Панарина Ида
Пять стратегий поведения в конфликте
1. Пять стратегий поведения в конфликте.
Невозможно представить себе жизнь любого человека без конфликтов, свободную от каких-либо серьезных переживаний, разногласий, недопониманий. Конфликт - это столкновения, серьезные разногласия, во время которых человека обуревают неприятные чувства или переживания. Конфликты неизбежны, они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопутствуют нам на протяжении всей жизни.
Публикация «Пять стратегий поведения в конфликте» размещена в разделах
В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: что я выиграю, что я потеряю, какое значение имеет предмет спора для соперника. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс, уступка или сотрудничество). Часто отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.
Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной.
Принуждение (борьба, соперничество). Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника — как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.
Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, характерным для деструктивной модели. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т. д.
Уход. Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и
интересы соперника и является взаимной. По сути, это взаимная уступка. При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления:
1. когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации;
2. когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, т. е. субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный.
Уступка. Человек, придерживающийся данной стратегии, также стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая, т. е. человек, принимающий стратегию уступки, жертвует
личными интересами в пользу интересов соперника.
Стратегия уступки имеет некоторое сходство со стратегией
принуждения, заключающейся в выборе между ценностью предмета конфликта и ценностью межличностных отношений. В отличие от стратегии борьбы в стратегии уступки приоритет отдается межличностным отношениям.
Компромисс. Компромиссная стратегия поведения характеризуется
балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее
можно назвать стратегией взаимной уступки.
Стратегия компромисса не только не портит межличностные
отношения, но и способствует их положительному развитию.
Сотрудничество. Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.
Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.
2. Способы профилактики конфликта.
Профилактика конфликтов – совокупность направлений, методов управления организацией, которая уменьшает вероятность возникновения конфликтов.
Профилактические работы необходимо проводить как до, так и после возникновения конфликта. Сущность профилактики заключается в устранении объективных и субъективных причин возникновения конфликтов. На обще-социальном уровне профилактика конфликтов предполагает проведение социальной, экономической, культурной политики, изменение ценностей личности, укрепление правовой базы общества, борьба с социальной поляризацией и т. д.
Основными способами профилактики конфликтов являются :
- устранение причин конфликта – необходимо регулярно проводить исследования по выявлению причин возможных конфликтов : как субъективных, так и объективных, и их устранению;
- развитие и укрепление сотрудничества – для чего используются следующие методы:
вовлечение возможного соперника в совместную деятельность;
выражение сочувствия и понимания своему партнеру и желания ему помочь;
сохранение уважительного отношения к партнеру, несмотря на расхождение во взглядах и интересах;
отношение к партнеру на равных, запрещение дискриминации и демонстрации чувства превосходства;
приписывание заслуг обеим сторонам во избежание зависти между ними;
поддержание хорошего психологического климата между партнерами, способствующего возникновению у них чувства симпатии друг к другу;
- выдвижение общих гармонирующих целей между руководством и персоналом – руководитель должен уметь ставить такие цели, которые не противоречат целям сотрудников;
- соблюдение четкой субординации и интеграции между подразделениями и должностями – только при наличии организационной структуры управления с четким распределением обязанностей между звеньями обеспечивает однозначность отношений между подразделениями, помогает избежать конфликтов, связанных с распределением обязанностей между должностями;
- нормативные способы – любой конфликт регулируется общественными нормами: правовыми, религиозными, нравственными и т. д. Нормативные способы профилактики конфликтов заключаются в установлении формальных, зафиксированных на бумаге и общеобязательных правил, регулирующих полномочия участников общественных отношений;
- баланс прав и ответственности – каждый сотрудник должен быть наделен служебными правами, обязанностями и ответственностью в соответствии со своей должностью;
- продуманная и сбалансированная политика мотивации трудовой деятельности – наиболее действенным средством профилактики конфликтов является использование различных форм поощрения персонала. Такими формами могут быть:
продвижение по службе;
наделение новыми правами, обязанностями и ответственностью;
материальные стимулы и др.
3. практическое задание. Анализ межличностного конфликта.
Семья, состоящая из 4-х человек: муж, жена и 2-ое детей. Жена – домохозяйка, работает только муж. Они живут в двух комнатной квартире. Супруге не нравится такое положение вещей, и она хочет взять ипотеку. Мужа напротив всё устраивает и он не хочет ничего менять, боится ответственности и к тому же не хочет жить на гроши, постоянно выплачивая ипотеку. Жена не понимает, что ему тяжело будет тянуть кредит и обеспечивать семью, они постоянно ругаются.
Анализ конфликта :
1. Причина конфликта :
Жена хочет взять ипотеку, а муж против, т. к. он не хочет платить из своей зарплаты большую сумму и жить на копейки.
2. Участники:
Муж – пассивный, спокойный человек, который боится что-то менять в своей жизни, боится ответственности.
Жена – эмоциональная, импульсивная, даже в чем-то истеричная личность. Постоянно недовольная тем, как они живут, хочет всё изменить, жить лучше и быть богаче.
3. Ресурсы оппонентов:
Муж – финансовое преимущество;
Жена – эмоциональное превосходство, своими волевыми качествами давит на него.
4. Всё усугубляет их социальная среда. Они живут в маленькой квартире с 2-мя детьми.
5. Карта конфликта :
Жена Муж
Потребности Хочет, чтобы муж ее слушал, понимал, как ей не просто так жить, старался для семьи. Хочет, чтобы жена его также слушала, понимала, что ему тяжело, хочет уважения, ласки от нее.
Опасения Боится потерять семью. Боится потерять семью.
6. Из карты конфликта мы видим, что у них в чем-то совпадают потребности. Они хотят, чтобы их слушали, но из-за скандалов и ссор – это невозможно, но у них есть и общие опасения: они боятся потерять семью, поэтому у этого конфликта есть шанс разрешения.
7. Последствия:
Если конфликт не решат они, то со временем всё будет только хуже, она будет постоянно скандалить с ним, он будет злиться и рано или поздно они разведутся.