Ирина Ветошникова
Песочная игровая терапия (сендплей). Что это такое?
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает ее прекрасным средством для "заботы о душе", — именно так переводится термин "психотерапия".
Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.
Публикация «Песочная игровая терапия (сендплей), Что это такое?» размещена в разделах
Ненавязчиво помочь освободиться от всего, что беспокоит и волнует ребёнка. Его самооценка повышается на подсознательном уровне, что в некоторых случаях делает данный метод коррекции психического состояния незаменимым.
Для детей до третьего года жизни песок может использоваться на развивающих занятиях. Нужно изучить цвет, состав, форму, что будет, если налить воды. Впрочем, более взрослый ребёнок может использовать этот материал в творчестве, развивая свою фантазию.
Почему именно песок?
Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.
Что же такое песочная терапия?
Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды – и ощущения свободы и безопасности самовыражения.
Песочная игровая терапия (Sand-Play) - красивое и редкое направление развивающих занятий. Почему развивающие занятия с детьми на песке особенно эффективны?
Через игру дети познают окружающий мир: предметы, явления, других людей, животных и т. д.
Когда мы предлагаем ребёнку поиграть, для нас - это всего лишь игра. Но для детей игра - это основной способ взаимодействия с миром.
Это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания. Ребенок играет в то, что у него «болит». Отыгрывая свои эмоции, ребенок каждый раз сам себя лечит.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
Развивает мелкую моторику, улучшает память, воображение, координацию.
Дает уникальную возможность исследовать свой внутренний мир, ощутить чувство свободы, безопасности и самовыражения.
Поглощает негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние (негативные эмоции уходят сквозь песок).
Помогает рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.
Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу.
Решает проблемы у детей:
Агрессивное поведение
Трудности привыкания ребенка к новым условиям
Проблемы общения со сверстниками.
Вербальная агрессия
Гиперактивность и нарушение концентрации внимания.
Тревожные и депрессивные состояния у детей
Средства реализации:
Для работы с песком понадобится:
Песочница (большая (140х100х8) для работы с подгруппой из 6-8 детей и небольшие (50х70х8) для индивидуальной работы или работы в парах;
Песок;
Вода;
Набор миниатюрных фигурок;
Природные материалы (камни, ракушки, шишки).
Основные способы работы с песком
Рисовать на мокром песке тонкими предметами, делать отпечатки.
Рисовать на сухом песке дыханием через трубочку для коктейля.
Отыскивать игрушки или фигурки, спрятанные в песке.
Осуществлять работу при помощи рук (пересыпание из руки на руку или из ёмкости в ёмкость, посыпание, лепка куличей, шариков и т. д.).
Создавать на песке композиции, используя различные игрушки, разыгрывать знакомые сказки
Ожидаемые результаты:
Формирование у детей ключевых составляющих жизненной компетентности:
Ценностное отношение к миру;
Вера в собственные возможности;
Базовые качества личности – самостоятельность, человечность, трудолюбие, наблюдательность, креативность;
Развитость практических умений, творческих способностей.