Екатерина Логачева
Перспективный план работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №6 «Центр развития ребенка - детский сад»
Ленинградская область город Кингисепп.
Воспитатель: Логачева Екатерина Павловна
«Перспективный план работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Актуальность:
Публикация «Перспективный план работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения.
Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во –вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.
Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество – не умеют. Дошкольники мало посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2-3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.
Так как игра занимает важное место в развитии ребенка, выбранная мной тема актуальна и на современном этапе.
Для развития связной речи ребёнка необходимо использовать различные дидактические игры, проводить непосредственно образовательную деятельность.
Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Задачи многих дидактических игр и состоят в том, чтобы через игру научить детей составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы и общественной жизни.
Система работы:
Полученные в результате мониторинга данные, помогли мне проанализировать результаты и поставить следующие задачи
1. Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми;
2. Совершенствовать диалогическую форму речи;
3. Развивать монологическую форму речи;
4. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
5. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;
6. Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Чтобы работа была эффективной, необходимо было создать условия, а именно организовать развивающую предметно-пространственную среду. Поэтому первым шагом было создание и совершенствование предметно- развивающей среды и непосредственно дидактических игр.
При создании среды придерживалась принципа доступности, новизны и учета личностно-ориентированной модели взаимодействия. Для развития игровой деятельности и поддержания у детей интереса к играм, были изготовлены и приобретены игры и игровые материалы.
Для детей мною был оборудован специальный уголок. В нем я разместила разнообразный занимательный материал. Игры в уголке расположены так, чтобы каждый ребенок мог выбрать себе игру по интересам. Уголок мобильный, игры в нем меняю в соответствии с тематикой непосредственно образовательной деятельности и интересами детей.
Предлагаемые детям игры, соответствуют возрасту детей и ориентированы на уровень их умственного развития. и дидактический материал доступен детям и расположен в их поле зрения.
Проведена работа с родителями, подготовлены консультации и рекомендации, для того, чтобы они получили как можно больше информации о развитие речи ребенка.
В своей работе я использовала следующую литературу :
1. Веракса Н. Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2016г.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1999
3. Гербова В. В. Конспекты занятий по развитию речи. – М., 2002
4. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М., 2008
5. Комарова Н. Ф. Комплексное руководство дидактическими играми в детском саду-М. ,2012
6. Тихеева Е. И. развитие речи детей. – М., 1990
7. Ушакова М. А. Развитие речи детей. - М. ,2000
8. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет / Под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой. – М., 1991
9. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. ,1988г
Ожидаемые результаты.
1. Повысится уровень речевой деятельности детей.
2. Обогатится и расширится словарный запас детей.
3. Сформируется способность сравнивать и объединять предметы по признакам.
4. Усовершенствуется звуковая культура речи детей.
5. Сформируется способность развивать сюжетную линию в серии картин.
6. Большинство детей смогут пользоваться разнообразными вежливыми оборотами речи.
7. В своей речи дети чаще будут использовать простые формы монологической и диалогической речи.
8. Сформируется умение классифицировать, сравнивать, обобщать, выстраивать логические цепочки.
Сентябрь
Д/игра «Один –много» Цель: Упражнять детей в образовании множественного числа
существительных в именительном и родительном падежах.
Литература: Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения по развитию речи» стр128
Д/игра «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?» Цель: Формировать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
Литература: О. С. Ушакова «Придумай слово» стр99
Д/игра «Мои друзья» Цель: Учить детей находить общие свойства, функции с объектом, развивать словарный запас детей, логическое мышление, речь.
Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»
Д/игра «У кого сколько?» Цель: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в роде и числе.
Литература: Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения по развитию речи» стр141
Д/игра «Какая, какой, какое?» Цель: Упражнять в согласовании прилагательных с существительными.
Литература: О. С. Ушакова «Придумай слово» стр120
Д/игра «Найди друзей» Цель: Развивать логическое мышление, учить правильно, находить функции объектов и называть их.
Литература : Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»
Октябрь
Д/игра «Вы хотите? –Мы хотим» Цель: Формировать умение образовывать разные формы глагола хотеть (хочу –хочет, хотим –хотят).
Литература: О. С. Ушакова «Придумай слово» стр102
Д/игра «Разноцветный сундучок» Цель: Ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.
Литература: А. Г. Арушанова «Речь и речевое общение детей» стр 51
Д/игра «Чем был -чем стал» Цель: Учить определять линию развития объекта, развивать логическое мышление, связную речь.
Литература : Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»
Д/игра «Подбираем рифмы» Цель: Формировать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков и т. д.)
Литература : О. С. Ушакова «Придумай слово» стр137
Д/игра «Мишка-музыкант» Цель: Формировать умение соотносить наименования
музыкальных инструментов с названиями музыкальных специальностей.
Литература : О. С. Ушакова «Придумай слово» стр141
Д/игра «Маша-Растеряша» Цель: Тренировать внимательность, учить решать проблемы, развивать речь детей.
Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»
Ноябрь
Д/игра «Кафетерий» Цель: Познакомить с неизменяемыми словами. Литература: О. С. Ушакова «Придумай слово» Стр 100
Д/игра –лото «Длинный, короткий, широкий, узкий» Цель: Закрепить умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, обогатить словарный запас детей прилагательными (длинный, короткий, широкий, узкий).
Литература: Л. М. Козырева «Развитие речи» Стр 114
Д/игра «Лото признаков» Цель: Учить описывать объект, используя в речи имена признаков.
Литература : Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»
Д/и «Кто у кого?» Продолжать закреплять правильное употребление названий животных и их дет нышей в именительном падеже единственного и
множественного числа (у лисы-лис нок, лисята, у ежа-ежонок, ежата) и в родительном падеже множественного числа (нет лисят, ежат).
Литература: Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук «Развитие речи» стр141
Д/игра «Родственники» Упражнять в подборе однокоренных слов. Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»
Д/игра «По кругу» Обогащать словарный запас детей, развивать речь, память, внимание, мышление.
Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»
Декабрь
Д/игра «Прятки», Д/игра «Чего не стало?» Формировать умение выполнять действия, основанные на понимании
словесных инструкций,
включающих предлоги и наречия с пространственным значением (в, на, за, под, около, между, рядом, слева,
от, справа).
Литература: О. С. Ушакова «Придумай слово» стр. 103
Д/игра «Спасаем Колобка» Формировать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных
развивать творческое воображение, фантазию учить наделять известных сказочных персонажей качествами, которые им не присущи.
Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»
Д/игра «Угадай, кому нужны эти вещи» Закрепить форму дательного падежа существительных (кисти - художнику, указка - учителю и т. д.)
Литература: Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения по развитию речи»
стр147
Д/игра «Чего не стало?» Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в родительном падеже (нет двух яблок, пяти шаров и
т. д.)
Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»
Д/игра «Да-Нет» или «Угадай, что я загадала» Учить детей правильно
задавать вопросы.
Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»
Январь
Д/игра «Что за животное?» Формировать умение точно использовать названия дет нышей животных в единственном и множественном числе. Литература: О. С. Ушакова «Придумай слово» стр 106
Д/игра «Петрушкины команды» Формировать умение образовывать формы единственного числа глагола хотеть, формы повелительного наклонения глаголов рисовать, танцевать. Литература : Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»
Д/игра «К нам приш л волшебник: я ощущаю только руками и кожей» Учить детей ощущать возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки. Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»
Д/игра «Ослик в гостях у медвежонка» Формировать умение соотносить названия посуды с названиями продуктов, для которых она предназначена (хлебница, сахарница, солонка и т. д.). Литература: О. С. Ушакова «Придумай слово» стр. 108
Д/игра «Умей найти сво место» Закрепить предложно-падежные конструкции. Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»
Д/игра «Рассмотри рисунок и составь рассказ» Развивать связную речь детей, умение последовательно описывать содержание рисунка. Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»
Февраль
Д/игра «Назови ласково» Учить подбирать слова в уменьшительно –ласкательной форме, обозначающие людей, животных, предметы, игрушки. Литература: О. С. Ушакова «Придумай слово» стр125
Д/игра «Невидимка» Образовывать формы глаголов второго лица единственного и множественного числа. Литература: А. Г. Арушанова «Речь и речевое общение детей» стр69
Д/игра «Теремок» Тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки пут м сравнения, развивать связную речь. Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»
Д/игра «Ателье» Продолжать знакомить с неизменяемыми словами. Литература: О. С. Ушакова «Придумай слово» Стр. 100
Д/игра «Исправь ошибки» Упражнять в понимании распростран нных предложений. Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»
Д/игра «Шкатулка со сказками» Развивать связную речи, мышление, воображение, обогащать словарный запас детей. Литература : Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»
Март
Д/игра «Что мы делали» Формировать умения употреблять в речи глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени, использовать глаголы в повелительном наклонении. Литература: О. С. Ушакова «Придумай слово» стр112
Д/игра «Кто больше скажет о профессии» Соотносить действия людей с их профессией, образовывать соответствующие глаголы (строитель –строит, учитель -учит и т. д.). Литература: А. Г. Арушанова «Речь и речевое общение детей» стр74
Д/игра «Угадай по описанию» Учить детей по описанию определять объект, развивать воображение, мышление, речь детей. Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»
Д/игра «У кого что?» Формировать навык образования притяжательных прилагательных от существительных (хвост белки -беличий, морда собаки - собачья и т. д.). Литература: Т. Б. Уварова «Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками» стр. 21
Д/игра «Чудесный мешочек» Формировать умение составлять текст - описание, развивать связную речь. Литература: О. С. Ушакова «Придумай слово» стр. 87
Д/упражнение «Что с чем?» Закрепить формы творительного падежа существительных с предлогом. Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»
Апрель
Д/игра «Магазин посуды» Формировать умение образовывать наименования предметов посуды. Литература: О. С. Ушакова «Придумай слово» стр108
Д/игра «Добавь слово» Дополнять предложения с пропущенным глаголом, находить нужное по смыслу слово. Литература: А. Г. Арушанова «Речь и речевое общение детей» стр68
Д/игра «Дразнилка» Учить образовывать слова с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др. Литература : Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»
Д/игра «Кто хитрее?» Учить подбирать слова, близкие по смыслу, используя разные степени им н рилагательных, образовывать новые слова (прилагательные) с помощью суффиксов еньк –оньк, оват –еват; ущ –ющ; енн –ейш. Литература : О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Методика развития речи детей дошкольного возраста»стр. 55
Д/игра «Скажи кто я?» Упражнять детей в образовании сложных слов из двух простых слов (пч л разводит –пчеловод, стриж т волосы –парикмахер и т. д.). Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»
Д/игра «Разложи по порядку» Учить детей выкладывать сюжетные картинки по предложенной схеме и составлять рассказ. Литпература : Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика».
Май
Д/игра «Чьи эти вещи?» Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных. Литература: Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения по развитию речи» стр137
Д/игра «Путешествие листочка» Активизировать употребление предлогов с пространственным значением и наречий (далеко, близко, высоко, низко). Литература : Т. И. Гризик., Л. Е. Тимощук «Развитие речи» стр104
Д/игра «Передай другому» Обогащать словарный запас детей, развивать речь, память, внимание, мышление. Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»
Д/игра «Что перепутал художник?» Обогащать и закреплять словарь детей; развивать у детей внимание, логическое мышление, связную речь, творческие способности, воображение, сообразительность, чувство юмора. Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»
Д/игра «Исправь ошибки» Упражнять в понимании распростран нных предложений. Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»
Д/игра «Маша-Растеряша» Тренировать внимательность, учить решать проблемы, развивать речь детей. Литература: Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»
Взаимодействие с семьёй :
Консультации по теме «Развиваем речь ребёнка, общаясь с ним», «Речевые игры по дороге в детский сад».
Мастер класс «Технология использования мнемотехники у детей старшего дошкольного возраста».
Изготовление родителями книжек-малышек для речевого развития дошкольников.
Папка – передвижка по речевому развитию дошкольников, где родители могут ознакомиться с особенностями речевого развития.