписи звуков вьюги.
Коммуникативная
Беседа и высказывания.
Ситуативный разговор, вопросы.
Отгадывание загадок.
Рассматривание предметных, сюжетных картинок, схематичных рисунков – составление по ним предложений, рассказов-рассуждений.
Музыкально-художественная Хоровод со Снеговиком
Чтение художественной литературы (восприятие) Чтение четверостиший и отгадывание загадок.
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
I. Вводная часть
1 Организационный момент.
Беседа воспитателя о том, что почтальон принес необычное письмо. Это письмо-фильм. Его нельзя прочитать, можно только посмотреть.
Хотите узнать, о чем он?
Показ фильма о зиме.
Беседа педагога с детьми о содержание фильма.
Вопросы к детям:
- о чем этот фильм?
-что вам особенно запомнилось?
Дети под музыку входят в группу.
Дети отвечают положительно.
Просмотр фильма о зиме.
Ответы детей :
- Зимой холодно, морозно. Выпадает много снега. Озера и реки покрываются льдом. (Юля)
- Зимой рано наступает вечер. День короткий, ночь длинная. Ясные, но морозные дни. (Ксюша)
- Звери зимой меняют свои шубки. Медведи и ежи спят. (Сема)
- Зимой птицам холодно, им нужна наша помощь. Можно строить для них кормушки и устраивать птичьи столовые. (Вика)
- Дети зимой катаются на санках, лыжах, на коньках. Можно лепить снеговика и крепость. (Алла)
-Зимой можно сделать и залить снежную горку вместе с папой. С горы кататься на ледянке. (Алина)
- Деревья зимой стоят голые, они отдыхают и набирают сил, чтобы распустить листочки весной. (Стасик)
-Травка спит под снегом, как под белым теплым одеялом. (Миша)
- Дети и взрослые одеваются в теплые шубы, шапки и сапожки, потому что на улице морозно. (Полина)
Сформированность эмоционального интереса к персонажу.
Мотивация на совместную деятельность.
Расширение представлений об окружающем мире.
2 Сюрпризный момент «Встреча с Зимушкой».
(педагог надевает шапочку и пелерину превращается в Зимушку).
Появление персонажа-Зимушки (педагог). Дети зовут Зиму:
-Зима, зима, приди!
Детям радость подари!
Ребята знакомятся с Зимушкой. Сформирванность эмоционального интереса к персонажу.
Мотивация на игровую деятельность.
II. Основная часть
3 Зимушка резюмирует и предлагает играть и веселиться.
Показывает корзинку с играми - задания в конвертах.
Читает художественное слово:
«Вы конвертики берите,
В них задания найдите,
Все скорее выполняйте
И подарки получайте». Дети слушают Зимушку, наблюдают за её действиями. Проявляет познавательный интерес, любознательность, инициативность.
Повышение мотивации к выполнению заданий.
4 Зимушка предлагает игру: «Разноцветные круги».
Показывает конверт с заданием. Предлагает два обруча. Один желтый, другой белый. В белый обруч собрать «зимние» картинки, а в желтый «осенние».
- Педагог раскладывает обручи. Картинки-схемы, на которых изображены характерные признаки зимы и осени, он раздает детям.
Раз, два, три,
Картинку возьми,
Время года подбери! Дети, разделившись на две команды, становятся около обручей с картинками-схемами. Каждый ребенок рассказывает о признаке, который изображен на его картинке-схеме.
Ответы детей :
-осенью идет дождь;
-зимой идет снег;
-осенью птицы улетают в теплые края;
-зимой птицы прилетают к кормушкам и ближе к людям в город;
-осенью медведь готовиться к зиме;
-зимой медведь спит;
-осенью листочки желтеют и опадают с деревьев;
-Зимой нет листочков, деревья стоят голые ит. д. Проявляет познавательный интерес, любознательность, инициативность.
Высказывает предложения рассуждения.
Развивает доказательную речь.
Формирует умение составлять предложения по картинкам-схемам.
Закрепляет признаки осени и зимы.
5 -Игра «Вьюга»
Зимушка читает художественное слово – загадку о вьюге
(звучит фонограмма вьюги).
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?
Кто в трубе ночной завыл?
Кто ворота отворил?
Дети говорят, что это вьюга.
Дети изображают вьюгу.
Ребята вытягивают губы трубочкой и поют протяжно: у-у-у-у тихо, затем громче и громче. Развивают силу голоса, речевое дыхание.
Создание эмоционального настроения.
Проявляет познавательный интерес к слушанию и отгадыванию загадок.
6 -Игра «Один – много».
Зимушка обращает внимание детей на большой снежок (белый мяч, который намела вьюга. Предлагает поиграть с ним. Она называет один предмет, а дети – много предметов. Например: снежинка – снежинки и т. д. Дети встают в кружок, ловят снежок и отвечают.
- Ответы детей :
- морозы;
- вьюги;
- ветры;
- метели;
-зимы;
- холода;
- подснежники.
Упражняются в образовании множественного числа существительных.
7 - Пальчиковая гимнастика «Снежок».
Зимушка предлагает детям поиграть в снежки. Ребята, у меня замерзли пальцы от такого большого снежка. Давайте мы с вами согреем наши пальчики. Дети выполняют движения совместно с Зимушкой.
(широко расставить пальцы обеих рук)
- Раз, два, три, четыре,
(загибают пальчики, начиная с большого)
- Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней)
- Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)
- И совсем – совсем несладкий. (Грозят пальчиком)
- Раз – подбросим.
(Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)
- Два – поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок)
- Три – уроним. (встают, роняют воображаемый снежок)
- И…сломаем. (Топают).
(Н. В. Нищева)
Координация речи с движением.
Развивают мелкую моторику рук.
8 - Упражнение «Собери снеговика».
Зимушка говорит: - У меня для вас приготовлена еще одна игра.
(Педагог достает из корзинки следующий конверт с заданием).
- Задает вопрос:
- Что в конверте?
Зимушка интересуется:
- А как вы думаете, кого можно сложить из этих деталей?
(Интерактивная технология «Цепочка».)
Зимушка предлагает детям встать в «цепочку» и собрать снеговика, но сначала вспомним последовательность выполнения упражнения.
- Каждый должен выбирать одну деталь и прикреплять на доске.
- Не забывать комментировать свои действия.
- Затем встать на свое место.
Педагог, создает и поддерживает обстановку терпимости к любой точке зрения, следит за тем, чтобы каждый ребенок участвовал в работе.
Зимушка хвалит детей.
- Молодцы замечательный снеговик у вас получился! Я – волшебница и могу сделать так, что Снеговик оживет.
Зимушка предлагает детям закрыть глаза и позвать его.
Ответы детей :
- круги большие и маленькие;
- морковка;
- угольки;
- метла;
- шляпа, кепка, цилиндр, теплый сапог и т. д.
- Снеговика.
Дети, встают свободно в цепочку, не мешая друг другу.
Ребенок выбирает карточку, прикрепляет к доске и объясняет свой выбор.
Ответы детей :
- Сначала прикрепляем большой круг, чтобы снеговик не упал.
- На большой круг ставим поменьше, это будет туловище.
- Самый маленький круг – голова и т. д.
- Кепка нашему снеговику не подходит, так как сейчас зима, а ее носят летом.
- Цилиндр тоже не подходит, он нужен фокуснику в цирке.
- Шляпа нужна ковбою.
- я предлагаю надеть снеговику на голову шапку – сапог, она теплая подходит для прогулок зимой.
Дети закрывают глаза и говорят:
- Раз, два, три!
Снеговик, приди!
Развитие конструктивного праксиса.
Совершенствовать умение составлять целое из частей.
Дети учатся работать в команде.
Каждый участник учится последовательно решать одну из поставленных задач.
Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.
9 Играет музыка (волшебная, тихая)
Зимушка читает: (сказочным голосом)
Снеговик, снеговик
Появился во дворе!
Нос морковкой, рот картошкой
И сапог на голове!
(М. Соколова)
Появляется Снеговик (воспитатель, одетый в костюм снеговика) в руках у него пустая корзина.
- Игра «Найди снежок».
Снеговик говорит:
- Здравствуйте! А вот и я! Хочу с вами поиграть в снежки. Ой, я их, кажется, растерял!
-Зимушка предлагает ребятам, помочь снеговику, найти снежки.
Вместе весело идем,
Все снежки сейчас найдем.
Будем с ними мы играть,
Будем мы снежки бросать!
Дети ищут снежки и рассказывают снеговику, где нашли.
Ответы детей :
- «под деревом»;
- «на дереве»;
- «около дерева» и т. д.
Дети присваивают новые звания.
Ребята совершенствуют умение ориентироваться в пространстве, правильно употреблять предлоги «на», «под», «около».
10 Двигательная деятельность.
Снеговик говорит:
- Спасибо! Снежки нашли. А теперь попробуйте попасть снежком в корзину. Дети бросают снежки в корзину. Снятие мышечного тонуса.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Развивают меткость и точность броска.
11 Музыкально/Художественная деятельность.
Двигательная деятельность.
Снеговик хвалит детей :
- Молодцы ребята! Какие вы меткие и ловкие! А танцевать вы любите?
- Хоровод со Снеговиком.
Социализация.
.
Дети встают в круг, повторяют различные танцевальные движения за Снеговиком под музыку.
В конце песни дети поворачиваются друг к другу, обнимаются и говорят, спасибо, называя ласково имя партнера.
Развивают умение выполнять движения по показу.
III. Заключительная часть.
12 Педагог подводит итог.
- Вот и закончились наши «зимние забавы».
-Ребята, вам понравилось?
К нам сегодня в гости приходили Зимушка и Снеговик и мы очень подружилась с ними, играли в интересные игры.
(Интерактивная технология «Интервью»).
- Давайте теперь поиграем в игру «Журналисты» и вспомним, что было интересного, что нового вы узнали?
- Ребята, можно сегодня корреспондентом будет у нас Снеговик?
- Снеговик - журналист берет микрофон и обращается к детям:
- Чем понравились вам наши зимние забавы?
- Что нового вы узнали?
Зимушка предлагает детям узнать у гостей их предложения.
- Кто будет корреспондентом и возьмет интервью?
Воспроизведение художественной литературы.
Снеговик благодарит детей :
Молодцы, хорошо играли,
Все задания выполняли!
Мы с Зимушкой вас благодарим,
И подарки вам дадим.
Вы обратно к ней спешите
И подарки отыщите!
Зимушка и Снеговик прощаются и уходят. Воспроизводят полученные знания.
Ответы детей :
-да.
- Мне понравилось рассматривать карточки и рассказывать о зиме, об осени. (Вика).
- Мне понравилось собирать снеговика последовательно вместе с ребятами и рассказывать, почему зимой нельзя ходить в кепке. (Сима).
- Я узнала, что подснежник первым появляется из под снега, он очень красивый, как капелька похожая на колокольчик. (Полина).
Ребенок – корреспондент, используя микрофон, задает вопросы, в случае затруднения использует карточки – подсказки.
- Что вам понравилось?
- Что вам не понравилось?
- Что интересного услышали?
- Что интересного увидели?
- Что хотели бы вы увидеть или услышать в следующий раз?
Дети подходят к Зимушке и находят у не в корзинке подарки, благодарят ее.
Поддержание положительного эмоционального настроя.
Развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок».
Научить подводить итог услышанного и увиденного.
Мотивация на дальнейшую образовательную область, на умение работать в коллективе, способствовать свободному общению с взрослыми и детьми.
Получение удовольствия от выполненной работы.
Литература:
1. Блинова Г. М. Познавательное развития детей дошкольного возраста: методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 128с. (Вместе с детьми).
2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в средней группе детского сада : пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ Воронеж: Изд. «Учитель», 2006. – 316с.
3. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 4 -5 лет : методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – М. : Просвещение, 2004. – 292с.
4. Речевые досуги для дошкольников. Учебно-методическое пособие/Л. В. Лебедева (и др.) – М. :Центр педагогического образования, 2011. – 96с.
5. Интерактивные технологии в работе с дошкольниками: учебно – методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ В. А. Филлипова (и др.) ; под научн. ред. И. В. Руденко. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012.-212с. : обл.