Кондрахина Елена
Первая помощь при заикании
▼ Скачать + Заказать документы
Заикание – такое нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением – судорогой произносительного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голоса). Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Попытка преодолеть заикание обычно усиливает заикание.
Большинство современных исследователей сходятся в мнении, что заикание – внешнее проявление невротических, эмоциональных, речевых нарушений.
Публикация «Первая помощь при заикании» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
В некотором смысле заикание можно считать айсбергом, вершина которого – неплавность речи, а подводная часть – различные причины, приведшие к этому (психологические, биологические причины, речевые нарушения).
Вероятность возникновения заикания увеличивается :
• если заикается кто-то из родственников;
• у аллергиков;
• при частых респираторных заболеваниях;
• при нарушении внимания (внимание и плавность речи тесно связаны, если человек легко отвлекается и мысленно перескакивает с одного на другое, то и речевое оформление мышления теряет ритмичность (Резниченко Т. С.)
Заикание может возникнуть остро, вследствие психической травмы – испуга, конфликта, неожиданного изменения образа жизни (начало посещения детского сада, рождение младшего брата или сестры, переезд и т. п.) или нарастать постепенно, иногда в течение нескольких месяцев. В целом это весьма индивидуально.
Волнообразность характерна для течения заикания. Даже когда лечение успешно, бывают периоды ухудшения. Важно, чтобы они наступали реже и не были такими сильными, как предыдущие, тогда можно сказать: «Да, ухудшение, но в процессе улучшения».
Меры, принимаемые для восстановления нарушенной плавности речи, определяются в первую очередь тем, когда возникло заикание. Если заикание отмечается не более одного месяца, оно считается инициальным (начальным, если больше – закрепившимся. Мы знаем, что вначале на сломанную конечность накладывают гипс, а потом, когда кость срастается, назначают массаж, физкультуру. И никому не приходит в голову держать ногу в гипсе вечно. Так и рекомендации при инициальном заикании существенно отличаются от тех, которые даются при заикании закрепившемся.
ИНИЦИАЛЬНОЕ ЗАИКАНИЕ
Режим и рекомендации
При остро возникшем заикании надо устранить ситуацию, травмирующую психику. Посещение детского сада в таких случаях противопоказано! Прекратить посещать все дополнительные кружки, занятия.
Нужно обеспечить домашний режим от 2 до 4 месяцев.
Убрать многоречие – говорить лаконично, протягивая гласные звуки.
Не побуждать ребенка к высказыванию, не забрасывать вопросами.
Не игнорировать его вопросы, отвечать медленно, короткими предложениями без лишней эмоциональности. Употребляйте простые слова.
Свести до минимума общение с посторонними людьми, которые влияют на его эмоциональное состояние.
Вести дневник или составлять список ситуаций, в которых речь ребенка ухудшается.
Соблюдая речевой карантин, ребенка нужно:
• окружить любовью и заботой, исключить ссоры и крики;
• побаловать вкусной едой;
• гулять на свежем воздухе;
• все гаджеты и ТВ в семье должны «сломаться» на весь период «карантина»;
• походы в гости и прием гостей исключается;
• исключить любые эмоциональное окрашенные ситуации, как положительные, так и отрицательные;
• не делать замечаний, если ребенок употребляет в речи эмболы («а», «ну».). Употребление эмболов удлиняет время высказывания, дает возможность лучше сосредоточиться.
• привлекать детей к спокойным домашним делам;
• полезно петь, двигаться под музыку;
• рисовать лучше всего гуашью большими кистями на больших листах цветной бумаги. Так ребенок более полно отражает свое эмоциональное состояние;
• приучить ребенка к настольным играм, занятиям с конструктором.