Елена Рухляда
Перспективный план работы кружка в подготовительной группе: «Волшебные нити» (работа с иглой).
▼ Скачать + Заказать документы
Известно: рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление. Вот почему работа кружка «Волшебные нити» являлась необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в нашей группе.
Практика показывает: дети, которые занимались ручным трудом, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом.
Основные задачи кружка:
- развитие мелкой моторики;
- формирование художественного вкуса и практических трудовых
навыков;
- воспитание творческой активности.
Публикация «Перспективный план работы кружка в подготовительной группе: „Волшебные нити“ (работа с иглой),» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Темочки
Наш кружок посещали дети 6-7 лет. Занятия проходили один раз в неделю продолжительностью 30 минут.
Вначале учебного года я выявила, умеют ли дети работать с нитью, иглой и ножницами, выяснила, кто из детей уже шил, умеет пользоваться иглой, отмерять нить, вдевать её в иголку и завязывать узелок. На основе полученных данных я составила план на весь учебный год.
В зависимости от поставленных задач я использовала различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Каждое занятие включает объяснение нового материала, но основное время отводится практической работе.
Вначале работы с детьми в кружке «Волшебные нити» я внимательно следила за качеством выполнения заданий, затем предоставляла детям всё больше самостоятельности и лишь направляла на творческую деятельность. С каждым ребенком старалась работать индивидуально. Поделки тех, кто успешно справляется с заданием, показывала всем в качестве образца того, как правильно выполнять ту или иную операцию.
Каждая работа делалась с определенной целью: закладка для книги, игольница для бабушки, одежда для кукол и т. д. Чтобы дети не утомлялись, чтобы у них не пропал интерес, ввела в занятия аппликацию из ниток и вышивку. Детей к работе не принуждала: они работали кто сколько пожелает -от 10 до 30 минут.
Дети с желанием занимались в кружке, так как они в любое время могли переключиться на другую деятельность: поиграть, почитать, а во время работы могли беседовать делиться впечатлениями.
Основное внимание я уделяла правилам безопасности труда.
Ножницы надо класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
Необходимо следить за тем, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить ребенка.
Передавать ножницы друг другу следует кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или в случайные предметы, надо пользоваться специальной подушечкой.
Нельзя перекусывать нитку зубами: можно поранить губы и испортить зубы.
Иголки следует хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки - в коробочке с крышкой.
Каковы же результаты работы кружка?
Дети научились пользоваться иглой, ножницами, соблюдать технику безопасности, вдевать нитку в иголку, отмеривать нитку, делать узелок. У детей появилось желание самостоятельно устранять недостатки в своей одежде (зашить, пришить пуговицу, помочь друг другу в работе. Положительно работа в кружке сказалась на формирование взаимоотношений между детьми. Они научились помогать друг другу, делиться с ближним, дарить подарки, сделанные своими руками.
Далее я хочу предоставить вашему вниманию план занятий кружка.
1. Тема: «Знакомство с иглой» (число занятий - 1).
Цель: Учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; приучать в конце занятия убирать иголку вместе с ниткой в игольницу.
Задачи: Учить отмерять нитку и отрезать её ножницами (не откусывать).
Материал: Нитка, иголка, игольница, ножницы, (на каждого ребенка) используются на каждом занятии и далее не указывается.
2. Тема: «Платочек» (число занятий - 1).
Цель: Учить делать шов «вперед иголку», подбирать нитки по цвету, сочетающиеся с тканью.
Задачи: Продолжать учить вздевать в иголку нитку, соединять два её конца, завязывать узелок.
Материал: Лоскутки ткани (ситец, сатин, лен и т. д.) размером 20*20 см.
3. Тема: Шов «вперед иголку» в два приема (число занятий - 1).
Цель: Учить делать шов «вперед иголку» в два приема. Приучать доводить начатое дело до конца.
Задачи: Учить детей сначала изделие прошивать швом «вперед иголку», затем изделие повернуть и шить этим же швом в обратную сторону, от конца к началу.
Материал: Лоскутки ткани, нитки, иголка, игольница.
4. Тема: Шов «назад иголку» (число занятий - 1).
Цель: Учить делать шов «назад иголку», который необходим для более плотного соединения деталей. Продолжать развивать умение подбирать нитки.
Задачи: Учить делать в ткани прокол иглой со стороны изнанки: иглу с нитью вывести на лицевую сторону, отступив на длину стежка назад, сделать прокол вниз, провести нить под тканью на расстояние в три раза больше длины стежка и вывести иглу на лицевую сторону.
Материал: Лоскутки ткани, нитки, иголка, игольница.
5. Тема: Шов «Через край» (число занятий - 1).
Цель: Учить делать шов «через край»; закреплять умение правильно пользоваться иголкой. Воспитывать аккуратность и самостоятельность.
Задачи: Учить выполнять с. тежки по краю изделия; иглу постоянно вводить с изнаночной стороны на лицевую, перекидывая нить через край.
Материал: Лоскутки ткани, нитка, иголка.
6. Тема: «Веселая закладка» (число занятий - 2).
Цель: Учить изготавливать закладку из картона (открытки) швом «через край», подбирать открытку для своей «веселой закладки», сгибать её пополам, так чтобы все стороны и углы совпадали; аккуратно склеивать. Воспитывать аккуратность в работе: учить приводить рабочее место в порядок; вызвать желание самому сшить закладку для книг.
Задачи: Уметь делать прокол иголкой снизу вверх, вести нитку по краю изделия и снова делать прокол, но теперь иголкой сверху вниз; стараться делать проколы на одинаковом расстоянии, тогда шов «через край» получится ровный, красивый.
Материал: Предварительно приготовленные детьми «веселые головки» из картона; двойной картон (открытка) вытянутой прямоугольной формы. Клей, кисточки.
7. Тема: «Футляр для расчески, ручки» (число занятий - 2).
Цель: Учить изготовлять футляры для ручек, расчесок (по выбору); шить по картону швом «через край», следить за тем, чтобы нижние углы и стороны двух картонных прямоугольников совпадали.
Задачи: Продолжать учить вдевать нитку в иголку, делать узелок, шить швом «через край»; учить пользоваться картонной выкройкой, обводить её карандашом и вырезать.
Материал: Выкройки (шаблоны) из цветного картона.
8. Тема: «Кулончик для мамы» (число занятий - 2).
Цель: Продолжать учить шить швом «через край»; формировать умение правильно пользоваться выкройкой (шаблоном); развивать вкус, внимание, желание делать подарки.
Задачи: Продолжать учить делать выкройку, накладывать шаблон на картон и, не сдвигая его с места, обводить карандашом, вырезать по линии; во время шитья следить за тем, чтобы все стороны совпадали, не смещались.
Материал: Выкройка (шаблон) из картона (открытки с цветами, простые карандаши.
9. Тема: «Персонажи кукольного театра» (число занятий - 2).
Цель: Продолжать учить работать с иголкой и ниткой, шить швом «вперед иголка». Вызвать желание самим сделать кукольный театр; учить к каждой кукольной головке (предварительно изготовлены самими детьми для персонажей кукольного театра) подбирать ткань и нитку, после работы убирать иголку в игольницу; в свободное время обыграть кукольный театр.
Задачи: Учить шить с изнаночной стороны, готовую рубашку для кукольного персонажа выворачивать на лицевую сторону.
Материал: Вырезанные из ткани рубашки с намеченной линией для шва.
10. Тема: «Игольница для бабушки» (число занятий - 2).
Цель: Закреплять навык шить швом «вперед иголку», с изнаночной стороны оставляя для выворачивания отверстие; набивать подушечку ватой и зашивать швом «через край»; подбирать нитки к ткани, лоскутки для подушечки.
Задачи: Продолжать учить технике швов «вперед иголку» и «через край»; учить прикреплять готовую подушечку к картонной основе швом «вперед иголка», при этом с лицевой стороны делать маленький шажок а с внутренней стороны - шаг широкий.
Материал: Основа из картона, бумажные листочки, петушки, мишки, неваляшки, котики, цветные яркие лоскутки.
11. Тема: «Петельный шов» (число занятий - 1).
Цель: Учить делать «петельный шов», который применяется для обработки края материала.
Задачи: Учить в этом шве степени укладывать вертикально. При выполнении шва следить за тем, чтобы проколы делались на одинаковом расстоянии друг от друга и от края изделия; затягивать петлю на край материала так, чтобы он не собирался.
Материал: Лоскутки ткани, нитки, иголка, игольница.
12. Тема: «Мешочки для метания, набивные горохом» (число занятий - 2).
Цель: Учить шить набивные мешочки для физкультурных занятий швом «вперед иголка»; вызвать желание сделать мешочки так, чтобы ими можно было пользоваться на занятиях.
Задачи: Продолжать учить шить швом «вперед иголка», следить за тем, чтобы не сдвигались лоскутки ткани, наложенные друг на друга; шить мелкими шажками, чтобы изделие не получилось «дырявым».
Материал: Ткань прямоугольной формы (16*12 см); горох, ложки для его раскладывания.
13. Тема: «Мешочки со шнурком для семян» (число занятий - 2).
Цель: Учить шить мешочки для хранения семян швом «вперед иголка»; приучать выполнять работу качественно, аккуратно, пользоваться булавкой (при её вдевании в ткань работать двумя пальцами - большим и указательным).
Задачи: Закреплять технику шитья «вперед иголка», мелким шажком, работы с ножницами, иголкой (ножницы передавать кольцами вперед, иголку - тупым концом и только с нитью; иголка в игольнице должна быть вколота в ткань и закреплена; булавки закрепить и убрать в баночку.
Материал: Ткань прямоугольной формы (16*12 см, булавки.
14. Тема: «Прихватка - рукавичка» (число занятий - 2).
Цель: Продолжать учить пользоваться выкройкой (шаблоном, вырезать по выкройке ткань, сложенную вдвое; вызвать желание сшить аккуратно «рукавичку» и подарить её маме или бабушке; познакомить с такими тканями, как драп, велюр, вельвет.
Задачи: Продолжать учить детей после работы убирать своё рабочее место.
Материал: Выкройка (шаблон) из картона, булавки.
15. Тема: «Секреты пуговицы» (число занятий - 2).
Цель: Учить пришивать пуговицы с разным количеством отверстий различными способами: параллельно, крестом, зигзагом. Учить подбирать нитки в тон пуговицы. Формировать навыки работы с иголкой и ниткой.
Задачи: Учить, пришивая пуговицу, ткань прокалывать иглой с лицевой стороны, чтобы узелок спрятать под пуговицу; нить туго не затягивать, чтобы пуговица как бы качалась на «ножке» из ниток; все следующие проколы делать в местах первых двух, чтобы с изнанки все выглядело аккуратно.
Материал: Лоскутки ткани, нитки, иголка, игольница.
16. Тема: «Гномик» (число занятий - 2).
Цель: Учить использовать пуговицы, кроме основного назначения, для отделки или создания необычных работ, в которых пуговицы выступают как детали. В свободное время обыгрывать игрушку.
Задачи: Учить вырезать кольцо из картона, сделать пазы; на нить определенной длины нанизать пуговицы, закрепить нить в пазах кольца; нарезать одинаковых по длине красных и белых ниток; закрепить нити на кольце; сформировать колпачок и бороду.
Материал: Картон, три пуговицы (глаза и нос, шерстяная пряжа двух цветов - для колпака и бороды.
17. Тема: «Массажный коврик» (число занятий - 2).
Цель: Учить пришивать пуговицы с разным количеством дырочек; воспитывать вкус (нитки подбирать в тон пуговиц, по цвету и величине пуговиц составлять узор на коврике); формировать желание работать аккуратно.
Задачи: Закреплять технические навыки вдевания нитки в иголку, обратить внимание на длину нитки (не длиннее ширины плеч, аккуратно делать узелок, пришивать пуговицы (иголку воткнуть снизу, попав в дырочку пуговицы, вытянуть нитку до конца, затем воткнуть иголку в свободную дырочку сверху и вытянуть с нижней стороны ткани).
Материал: Ткань (сукно, драп и т. д., пуговицы разной величины.
18. Тема: «Одежда для куклы Маши» (число занятий - 2).
Цель: Учить кроить и шить одежду для куклы: трусы, шапочку, платье с разрезом сзади; формировать умение выбирать ткань, нитки, пуговицы, оформлять изделие кружевом, тесьмой.
Задачи: Закреплять технику шва «вперед иголка», шитья с изнаночной стороны, пришивания пуговиц, кружев, тесьмы (швом «через край»); продолжать учить при вырезании поворачивать ножницы, а не ткань.
Материал: Цветные лоскутки, картонные выкройки, цветные пуговицы разного размера.
19. Тема: «Постельные принадлежност и для куклы Маши» (число занятий - 2).
Цель: Учить договариваться, распределять работу, выбирать ткань и подбирать к ней нитки; по размеру кроватки выкроить матрас, одеяло, пододеяльник, подушку, наволочку; учить пользоваться для измерения линейкой.
Задачи: Отметить, что длина и ширина простыни, пододеяльника, матраса должны быть большие длины и ширины кроватки на 2 см. Закреплять умение шить швом «вперед иголка», мелким шажком, с изнаночной стороны и выворачивать готовую работу на лицевую сторону обеими руками, оформлять изделие кружевом швом «через край».
Материал: Хлопчатобумажная ткань светлых тонов, яркие ленты и кружева.
20. Тема: «Палас в клеточку для Маши» (число занятий - 2).
Цель: Продолжать учить выполнять работу, соединяя квадратиком швом «вперед иголка», чередовать их по цвету и пришивать к основе к изнаночной стороны; воспитывать чувство ответственности, умение и желание оказывать помощь товарищу в работе, подбирать ткани и нитки.
Задачи: Сшивать квадратики швом «вперед иголка» в полоски, а затем сшивать полоски, пришивать заготовку к основе изнаночной стороной; оставить отверстие для выворачивания изделия на лицевую сторону, отверстие зашивать швом «через край».
Материал: Готовые нарезанные квадратики (7*7 см; зеленый, красный, желтый, черный, белый, синий).
21. Тема: «Закладка для книг» (число занятий - 1).
Цель: Учить плести косичку- закладку для книг. Учить отмерять нитки одной длины. Развивать умение работать в паре, договариваться, соблюдать очередность плетения и держание косички.
Задачи: Собрать нитки в пучок, согнуть его пополам, закрепить на крючке; затем разделить нитки на три равные части и начинать плести косичку попеременно то правой, то левой рукой.
Материал: Цветные шерстяные нитки, ножницы.
22. Тема: «Аппликация из разноцветных ниток» (число занятий - 2).
Цель: Познакомить с аппликацией. Учить подбирать нитки по цвету к рисунку, наклеивать нитки; продолжать учить плести косички из ниток для основы. Учить оценивать свою работу и работу товарищей.
Задачи: Учить рисовать на. картоне, продумывать, какого цвета нужны нитки для той или иной части изображения, намазывать клеем часть рисунка и укладывать на ней нитки нужного цвета; при этом расположить их близко друг к другу, чтобы между нитками не оставалось пустых мест.
Материал: Разноцветные нитки - в клубочках, мотках, обрезки ниток; клей ПВА, цветной картон, кисточки, влажная тканевая салфетка.