Галина Алтунина
Перспективный тематический план работы с детьми в старшей логопедической группе на 2017–2018 год
▼ Скачать + Заказать документы
Тема :
"Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники"
Воспитатель: Алтунина Г. В.
Пояснительная записка.
Данный перспективный план направлен на развитие у детей связной речи в совместной деятельности с педагогом.
Актуальность перспективного планирования определяется необходимостью решения вопросов подготовки детей к обучению в школе, интеллектуального и логического развития ребёнка и развитию памяти, а также формированию у них одной из ключевых компетенций — владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации их в современном информационном обществе.
Темочки:
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей, является возможность говорить и понимать речь. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого, что служит основой для развития диалогической речи и свидетельствует о развитии у детей познавательной активности. Они принимают участие в составлении рассказа по картинке, раскрашивают и дорисовывают отдельные фрагменты, устанавливают простейшие причинно-следственные связи. Так расширяется словарь ребенка, его представления об окружающем, закрепляют и реализуются в собственном речевом опыте полученные занятия.
Вместе с интенсивным развитием речи у детей формируется, контроль за собственной речью. Поэтому они часто просят взрослых воспроизвести слова или предложения, сказанные ими. Таким образом, у детей постепенно развивается грамматический строй речи.
Мнемотехника воспитывает приемы запоминания и припоминания, что в свою очередь способствует развитию психических процессов, коммуникативных навыков, познавательной активности.
Цель: решать задачи развития связной речи детей через различные виды речевой деятельности, используя мнемотехнические приемы запоминания.
Задачи:
*Активизация смысловой стороны речи, понимания речи.
*Расширение словаря.
*Совершенствование грамматического строя речи.
*Развитие связной речи (монологической и диалогической).
*Усилие контроля над собственной речью.
Месяц
Лексическая тема Форма работы с детьми Задачи
Сентябрь
1 неделя Мониторинг Выявить знания детей по образовательной области «Речевое развитие» в начале учебного года
2 неделя Мониторинг
3 неделя
«Детский сад. Игрушки» «По дороге в детский сад» Учить составлению описательного рассказа с использованием сенсорно – графического плана; Развивать слуховое, зрительное внимание, мышление, учить составлению мнемодорожки.
4 неделя
«Овощи» Составление описательного рассказа
«Овощи» Учить составлять описательный рассказ об овощах с использованием мнемотаблицы, расширение словаря существительных, прилагательных.
Октябрь
1 неделя
«Фрукты» Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой». Упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности; Учить соотносить знаковые символы с образами;
Развивать внимание, память, мышление.
2 неделя
«Деревья. Кусты» Стихотворение Е. Трутневой «Листопад». Учить составлять мнемотаблицу по стихотворению, рассказывать стихотворение опираясь на мнемотаблицу;
Учить соотносить знаковые символы с образами;
Развивать внимание, память, мышление
3 неделя
«Лес. Дары леса» Пересказ рассказа «Лесной голосок» (по Г. Скребицкому) Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
4 неделя
«Осень»
Расскажи про осень Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Осень»;
Учить составлять мнемотаблицу; Развивать зрительное восприятие, логическое мышление.
Ноябрь
1 неделя
«Человек ЗОЖ Органы чувств» Составление рассказа «Я хочу быть здоровым»
Учить детей составлять рассказ по мнемотаблице; Развивать связную речь.
2неделя
«Семья»
Составление рассказа «Моя семья»
Упражнять детей составлять связный рассказ схеме – модели; Развивать умение соотносить знаковые символы с образами; Развивать память, внимание, наглядно – действенное мышление.
3неделя
«Обувь. Одежда»
Расскажи об одежде Учить детей составлять описательный рассказ по мнемотаблице; Развивать логическое мышление речь детей.
4неделя
«Дома. Строения»
Расскажи о своём городе Расширять словарь существительных по теме «Мой город»; Обучать составлению связного рассказа с опорой на мнемотаблицу.
5 неделя
«Мебель» Стихотворение Н. Нищева «Мебель» Учить составлять мнемотаблицу, рассказывать стихотворение, опираясь на мнемотаблицу; Развивать внимание, память, мышление.
Декабрь
1 неделя
«Посуда. Этикет. Гости» Составление рассказа о посуде по мнемотаблицы. Учить детей составлять не большой рассказ о посуде;
Развивать логическое мышление, связную речь.
2 неделя
«Зима» Расскажи о зиме. Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Зима»;
Учить составлять мнемотаблицу; Развивать зрительное восприятие, логическое мышление.
3 неделя
«Новый год» Русская народная сказка «Снегурочка». Продолжать учить соотносить
знаковые символы с образами; Учить самостоятельно выбирать
знаковые образы и символы;
Развивать внимание, память,
мышление.
4 неделя
«Новогодний праздник» Встречаем Новый Год Расширения словаря
существительных по теме «Новогодний праздник»;
Учить составлению описательного рассказа; Развитие фразовой речи, слуховое, зрительное восприятие, мышление.
Январь
2 неделя
«Зимние забавы. Зимние виды спорта» Русская народная сказка
«Жихарка» Продолжать упражнять в умении рассказывать содержание сказки
связно, в логической
последовательности; Учить соотносить знаковые символы с образами;
Развивать внимание,
память, мышление.
3 неделя
«Зимующие птицы» Составление описательного рассказа о зимующих птицах Учить детей составлять не большой рассказ о зимующих птицах; Развивать логическое мышление, связную речь.
4неделя
«Сельское подворье» Пересказ рассказа С. Воронина «Барашек» Учить детей пересказывать небольшой рассказ; Развивать связную речь, логическое мышление.
5 неделя
«Дикие животные средней полосы» Пересказ рассказа Г. Скребицкого «Петушок» Учить детей пересказывать небольшой рассказ; Развивать связную речь, логическое мышление.
Февраль
1 неделя
«Почта. Открытки» Расскажи о почте Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Почта. Открытки»; Учить составлять мнемотаблицу;
Развитие зрительного восприятия, логического мышления.
2 неделя
«Наша poдина - Россия» Стихотворение «Два
флота» Продолжать учить составлять
самостоятельно мнемотаблицу по
стихотворению, соотносить
знаковые символы с образами;
Учить самостоятельно выбирать
знаковые образы и символы;
Развивать внимание, память, мышление.
3 неделя
«Защитники Отечества» Защитники отечества Расширение словаря
существительных по теме «Защитники отечества»;
Развивать связную речь, слуховое, зрительное
восприятие, мышление, память.
4 неделя
«Профессии мам» Стихотворение «Сказки
слушать я люблю». Продолжать учить составлять
самостоятельно мнемотаблицу по
стихотворению, соотносить
знаковые символы с образами;
Учить самостоятельно выбирать
знаковые образы и символы;
Развивать внимание, память,
мышление.
Март
1 неделя
«8 марта» Как я помогаю маме Активизация словаря
существительных, прилагательных
по теме «8 марта», согласование
прилагательных с
существительными, составление
рассказа из личного опыта,
самостоятельное составление
мнемодорожки.
2 неделя
«Транспорт. Дорожное движение» Составление рассказа о транспорте Учить детей составлять не большой рассказ о транспорте;
Развивать связную речь, логическое мышление.
3 неделя
«Весна» Расскажи о весне Расширение словаря
существительных, прилагательных,
глаголов по теме «Весна»,
согласование прилагательных с
существительными, образование
существительных с уменьшительно
– ласкательными суффиксами,
составление творческого рассказа с
использованием мнемотаблицы;
Развивать слуховое, зрительное
восприятие, мышление, память.
4 неделя
«Перелётные птицы» Стихотворение Учить самостоятельно выбирать
знаковые образы и символы;
Закреплять умения составлять
самостоятельно мнемотаблицу по
стихотворению, соотносить
знаковые символы с образами;
Развивать внимание, память,
мышление.
Апрель
1 неделя
«Водный мир. Безопасность на воде. День здоровья» Моё здоровье Расширение словаря
существительных по теме «Здоровье», развитие фразовой
речи, употребление предложений с
распространенными однородными
членами; Учить составлять рассказ
по мнемотаблице.
2 неделя
«День космонавтики» Составление творческих
рассказов Учить составлять творческие
рассказы, правильно использовать
в речи слова и выражения,
позволяющие начать и закончить
рассказ.
3 неделя
«Музыкальные инструменты» Расскажи о музыкальных инструментах Расширение словаря
существительных по теме «Музыкальные инструменты»;
Развитие связной речи, составление
рассказа с опорой на
мнемотаблицу; Развивать слуховое,
зрительное восприятие, мышление,
память, составление описательного
рассказа с использованием
мнемотаблицы.
4 неделя
«Весенний праздник» Стихотворение Учить самостоятельно выбирать
знаковые образы и символы;
Развивать внимание, память,
мышление.
Закреплять умения составлять
самостоятельно мнемотаблицу по
стихотворению, соотносить
знаковые символы с образами;
Май
1 неделя
«Насекомые. Поле, луг» Пересказ рассказа «Пчёлки на разведках» (К. Д. Ушинский) Учить детей пересказывать небольшой рассказ; Развивать связную речь, логическое мышление.
2 неделя
«День Победы. Цветы» Расскажи о цветах Расширение словаря
существительных по теме «Цветы»;
Развитие связной речи, составление
рассказа с опорой на
мнемотаблицу, Развивать слуховое,
зрительное восприятие, мышление,
память, составление описательного
рассказа с использованием
мнемотаблицы.
3 неделя Мониторинг Выявить знания детей по образовательной области «Речевое развитие» в начале учебного года.
4 неделя Мониторинг