Светлана Елина
«Петербурговедение». Воспитание у детей дошкольного возраста чувства любви к родному городу
▼ Скачать +Заказ
Петербурговедение
О дивный град! О чудо света!
Тебя волшебник созидал…
(В. Романовский)
Петербург – город с удивительной судьбой, хранитель замечательных исторических и культурных традиций. Его духовное возрождение немыслимо без воспитания в каждом юном петербуржце чувства любви к родному городу, интереса к его истории, бережного отношения к его памятникам. Эту работу призваны вести педагоги уже в дошкольном детстве, в детских садах, накапливая первоначальные знания о городе, знакомя с достопримечательностями Санкт-Петербурга, его каналами, природой, с пригородными ансамблями города.
Публикация «„Петербурговедение“, Воспитание у детей дошкольного возраста чувства любви к родному городу» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Темочки
Почему нужно начинать изучение Санкт-Петербурга в дошкольном возрасте? Дети дошкольники любознательны, впечатлительны. У них хорошо развиты фантазия и воображение, а главное – у них прекрасно развита эмоциональная память. Поэтому основная задача педагога при изучении СПб – это опора на эмоциональную память ребенка, формирование у ребенка эмоционально окрашенного понятия, первичных знаний, умений и навыков.
Как известно, детскому возрасту присуща сильная способность фантазировать. Фантазия – необходимая составляющая творчества. Дети до шести лет иногда не отличают фантазию от реальности. Однако, используя эту психологическую особенность детей в работе нужно помнить, что фантазия ребят в этом возрасте направлена только на самое близкое. Ребенок не может осмыслить во временной последовательности исторические события.
При работе с детьми по изучению СПб нужно так же помнить, что географические понятия для ребят не приемлемы. Изучение истории города влияет на разностороннее воспитание личности :
1. Активирует нравственные процессы.
2. Развитие речи (звуковая культура речи, составление рассказов, запоминание, пересказ, беседа, обогащение словаря, формирование понятий).
3. ФЭМП (построение отношений, часть и целое, ориентировка, количественный счет, геометрические формы).
4. Развитие навыков учебной деятельности (память, внимание, рациональный способ решения задач, анализ, синтез, (найди целое, такую же).
5. Сенсорное воспитание (что сделано из дерева, а что из камня, природа.
Город и человек тесно взаимосвязаны. Природа во многом определяет условия жизни горожан, их менталитет, Внешний облик города. Рожденный трудом людей, город становится помощником, защитником горожан. Комфорт, жизнь человека зависит от состояния города, его ‘настроения’, ‘здоровья’, от того, насколько умело пользуются жители городскими удобствами. В свою очередь, состояние городской среды зависит от отношения к ней горожан, от их поведения.
Поэтому воспитание подлинного петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные традиции, прилагающего силы к его развитию и процветанию – важная задача, стоящая перед педагогами.
В основе воспитания жителя СПб может быть положен взгляд на СПб, как на мир особой культуры, художественное целое, социально- пространственную систему, несущую в себе могучий воспитательный потенциал. Ведущая идея при этом: восприятие, сохранение и развитие духовной культуры Петербурга – Ленинграда как величайшей ценности, имеющей общечеловеческое значение.
Основные задачи:
- организовать такое взаимодействие ребенка с городом, которое способно стать определяющим в формировании его представлений об окружающем мире, характера мышления, стиля поведения, свойственных цивилизованному человеку.
- развитие у ребенка эмоционально – ценностных ориентиров через осмысление истории культуры СПб в контексте российской, европейской и мировой культур.
- социальная адаптация школьника, сохранение его индивидуальности в условиях современного мегаполиса, содействие ребенку в освоении городского пространства и формирование образа своего города.
Основные цели:
1. Через знакомство детей с историей возникновения и развития города формировать у детей нравственные черты (доброту, отзывчивость, сопереживание)
При этом объяснять детям, что город создавался как защита русских земель, подчеркивать нравственную сторону (почему строили, зачем, как строили). Подчеркнуть, что люди строили город с любовью.
2. Воспитывать у ребенка ответственность, желание изменить к лучшему, любовь к родному городу, формирование интереса к общественной жизни. (Посещение театров, выставок, библиотек и т. д.)
3. Развитие познавательной деятельности, речи, ФЭМП, сенсорики, культуры речи через историю СПб.
4. Формирование представления о понятии истинного петербуржца. (Воспитание культуры поведения)
Эти цели реализуются через:
- знакомство детей с ближайшим окружением (т. е. город, как среда обитания) : дом, здание, транспорт, улица, сквер, район). Обратить внимание детей на связь города с человеком, дать представление об уникальности и неповторимости города; учить детей в привычном городском пейзаже выделять элементы прекрасного и необычного.
-ознакомление детей с основными памятниками искусства, архитектуры и скульптуры.
- обогащение знаний детей о своем районе. Объяснить детям значимость района в современной жизни. Учить детей описывать объекты, свои впечатления, учить высказывать свое мнение, давать оценку действиям и событиям.
-Закреплять у детей знания о правилах поведения в общественных местах (на экскурсиях, выставках, музеях, театрах)
- дать детям начальные знания о знаменитых людях в прошлом и интересных людях в настоящем, приобщая детей к общественной жизни города.
Ведущими специалистами по изучению СПб разработано несколько программ, которые призваны помочь педагогам.
Прежде всего это программа ‘Чудесный город’, авторы Л. К. Ермолаева и И. М. Лебедева. Авторы этой программы, делая опору на воспитателя ставят следующие цели:
1. Формирование у детей знаний о нашем городе.
2. Формирование нравственно – этических норм поведения.
3. Формирование учебных умений (чтение карты-схемы, описание объектов.)
Программа разделена на три раздела:
1. Раздел ’Город живой’
а) город живой (город и его функции)
б) город и горожане, этика поведения
в) прогулка по своей улице
2. Раздел ‘Удивительный ‘ Санкт- Петербург’
а) визитная карточка города (герб, название)
б) реки и каналы
в) СПб – сказочный город (украшения города : мосты, решетки, здания, скульптуры, фонари, памятники)
г) Богатство СПб (библиотеки, научные центры, храмы, учебные заведения, промышленные предприятия, петербуржцы).
3. Раздел ‘ Блистательный Санкт- Петербург’.
Памятники, достопримечательности, символы.
4. Раздел ‘Самый, самое, самая’
(Самый первый сад, самая главная улица и т. д.)
В программе Л. Махинько ‘Я – Петербуржец’ освещается современная жизнь города. Н. И. Воронина рассказывает нам о видах деятельности (раздел по ИЗО – деятельности, лепка, игры, оборудование). Н. Т. Смирнова в программе ‘Знакомство с Санкт-Петербургом’ делает опору на читающих детей, поэтому работа с этой программой в нашей группе не ведется.
В программе Саво дается много практического материала.
1. Справочный материал
2. Самый- самый (самый длинный мост, самый старый музей и т. д.)
3. Считалки, загадки, сюрпризные моменты, коллажи, лабиринты.
Е. И. Жихарева
1. Обязательная поэзия без опрощения
2. Раскраска
3. Речь в рассказе должна идти о конкретном отрезке времени
4. Общность пространства (нельзя перескакивать в рассказе из одного места (или части города) в другое).
Изучение истории и жизни нашего города идет через игровую деятельность детей. Следовательно, нужно так организовать игры, чтобы обеспечить взаимодействие ребят с городом, которое бы стало определяющим в формировании у ребенка представления об окружающем мире. Как мы научим ребенка воспринимать Санкт-Петербург, так он будет воспринимать окружающий мир. Важно вызвать у ребят эмоционально – целостные ориентиры (эмоциональный настрой на СПб) через восприятие и осмысление истории СПб. В этом большими помощниками являются развивающие дидактические игры. Наиболее существенно в дидактических играх – это развитие психических и познавательных процессов (сенсорное развитие, анализ, синтез, классификация, часть и целое, сравнение, улучшение звуковой культуры речи, развитие фонематического слуха, волевых качеств (выполнение правил). С помощью игр мы приучаем ребят к самоорганизованности, произвольному поведению.
В работе по изучению СПб я использую различные виды дидактических игр:
1 Словесные игры.
При использовании словесных игр активизируется словарь, развивается фонематический слух, воображение, быстрота реакции, сообразительность, внимание. Важно правильно подобрать игры в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей. (‘Пять названий’, ‘Прибавь слово’, ‘Петербургская азбука’, ‘ Закончи предложение’, ‘Петербургский телефон’, и т. д.)
2. Настольно-печатные игры.
Настольно- печатные игры вызывают у детей живой интерес, побуждают к деятельности, воспитывают умение предвидеть результат. Для этих игр дети должны иметь определенный объём знаний, учиться уточнять и систематизировать эти знания. Дети любят играть в кубики, собирать разрезные картинки. Игры с картами – схемами даются детям труднее, т. к. ориентировка в пространстве и на карте требует внимания, сосредоточенности, сообразительности.
Дидактические игры развивают творческие способности детей и являются одной из основных форм работы с детьми.
В свободный отрезок времени (в основном в вечернее время) я провожу индивидуальные игры – занятия. Сюда относятся игры с конструктором. Даю детям различные задания. Например: ‘Построй, пожалуйста, ‘нарядный’ дом’, (закрепление понятий ‘шпиль’, ‘колонны’, ‘купол’ и т. д., ‘Построй жилой дом’ (закрепление понятий ‘фундамент’, ‘крыша’, ‘стены’ и т. д.)
В группе проводятся целевые прогулки по городской тематике по следующим темам:
1.’Общественные и жилые здания нашего микрорайона’.
2.’Нева – главная река нашего города’
3.’ Мы – пешеходы’
4. Прогулка к церкви Казанской иконы Божьей Матери
5Прогулка к стеле-памятнику крестьянам рыбной слободы.
Одной из интереснейших форм работы являются автобусные экскурсии в исторический центр города. При этом нужно помнить, что обзорные экскурсии с детьми проводить не рекомендуется, т. к. дети не смогут усвоить большое количество материала. Необходимо проводить целевые экскурсии, на определенную тему. После экскурсии необходимо закрепить материал (Выполнение определенных заданий по теме, беседы, выставки рисунков и т. д
В группе можно так же провести выставки работ детского творчества, фотовыставки на различные темы (‘Я и окружающая меня жизнь. ’, ‘Мои родители’, ‘Любимые животные’ и т. д.).
Большой интерес вызывают у детей занятия с использованием ТСО. Большую помощь в работе оказывает слайд-путешествие ‘Чудесный город’ Л. К. Ермолаевой, диски с записями различных городских шумов, видеозаписи с достопримечательностями нашего города, презентации. Дети любят занятия по изучению истории нашего города и ждут их с нетерпением. Дети открывают на этих занятиях для себя много нового и интересного.