Елена Серкова
Консультация для родителей «Пять правил формирования звуковой культуры речи дошкольников»
▼ Скачать
Практические советы родителям на тему : «САМ СЕБЕ ЛОГОПЕД»
Общеизвестно, что интеллектуальное развитие ребенка напрямую зависит от его речи. Чем раньше и четче ребенок начнет произносить звуки и слова, складывать слова в словосочетания и предложения, тем активнее будут развиваться его мозг и интеллектуальные способности. Как ни банально это звучит, развивать речь ребенка нужно с детства. Как это сделать?
Публикация «Консультация для родителей „Пять правил формирования звуковой культуры речи дошкольников“» размещена в разделах
Правило №1 : Общайтесь с пеленок! Разговаривайте с малышом как можно чаще с первых дней его жизни. Даже если ему всего месяц! Пойте песенки, словесно комментируйте себя и свое поведение, например, когда вы переодеваетесь, купаетесь, гуляете. Далее - больше: анекдоты, стишки, сказки, разговаривайте вслух с ребенком, советуйтесь с ним. В два-три года с ними уже можно было полноценно общаться.
Правило №2 - не сюсюкайтесь. При общении с ребенком не сюсюкайтесь вместе с ним! Даже если он совсем небольшой. Я имею в виду коверкание слов, своего рода имитацию детского языка.
Правило №3 : Отучайте от неправильных слов, даже если они смешные. Поправьте ребенка, если он неправильно произносит слова, делайте это осторожно. Да, слова часто смешные, иногда вся семья использует их в шутку У каждой мамы есть целый список таких детских словечек. Но совершенно не нужно допускать закрепления в речи неправильных слов.
Правило № 4 : Делайте веселые речевые упражнения! Тренируйте мышцы рта. Звучит страшно, но на самом деле речь идет о работе мышц языка, губ, щек. Пока ребенок совсем маленький, научите его передавать звуки, которые произносят разные животные и птицы: му-у-у, кар, кря-кря, гав-гав, мяу, ко-ко, хрю-хрю, пи-пи, бе-е-е, ме-е-е, чив-чив, ку-ка-ре-ку и так далее. Эти короткие слоги разнообразны и богаты на мимику и фонетику. Пусть дома ребенок иногда корчит рожицы: кончик носа тянется к кончику языка, надувает щеки, сворачивает язык в трубочку или чашечку, вытягивает губы вперед, чтобы карандаш оставался на верхней губе.. Научите ребенка щелкать, свистеть, щелкать, дуть долго и с перерывами. Иногда можно устроить дома озорные праздники за чаепитиями и допустить то, что обычно не разрешено за столом! Например, слизать языком варенье или сгущенку с блюдца. Это отличное языковое упражнение. Вы можете «почистить» зубы языком, потирая зубы снаружи и внутри. Вы можете сосчитать зубы, постукивая языком поочередно по каждому зубу. Именно гибкость языка, эластичность уздечки — мостика под языком — позволяет нам четко и отчетливо произносить звуки. Моя дочь, например, научилась произносить звук «р» сама, когда мы придумали фразу: «Кролики на роликах ехали по дворику…». А сын научился говорить букву «р», потому, что его зовут «Марк Алексе-евич», и к 2-м годам он уже четко рассказывал сказку «Колобок». Во фразе «От тебя, лиса, нехитро уйти» очень удачное сочетание буквы «р» в слове «нехитро». Главное не быть равнодушным к звуковой и речевой культуре своих детей, активизировать их и принимать активное участие в формировании речи.
Правило № 5 : Учи звуки и буквы перед школой! Перед школой ребенок должен научиться четкому произношению звуков и букв. Это важно, потому что в школе дети начинают изучать фонетику – науку о звуках. А изучать звуки просто невозможно, если эти звуки произносятся неправильно. Если звуки все равно не поднимаются самостоятельно, лучше обратиться к логопеду, он обязательно поможет. И тогда вместо слова «рыба» ваш ребенок не ответит «селедкой»!