юлия ефремова
Перспективный план по экспериментированию в подготовительной группе по О. Дыбиной «Неизведанное рядом»
▼ Скачать + Заказать документы
№
Тема и источник
Задачи
Предметно-развивающая среда и материалы
Использование поисковых методов
Продукт деятельности
ЗАНЯТИЕ: «Где самое жаркое лето?»
Стр 130
1. Способствовать уточнению и определению представления у детей о местонахождении самого жаркого лета на планете.
2. Поощрять выдвижение гипотез. Развивать умения сравнивать, делать выводы. Расширять словарный запас (Экватор, Африка. Арктика, Южный и Северный полюс).
3. Развивать умение договариваться друг с другом. • Макет «Солнце-Земля»
• Линейка для измерения расстояния от солнца до Земли
Публикация «Перспективный план по экспериментированию в подготовительной группе по О, Дыбиной „Неизведанное рядом“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Темочки
• Фишка каждому ребёнку Создание проблемного вопроса «Где самое жаркое лето?»
Опыт с демонстрацией макета годового вращения Земли вокруг Солнца. Макет с обозначением самого жаркого места на планете.
2 «Как появились моря и океаны?»
Стр 137 1. Формировать знания о происходящих в природе изменениях (конденсация). Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
2. Поощрять выдвижение гипотез. Обогащать словарь детей (конденсация, конденсирует).
3. Воспитывать коммуникативные навыки общения. • Картина Земли в далёком прошлом (раскалённое тело)
• Ёмкость с горячей водой или разогретым пластилином, накрытая крышкой
• лёд Показ картины с выполнением задания (Какой была раньше наша планета)
Опыт с процессом остывания горячего предмета.
Обсуждение конденсации горячего воздуха. Создание альбома с родителями «Что я узнал нового о космосе»
3 «Как появились острова и материки?»
Стр 140
1. Формировать знания о происходящих в природе изменениях (испарение). Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
2. Поощрять выдвижение гипотез. Обогащать словарь детей (испарение, суша).
3. Воспитывать коммуникативные навыки общения.
• Ёмкость с повой, камешками, залитая водой
• Свеча (спиртовка)
Макет (изображение) появления земноводных, двоякодышащих рыб Проблемный вопрос (Как на планете, залитой полностью водой, могли образоваться острова, материки (суша? Зарисовка наблюдения
4 «Жилище человека в древности»
Стр 175 1. Продолжать развивать познавательную активность детей путём моделирования проблемных ситуаций. Формировать навыки сравнения различных материалов.
2. Развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний.
3. Развивать дружеские взаимоотношения во время работы. Воспитывать аккуратность. • Изображения разных типов домов
На группу
• Картон
• Бумага
• Веточки деревьев
• Мох
• Картонные коробки
• Древесные опилки
На каждого
• Ножницы
• Клей
• Кисточки
• Краски Проблемный вопрос (где жил человек в древние времена)
Деление на группы
Создание макета по схеме каждой группы Создание макета
Октябрь
1 «Как в джунглях»
Стр 131 1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды.
2. Развивать умение у детей планировать деятельность, делать выводы.
3. Воспитывать коммуникативные навыки общения.
• Макет «Солнце-Земля»
• Карта климатических зон
• Глобус
• Противень
• Губка
• Пипетка
• Прозрачная ёмкость
• Прибор для наблюдения за изменением влажности Обсуждение особенностей джунглей
Опыт по насыщению воздуха влагой
Опыт с появлением тумана Выяснение причины частых дождей
Дождь может идти без туч
Выпадение дождя-результат испарения воды
2 «Необычные корни»
Стр 146 1. Формировать представления о взаимосвязи повышенной влажности воздуха с появлением воздушных корней у растений.
2. Развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний. Развивать навыки наблюдения.
3. Развивать дружеские взаимоотношения во время работы. Воспитывать аккуратность, любознательность и бережное отношение к природе. • Сциндапсус
• Прозрачная с плотной крышкой ёмкость с водой на дне
• Решётка Опыт с растениями Появление воздушных корней
3 «Много-мало»
Стр 127
1. Способствовать накоплению у детей представлений о зависимости количества испаряемой жидкости от размера листьев.
2. Поощрять выдвижение гипотез. Развивать умения сравнивать, делать выводы. Учить детей соблюдать меры безопасности.
3. воспитывать бережное отношение к природе. Растения:
1. С крупными листьями
2. С обычными
3. Кактус Проблемный вопрос (Почему растения с крупными листьями надо поливать чаще)
Опыт с незаконченной моделью
Обсуждение опыта с законченной моделью Законченная модель с изображением символов много-мало воды
4 «Куда тянутся корни?»
Стр 127 1. Закрепить знания о растениях. Познакомить детей с видоизменением частей растений, с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды.
2. Продолжать учить последовательно излагать свои мысли, строить свою речь. Делать умозаключения.
3. Воспитывать у детей любознательность, учить бережному отношению к природе. • Два растения в горшках с поддоном (герань, циперус)
• Лейка с водой Опыт с поливом растений
Разными способами.
Обсуждение опыта
Создание журнала о правильном поливе растений.
Ноябрь
1 «Радуга на стене»
Стр 150
1. Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей света.
2. Обогащать словарь (поглощает, отражает). Развивать творческие способности речи детей.
3. Воспитывать коммуникативные навыки.
На пару
• Граненое стёклышко (деталь от хрустальной люстры) Опыт со стёклышком
Обсуждение опыта
2 «Передача солнечного зайчика»
Стр 149 1. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений об отражении.
3. Способствовать воспитанию самостоятельности. Развивать умение договариваться друг с другом, работая в парах, для решения общей задачи. Развивать коммуникативные навыки. • На каждого зеркало
• Схема многократного отражения Обсуждение отражения света на зеркале
Проблемная ситуация (Больной девочке нужен солнечный зайчик)
Опыт с передачей солнечного зайчика (работа в парах) Зарисовать процесс двукратного отражения светового луча с помощью двух зеркал в виде схемы.
3 «Как увидеть молнию? Почему лампочка светит?»
Стр 154
1. Познакомить с грозой, как проявлением электричества в природе, понимать принцип работы электроприбора
2. Обогащать словарь (электрический разряд, рупор, треск. Электрозовалось). Развивать творческие способности речи детей.
3. Воспитывать коммуникативные навыки.
• Кусочки шерстяной ткани
• Воздушный шарик
• Рупор
• Батарейка для фонарика
• Тонкая проволока
• Игрушка сова из бумаги Опыт проявления электричества
Проблемная ситуация «Почему у игрушки глаза светятся?»
Опыт с лампочкой Тёплая на ощупь проволока раскаляется и лампочка становится тёплой и светится
Составление альбома электроприборов:
Свётящих и греющих
4 «Свечка в банке»
Стр 1. Познакомить с изменением состава воздуха при горении (уменьшении кислорода).
2. Учить понимать, что при горении нужен кислород. Познакомить со способами тушения огня. Развивать речь детей, умение делать умозаключения.
3. Воспитывать уважительное отношение к профессии пожарника. • Свеча
• Банка
• Бутылка с обрезанным дном Опыт со свечой
Обсуждение методов тушения огня Альбом «Служба 01»
Декабрь
1 «Мир ткани»
Стр 167 1. Способствовать уточнению и определению представления у детей видах и свойствах тканей.
2. Поощрять выдвижение гипотез. Развивать умения сравнивать, делать выводы. Расширять словарный запас (ситец, сатин, шерсть. Драп, капрон, трикотаж).
3. Развивать умение договариваться друг с другом. Воспитывать аккуратность при работе с водой. На группу
• Ёмкость с водой
• ситец,
• сатин,
• шерсть.
• Драп,
• капрон,
• трикотаж
на каждого ножницы Образование групп
Создание проблемной ситуации
(Нужно сшить для сказочного героя осеннее пальто. Какую ткань необходимо купить в магазине)
Опыт с разными видами тканей по алгоритму
Обсуждение сходства и различия видов ткани, зависимости использования материала по его свойствам и качеству. Пальто
из драпа и шерсти
Запись в дневнике экспериментов о результате
2 «Мир пластмасс»
Стр 168 1. Закрепить представления у детей о видах и свойствах пластмасс.
2. Поощрять выдвижение гипотез. Развивать умения сравнивать, делать выводы. Расширять словарный запас
3. Развивать умение договариваться друг с другом. Воспитывать аккуратность при работе с водой. На группу детей
• Полиэтилен
• Пенопласт
• Оргстекло
• Целлулоид
• Спиртовка
• Спички Разделить на группы
Поисковый метод определения свойств и качеств пластмасса
Опыт на горючее воспитателем
Обсуждение опытов Алгоритм
3 «Мир металлов»
Стр 168 1. Закрепить представления у детей о видах и свойствах металлов.
2. Поощрять выдвижение гипотез. Развивать умения сравнивать, делать выводы. Расширять словарный запас
3. Развивать умение договариваться друг с другом. Воспитывать коммуникативные навыки. • Алюминий
• Сталь
• Жесть
• Медь
• Бронза
• Серебро
• Спиртовка
• Ножницы Разделить на группы
Поисковый метод определения свойств и качеств металла
Опыт с металлами, действуя по алгоритму
Обсуждение опытов Алгоритм
4 «Как не обжечься?»
Стр 165 (2,3) 1. Познакомить с теплопроводностью металлов.
2. Развивать умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдений. Учить соблюдать меры безопасности.
3. Воспитывать умение прислушиваться к мнению сверстников и дружеские взаимоотношения.
Одинаковые по размеру ёмкости из разных материалов:
• Керамики
• Дерева
• Пластмассы
• Металла (алюминий)
• Горячая вода Опыт с теплопроводностью (горячей воды) материалов Определение самого горячего сосуда
Январь
1 «Дом, в котором я живу»
Стр 177
1. Продолжать развивать познавательную активность детей путём моделирования проблемных ситуаций. Формировать навыки сравнения различных материалов.
2. Развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний.
3. Развивать дружеские взаимоотношения во время работы.
Воспитывать аккуратность. На каждого
• Ножницы
• Клей
• Кисточки
• Коробка
• Бумага
• Картон
• Краски Создание улицы города из зданий, которые ребёнок представляет в виде своего дома
Макет улицы города
2 «Наша группа»
Стр 174
1. Закрепить знания о свойстве и разновидности бумаги.
2. Развивать творческие способности, умение реализовать свои замыслы.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимопомощь. Самостоятельность, аккуратность. Каждому
• Коробки разных размеров
• Бумага
• Ножницы
• Схемы изготовления мебели
• Карандаши
• Краски
• Кисточки
• Клей Создание мебели по схеме
Макет групповой комнаты
2 «Наша группа»
Стр 174
1. Закрепить знания о свойстве и разновидности бумаги.
2. Развивать творческие способности, умение реализовать свои замыслы.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимопомощь. Самостоятельность, аккуратность. Каждому
• Коробки разных размеров
• Бумага
• Ножницы
• Схемы изготовления мебели
• Карандаши
• Краски
• Кисточки
• Клей Создание мебели по схеме
Макет групповой комнаты
Февраль
1 «Горячо-холодно»
Стр 162
1. Познакомить с изменением объёма веществ (предметов) в зависимости от их температуры.
2. Развивать умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдений.
3. Воспитывать умение прислушиваться к мнению сверстников.
• Термометры водный и воздушный
• Ёмкость с горячей водой
• Ёмкость со снегом или охлаждённой водой Опыт с измерением температуры воды в ёмкостях
Имитация расширения и сжатия воды в игре «весёлые человечки» двух команд Зарисовка процесса сжатия и расширения воды
2 «Волшебные превращалки»
Стр 164 1. Закрепить знания об агрегатных состояниях вещества под воздействием температуры (твёрдые-жидкие-газообразные)
2. Развивать умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдений. Учить соблюдать меры безопасности.
3. Воспитывать умение прислушиваться к мнению сверстников и дружеские взаимоотношения, любознательность.
• Весы
• Свеча
• Мелкие предметы для уравновешивания свечи
• Металлическая пластина
• Спички Опыт со свечой Алгоритм
3 «Фокус «Сухим из воды»»
Стр 155 1. Познакомить с существованием атмосферного давления. Продемонстрировать остывание воздуха (сжатие)
2. Обогащать словарь (поглощает, отражает). Развивать творческие способности речи детей, умение делать выводы.
3. Воспитывать коммуникативные навыки и аккуратность.
• Тарелка с водой, покрывающей дно
• Монета
• Стакан Опыт с монетой по алгоритму
Обсуждение «Почему дым из трубы поднимается вверх»
«как образуется сквозняк»
«как надо охлаждать льдом»
4 «Живые комочки»
Стр 137 1. Формировать представления о появлении живых организмов.
2. Развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний.
3. Развивать дружеские взаимоотношения во время работы. Воспитывать аккуратность. На пару детей
• Ёмкость с водой
• Пипетка
• Растительное масло Деление на пары
Обсуждение появления живых организмов на планете
Создание альбома «простейшие организмы моря»
Март
1 «Спичечный телефон»
Стр 150
1. Формировать представления у детей простейшего устройства для передачи звука на расстоянии.
2. Развивать умение договариваться друг с другом.
3. Развивать умение действовать по алгоритму. На пару детей
• Два спичечных коробка
• Тонкая длинная нить
• Иголка
• Две спички Деление на пары
Проблемная ситуация
«Передача другу секрета»
Выполнение действий по алгоритму Создание альбома «Телефон будущего»
2 «Поющая струна»
Стр 174
1. Познакомить с причиной происхождения низких и высоких звуков (частота звука)
2. Развивать творческие способности речи детей.
3. Воспитывать коммуникативные навыки.
• Проволока без покрытия
• Деревянная рамка Опыт с натянутой проволокой на частоту звука Создание альбома струнных инструментов
3 «Почему мышонок не услышал щуку»
Стр 160 1. Закрепит знания о причинах разного восприятия звуков человеком и животными.
2. Развивать речь детей, умение делать умозаключения.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру. На каждого
• Бумага очень тонкая
• Плотная бумага
• Схема строения органов слуха
• Иллюстрации к сказке «Сказка о глупом мышонке» Обсуждение «Сказка о глупом мышонке»
Опыт с бумагой Создание книги примет, связанные с «чувством» животных
4 «как увидеть притяжение»
Стр 154
1. Познакомить со взаимосвязью земного притяжения и весом предмета.
2. Развивать речь детей, активизировать их словарь (притяжение, натяжение).
3. Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь.
• Предметы из разных материалов, подвешенные на нитках
• Весы Проблемный вопрос (Как увидеть притяжение)
Опыт с притяжением предметов к Земле
Опыт с взвешиванием предмета (сила притяжения) Зарисовка самого лёгкого и самого тяжёлого предмета
Апрель
1 «Земля-магнит»
Стр 152 1. Познакомить с действием магнитных сил Земли.
2. Развивать умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдений. Учить соблюдать меры безопасности.
3. Воспитывать умение прислушиваться к мнению сверстников и дружеские взаимоотношения, самостоятельность.
• Шар из пластилина, с закреплённой на нём намагниченной английской булавкой
На группу
• Магнит
• Стакан с водой
• Обычные иголки
• Растительное масло
• Компас Опыт с булавкой
Опыт с иг
олкой по алгоритму Сравнение опытов с компасом
2 «Необычная картина»
Стр 152 1. Познакомить детей с действием магнитных сил. Использовать знания для создания картины.
2. Продолжать учить делать выводы.
3. Воспитывать любознательность, коммуникативные навыки. • Магниты разной формы
• металлические опилки
• парафин
• ситечко
• свеча
• две пластины из стекла Опыт по алгоритму
Создание необычной картины Создание картины
3 «Далеко-близко»
Стр 160 1. Познакомить с тем, как удалённость от Солнца влияет на температуру воздуха
2. Поощрять выдвижение гипотез. Развивать умения сравнивать, делать выводы.
3. Развивать умение договариваться друг с другом. Воспитывать любознательность. • Два термометра
• Настольная лампа
• Длинная линейка (метр) Опыт с настольной лампой на определение температуры нагревания
Обсуждение удалённости планет и их получение солнечной энергии Дополнить страничку альбома
«Что я узнал нового о космосе»
4 «Чем ближе-тем быстрее»
Стр 167
1. Формировать представления о расстоянии Земли до солнца. Как оно влияет на время вращения планеты вокруг него.
2. Развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний.
3. Воспитывать коммуникативные навыки.
• Настольная лампа
• Пластилин
• Длинная линейка (метр) Опыт с пластилиновыми шариками. Дополнить страничку альбома
«Что я узнал нового о космосе»
Май
1 «Вырастим семена»
Стр 154
1. Закрепит знания о растениях и воздухе. Познакомить с новым свойством воздуха (расширением)
2. Учить понимать цикл развития растения (Семя, росток, растение, цветок. Плод. Семя)
3. Воспитывать бережное отношение к природе. • Карточки «Цикл развития растения»
• Стаканчики с мыльным раствором
• Трубочки
• Семена
• Стаканчики с землёй
• Лейки с водой
• Спички
• Свеча
• Банка с водой Проблемная ситуация «Помощь в лаборатории»
Опыт с семенами
Опыт с обнаружением углекислого газа
Опыт на расширением и сжатием воздуха Создание журнала
«Наблюдение за бобом»
2 «Лес-защитник»
Стр 131
(на улице в ветреную погоду)
1. Способствовать уточнению представлений о защитной роли леса.
2. Развивать умения сравнивать. Делать выводы. Обогащать словарный запас.
3. Воспитывать аккуратность. • Макет «Солнце-Земля»
• Вентилятор*
• Мелкие кусочки бумаги
• 2 подноса: большой и маленький
• Ёмкость для воды
• В баночках почва
• Листья
• Веточки
• Трава
• Лейка
• Поддон с почвой Опыт с ветром
Опыт с размыванием почвы
Задание на поиск информации «Лес-лекарь» Составление схемы «Образование оврагов»
Оформление альбома
«Лес-лекарь»