Получи документы

Перспективный план работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Екатерина Логачева
Перспективный план работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №6 «Центр развития ребенка - детский сад»

Ленинградская область город Кингисепп.

Воспитатель: Логачева Екатерина Павловна

«Перспективный план работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Актуальность:

Публикация «Перспективный план работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах

В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения.

Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во –вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.

Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество – не умеют. Дошкольники мало посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2-3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.

Так как игра занимает важное место в развитии ребенка, выбранная мной тема актуальна и на современном этапе.

Для развития связной речи ребёнка необходимо использовать различные дидактические игры, проводить непосредственно образовательную деятельность.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Задачи многих дидактических игр и состоят в том, чтобы через игру научить детей составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы и общественной жизни.

Система работы:

Полученные в результате мониторинга данные, помогли мне проанализировать результаты и поставить следующие задачи

1. Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми;

2. Совершенствовать диалогическую форму речи;

3. Развивать монологическую форму речи;

4. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

5. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;

6. Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Чтобы работа была эффективной, необходимо было создать условия, а именно организовать развивающую предметно-пространственную среду. Поэтому первым шагом было создание и совершенствование предметно- развивающей среды и непосредственно дидактических игр.

При создании среды придерживалась принципа доступности, новизны и учета личностно-ориентированной модели взаимодействия. Для развития игровой деятельности и поддержания у детей интереса к играм, были изготовлены и приобретены игры и игровые материалы.

Для детей мною был оборудован специальный уголок. В нем я разместила разнообразный занимательный материал. Игры в уголке расположены так, чтобы каждый ребенок мог выбрать себе игру по интересам. Уголок мобильный, игры в нем меняю в соответствии с тематикой непосредственно образовательной деятельности и интересами детей.

Предлагаемые детям игры, соответствуют возрасту детей и ориентированы на уровень их умственного развития. и дидактический материал доступен детям и расположен в их поле зрения.

Проведена работа с родителями, подготовлены консультации и рекомендации, для того, чтобы они получили как можно больше информации о развитие речи ребенка.

В своей работе я использовала следующую литературу :

1. Веракса Н. Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2016г.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1999

3. Гербова В. В. Конспекты занятий по развитию речи. – М., 2002

4. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М., 2008

5. Комарова Н. Ф. Комплексное руководство дидактическими играми в детском саду-М. ,2012

6. Тихеева Е. И. развитие речи детей. – М., 1990

7. Ушакова М. А. Развитие речи детей. - М. ,2000

8. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет / Под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой. – М., 1991

9. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. ,1988г

Ожидаемые результаты.

1. Повысится уровень речевой деятельности детей.

2. Обогатится и расширится словарный запас детей.

3. Сформируется способность сравнивать и объединять предметы по признакам.

4. Усовершенствуется звуковая культура речи детей.

5. Сформируется способность развивать сюжетную линию в серии картин.

6. Большинство детей смогут пользоваться разнообразными вежливыми оборотами речи.

7. В своей речи дети чаще будут использовать простые формы монологической и диалогической речи.

8. Сформируется умение классифицировать, сравнивать, обобщать, выстраивать логические цепочки.

Сентябрь

Д/игра «Один –много» Цель: Упражнять детей в образовании множественного числа

существительных в именительном и родительном падежах.

Литература: Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения по развитию речи» стр128

Д/игра «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?» Цель: Формировать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Литература: О. С. Ушакова «Придумай слово» стр99

Д/игра «Мои друзья» Цель: Учить детей находить общие свойства, функции с объектом, развивать словарный запас детей, логическое мышление, речь.

Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»

Д/игра «У кого сколько?» Цель: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в роде и числе.

Литература: Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения по развитию речи» стр141

Д/игра «Какая, какой, какое?» Цель: Упражнять в согласовании прилагательных с существительными.

Литература: О. С. Ушакова «Придумай слово» стр120

Д/игра «Найди друзей» Цель: Развивать логическое мышление, учить правильно, находить функции объектов и называть их.

Литература : Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»

Октябрь

Д/игра «Вы хотите? –Мы хотим» Цель: Формировать умение образовывать разные формы глагола хотеть (хочу –хочет, хотим –хотят).

Литература: О. С. Ушакова «Придумай слово» стр102

Д/игра «Разноцветный сундучок» Цель: Ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.

Литература: А. Г. Арушанова «Речь и речевое общение детей» стр 51

Д/игра «Чем был -чем стал» Цель: Учить определять линию развития объекта, развивать логическое мышление, связную речь.

Литература : Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»

Д/игра «Подбираем рифмы» Цель: Формировать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков и т. д.)

Литература : О. С. Ушакова «Придумай слово» стр137

Д/игра «Мишка-музыкант» Цель: Формировать умение соотносить наименования

музыкальных инструментов с названиями музыкальных специальностей.

Литература : О. С. Ушакова «Придумай слово» стр141

Д/игра «Маша-Растеряша» Цель: Тренировать внимательность, учить решать проблемы, развивать речь детей.

Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»

Ноябрь

Д/игра «Кафетерий» Цель: Познакомить с неизменяемыми словами. Литература: О. С. Ушакова «Придумай слово» Стр 100

Д/игра –лото «Длинный, короткий, широкий, узкий» Цель: Закрепить умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, обогатить словарный запас детей прилагательными (длинный, короткий, широкий, узкий).

Литература: Л. М. Козырева «Развитие речи» Стр 114

Д/игра «Лото признаков» Цель: Учить описывать объект, используя в речи имена признаков.

Литература : Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»

Д/и «Кто у кого?» Продолжать закреплять правильное употребление названий животных и их дет нышей в именительном падеже единственного и

множественного числа (у лисы-лис нок, лисята, у ежа-ежонок, ежата) и в родительном падеже множественного числа (нет лисят, ежат).

Литература: Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук «Развитие речи» стр141

Д/игра «Родственники» Упражнять в подборе однокоренных слов. Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»

Д/игра «По кругу» Обогащать словарный запас детей, развивать речь, память, внимание, мышление.

Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»

Декабрь

Д/игра «Прятки», Д/игра «Чего не стало?» Формировать умение выполнять действия, основанные на понимании

словесных инструкций,

включающих предлоги и наречия с пространственным значением (в, на, за, под, около, между, рядом, слева,

от, справа).

Литература: О. С. Ушакова «Придумай слово» стр. 103

Д/игра «Спасаем Колобка» Формировать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных

развивать творческое воображение, фантазию учить наделять известных сказочных персонажей качествами, которые им не присущи.

Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»

Д/игра «Угадай, кому нужны эти вещи» Закрепить форму дательного падежа существительных (кисти - художнику, указка - учителю и т. д.)

Литература: Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения по развитию речи»

стр147

Д/игра «Чего не стало?» Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в родительном падеже (нет двух яблок, пяти шаров и

т. д.)

Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»

Д/игра «Да-Нет» или «Угадай, что я загадала» Учить детей правильно

задавать вопросы.

Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»

Январь

Д/игра «Что за животное?» Формировать умение точно использовать названия дет нышей животных в единственном и множественном числе. Литература: О. С. Ушакова «Придумай слово» стр 106

Д/игра «Петрушкины команды» Формировать умение образовывать формы единственного числа глагола хотеть, формы повелительного наклонения глаголов рисовать, танцевать. Литература : Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»

Д/игра «К нам приш л волшебник: я ощущаю только руками и кожей» Учить детей ощущать возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки. Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»

Д/игра «Ослик в гостях у медвежонка» Формировать умение соотносить названия посуды с названиями продуктов, для которых она предназначена (хлебница, сахарница, солонка и т. д.). Литература: О. С. Ушакова «Придумай слово» стр. 108

Д/игра «Умей найти сво место» Закрепить предложно-падежные конструкции. Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»

Д/игра «Рассмотри рисунок и составь рассказ» Развивать связную речь детей, умение последовательно описывать содержание рисунка. Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»

Февраль

Д/игра «Назови ласково» Учить подбирать слова в уменьшительно –ласкательной форме, обозначающие людей, животных, предметы, игрушки. Литература: О. С. Ушакова «Придумай слово» стр125

Д/игра «Невидимка» Образовывать формы глаголов второго лица единственного и множественного числа. Литература: А. Г. Арушанова «Речь и речевое общение детей» стр69

Д/игра «Теремок» Тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки пут м сравнения, развивать связную речь. Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»

Д/игра «Ателье» Продолжать знакомить с неизменяемыми словами. Литература: О. С. Ушакова «Придумай слово» Стр. 100

Д/игра «Исправь ошибки» Упражнять в понимании распростран нных предложений. Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»

Д/игра «Шкатулка со сказками» Развивать связную речи, мышление, воображение, обогащать словарный запас детей. Литература : Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»

Март

Д/игра «Что мы делали» Формировать умения употреблять в речи глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени, использовать глаголы в повелительном наклонении. Литература: О. С. Ушакова «Придумай слово» стр112

Д/игра «Кто больше скажет о профессии» Соотносить действия людей с их профессией, образовывать соответствующие глаголы (строитель –строит, учитель -учит и т. д.). Литература: А. Г. Арушанова «Речь и речевое общение детей» стр74

Д/игра «Угадай по описанию» Учить детей по описанию определять объект, развивать воображение, мышление, речь детей. Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»

Д/игра «У кого что?» Формировать навык образования притяжательных прилагательных от существительных (хвост белки -беличий, морда собаки - собачья и т. д.). Литература: Т. Б. Уварова «Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками» стр. 21

Д/игра «Чудесный мешочек» Формировать умение составлять текст - описание, развивать связную речь. Литература: О. С. Ушакова «Придумай слово» стр. 87

Д/упражнение «Что с чем?» Закрепить формы творительного падежа существительных с предлогом. Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»

Апрель

Д/игра «Магазин посуды» Формировать умение образовывать наименования предметов посуды. Литература: О. С. Ушакова «Придумай слово» стр108

Д/игра «Добавь слово» Дополнять предложения с пропущенным глаголом, находить нужное по смыслу слово. Литература: А. Г. Арушанова «Речь и речевое общение детей» стр68

Д/игра «Дразнилка» Учить образовывать слова с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др. Литература : Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»

Д/игра «Кто хитрее?» Учить подбирать слова, близкие по смыслу, используя разные степени им н рилагательных, образовывать новые слова (прилагательные) с помощью суффиксов еньк –оньк, оват –еват; ущ –ющ; енн –ейш. Литература : О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Методика развития речи детей дошкольного возраста»стр. 55

Д/игра «Скажи кто я?» Упражнять детей в образовании сложных слов из двух простых слов (пч л разводит –пчеловод, стриж т волосы –парикмахер и т. д.). Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»

Д/игра «Разложи по порядку» Учить детей выкладывать сюжетные картинки по предложенной схеме и составлять рассказ. Литпература : Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика».

Май

Д/игра «Чьи эти вещи?» Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных. Литература: Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения по развитию речи» стр137

Д/игра «Путешествие листочка» Активизировать употребление предлогов с пространственным значением и наречий (далеко, близко, высоко, низко). Литература : Т. И. Гризик., Л. Е. Тимощук «Развитие речи» стр104

Д/игра «Передай другому» Обогащать словарный запас детей, развивать речь, память, внимание, мышление. Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»

Д/игра «Что перепутал художник?» Обогащать и закреплять словарь детей; развивать у детей внимание, логическое мышление, связную речь, творческие способности, воображение, сообразительность, чувство юмора. Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»

Д/игра «Исправь ошибки» Упражнять в понимании распростран нных предложений. Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»

Д/игра «Маша-Растеряша» Тренировать внимательность, учить решать проблемы, развивать речь детей. Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»

Взаимодействие с семьёй :

Консультации по теме «Развиваем речь ребёнка, общаясь с ним», «Речевые игры по дороге в детский сад».

Мастер класс «Технология использования мнемотехники у детей старшего дошкольного возраста».

Изготовление родителями книжек-малышек для речевого развития дошкольников.

Папка – передвижка по речевому развитию дошкольников, где родители могут ознакомиться с особенностями речевого развития.

Публикации по теме:

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на сентябрь для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2019 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на апрель для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2020 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на декабрь для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2019 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на февраль для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2020 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на январь для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2020 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на май для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2020 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на март для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2020 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на ноябрь для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2019 г. Перспективный.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Опубликовано: 22 ноября 2023 в 23:12
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Перспективный план работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Логачева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД