Надежда Яковлева
Перспективный план кружковой работы по ФЭМП с детьми старшего и подготовительного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план кружковой работы по ФЭМП с детьми старшего и подготовительного возраста
СЕНТЯБРЬ
1) «Помоги Чебурашке»,
Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать
наблюдательность, внимание, память.
Развивающая среда: набор логических блоков; игрушка «Чебурашка».
2) «Лабиринт".
Цель: Учить детей «читать» знаки-символы (признаки геометрических фигур
- цвет, размер, форма, выбирать необходимый блок из нескольких. Развивать
практически-действенное мышление.
Развивающая среда: лабиринт-из белых склеенных полосок бумаги, домик
Публикация «Перспективный план кружковой работы по ФЭМП с детьми старшего и подготовительного возраста» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
с любимыми игрушками, набор блоков, карточки с кодами геометрических фигур
(цвет и форма).
3) «С двумя обручами»
Цель: Дать представление понятия отрицания некоторого свойства
геометрической фигуры с помощью частицы «НЕ». Упражнять в умении
классифицировать блоки по двум свойствам.
Развивающая среда: два обруча, набор блоков, кодовые карточки (в том
числе и с отрицанием кода).
4) «Змейка»
Цель: Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять
понятия «один» и «много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать
словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине.
Развивающая среда: Цветные счетные палочки: для половины детей по 4
розовые, для остальных по 4 голубые.
«У кого больше»
Цель: Закреплять название гeометрической фигуры «треугольник». Учить
составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать
воображение.
Развивающая среда: Цветные счетные палочки: для половины детей по 3
желтые, для остальных по 3 красные.
ОКТЯБРЬ
1) «Разложи пропущенные фигуры»
Цель: Учить осуществлять зрительно- мыслительный анализ способа разложения фигур. Закрепить представления о свойствах геометрических фигур.
Развивающая среда: набор блоков, таблицы с изображением геометрических фигур разных комбинаций.
«Назови соседей»
Цель: Закреплять умение описывать геометрическую фигуру
определенного цвета, формы, размера.
Развивающая среда: карточки с изображением геометрических фигур
разного цвета, размера, формы.
«На полянке»
Цель: Дать представление о множестве, обратить внимание детей на свойства геометрических фигур. Научить делить множества на подмножества,опираясь на определенный признак предмета. Развивать наблюдательность, логическое
мышление.
Развивающая среда: набор блоков, разноцветные бумажные цветы
(диаметром 15 см, шапочки для детей с изображением пчелок.
2) «Найди меня»
Цель: Развивать умение читать кодовой обозначение геометрических фигур и
находить соответствующий блок.
Развивающая среда: набор блоков, три экземпляра кодовых карточек «2-с
обычным кодом, 1-с кодом отрицания).
3) «Вырастим цветы»
Цель: Развивать творческое и пространственное воображение, логику
мышления и действий. Развивать конструктивные способности, упражнять в
представлении из частей целого. Закрепить знание цифр от 1 до 10. Упражнять в умении "читать" кодовое обозначение блоков.
Развивающая среда: набор блоков, три игровых светло-зеленых листа с
написанными в определенной последовательности цифрами; шапочка зайца,
корзинка.
4)«Разноцветные вагончики»
Цель: Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить
работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком
поезде больше вагонов, без счета («столько- сколько», «поровну»)
Развивающая среда: цветные палочки: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая (на
каждого ребенка).
НОЯБРЬ
1)
«Волшебное дерево»
Цель: Развивать представление детей о символическом изображении
предметов. Развивать умение классифицировать блоки по трем признакам и
умение выделять основные признаки. Развивать пространственное представление,логическое и образное мышление.
Развивающая среда: наглядность с изображением дерева без листьев,
обозначен цвет веток, на ветках изображены символы фигур-листьев, набор
блоков.
2)«Олимпийские кольца»
Цель: Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам.
Находить область пересечения двух плоскостей. Развивать пространственное
представление, логическое и образное мышление.
Развивающая среда: набор блоков, игровые таблицы с шестью попарно
пересекающимися областями (можно использовать обручи).
3)«Украшаем елочку мы в просторном доме»
Цель: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и
находить соответствующий блок. Развивать мелкую моторику рук (при
изготовлении аппликации).
Развивающая среда: набор блоков, кодовые карточки, бумага цветная,
ножницы, клей.
4)«Столбики»
Цель: Учить детей классифицировать предметы по высоте, в сравнении
называть, какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте». Развивать мелкую
моторику.
Развивающая среда: цветные счетные палочки: красные и голубые; карточка.
«Сушим полотенца»
Цель: Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между
предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать
результаты сравнения словами (длиннее-короче, равные по длине).
Развивающая среда: цветные палочки; 1 коричневая, 5 желтых, 5 красных.
(на каждого ребенка).
ДЕКАБРЬ
1) «Улитка»
Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам : цвету и форме.
Развивающая среда: игровое поле с изображением спирали,набор блоков,цветные карандаши.
2)«Неделька»
Цель: Закрепить знание геометрических фигур, а также умение ориентироваться во времени: знание дней недели и их последовательность.
Развивать внимание, память, мышление.
Развивающая среда: набор блоков из семи геометрических фигур,четырнадцати и двадцати одной геометрической фигуры.
3) «Игры е обручами. С двумя обручами»
Цель: Формирование операции классификации блоков по двум признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с обручами.
Развитие логического мышления, внимания.
Развивающая среда: логические блоки Дьенеша, обручи.
4)«Числа 1 и 2»
Цель: Учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать результат
сравнения. Познакомить с образованием числа 2 и цифрами I и 2.
Развивающая среда: для воспитателя: магнитная доска; 2 белых квадрата
10°10; розовая полоска 20°10 см ; цифры 1 и 2. Для детей цветные счетные
палочки- 3 белые и 3 розовые; цифры 1 и 2; карточка.
«Строительство домов»
Цель: Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины,
сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете;B в различении
количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы; «Сколько?
Который по счету?»
Развивающая среда: цветные счетные палочки: 3 белые, 6 голубых, 6
красных, 4 розовые и 2 желтые; карточка.
ЯНВАРЬ
1) «Игры с тремя обручами»
Цель: Формирование операции классификации блоков по трем признакам с
использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с
обручами. Развитие логического мышления, внимания.
Развивающая среда: логические блоки Дьенеша, обручи.
2) «Рассели жильцов»
Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические
фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в
пространстве, внимание, логическое мышление.
Развивающая среда: набор блоков, изображенный на ватмане многоэтажный
дом.
3) «Мишка», Бабочка».
Цель: Развивать умение составлять предмет из частей, закреплять
представления целого и части. Развивать ориентировку в пространстве, мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление.
Развивающая среда: наборы блоков, карточки с кодами.
4) «Число З»
Цель: Познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей цифрой;
учить называть по порядку числительные от 1 до 3; упражнять в ориентировке в пространстве.
Развивающая среда: для воспитателя: 3 белых квадрата 10°10 см; розовая
полоска 20*10 см, голубая полоска 30*10 см; цифры. Для детей: цветные счетные палочки - 4 белые, 1- розовая, 1 голубая; цифры от 1 до 3.
«Треугольники»
Цель: Учить детей составлять треугольники из палочек разной длины.
Упражнять в счете в пределах 3. Учить различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Сколько? Который?» Учить ориентироваться в пространстве («слева», «справа», «перед», «за»).
Развивающая среда: цветные палочки: 3 красные, 3 желтые и 3 голубые.
ФЕВРАЛЬ
1)«Волшебные ступеньки» Цель: Продолжать учить детей определять на ощупь геометрические тела: куб,шар, конус,цилиндр; структурную поверхность тел: гладкие и шершавые. Количественный и порядковый счет,счет на слух. Закреплять умение определять признаки геометрических фигур с помощью кодов. Кодирование блоков и раскодирование - описание фигур с помощью кодов. Закреплять понятия "тяжелый- легкий".Развитие мелкой моторики рук.
Развивающая среда: набор блоков Дьенеша, кодовые карточки, мягкие игрушки- зверята,дом со ступеньками, набор геометрических тел: куб,шар,цилиндр,конус с разной структурной поверхностью,кубики пластмассовые "шуршалки- шумелки", изображения различных предметов, спускающихся на парашютах.
2) " В гостях у друзей" Цель: Закрепить понятие соотношения количества предметов с цифрой, обозначающей это количество. Счет количественный и порядковый, соседи числа. Задачи на увеличение и уменьшение числа. Классификация блоков Дьнеша по двум, трем признакам с помощью кодового обозначения признака. Составление изображения предмета с помощью блоков, закодированных образно- ассоциативными кодами, описание блока с этими кодами. Формирование понятий "легкий-тяжелый" путем экспериментального наблюдения, проведения опыта.
Развивающая среда: карточки с изображением животных от 1 до 10, цифры
для цифрового ряда, наборы блоков Дьенеша для каждого ребенка, таблицы с
изображением признаков блоков, блоки для изображения предметов, карточки с кодами, таз с водой, предметы: деревянный кубик, резиновый маленький мяч,стеклянная рыбка, пластилиновый шар, пластмассовый шар, стрелки с номерами,4 пакета, содержащие вещества, имеющие запах валерьянки, духов, сосны, aпельсинов.
3)«Рамка для картины»
Цель: Учить детей строить прямоугольников в соответствии с размерами
придуманной картины. Формировать знания о пространственных отношениях.
Развивать творческую фантазию.
Развивающая среда: цветные счетные палочки в пределах 4; 4 синие
палочки.
4) «Разноцветные флажки»
Цель: Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете, умении
отвечать на вопросы «Сколько? Который по счету?»
Развивающая среда: карточка; цветные счетные палочки; 2 бордовые, 10
голубых, 10 красных.
МАРТ
1) «С двумя обручами»
Цель: Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью
частицы «НЕ» классификация по двум свойствам.
Развивающая среда: два обруча, комплект «Фигуры», карточки с символами.
2) «Лабиринт»
Цель: Учить детей «читать», описывать и находить по описанию
геометрические фигуры с помощью знаков, использовать знаки отрицания.
Деление множества геометрических фигур по признакам подмножества.
Развивающая среда: лабиринт из белой бумаги, домик с заколдованными
зверюшками, зайчик, схемы деления на подмножества, знаки для описания фигур,набор геометрических фигур.
3) «Бусы»
Цель: Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы
предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами
результат сравнения (больше, меньше, столько-сколько).
Развивающая среда: цветные счетные палочки: белые, розовые, голубые;
карточка.
«Зайка»
Цель: закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте; обозначать
словами результат сравнения.
Развивающая среда: карточка; цветные счетные палочки;B 4 белые, 4
красные, 4 бордовые, 4 голубые, 1 коричневая и 2 розовые.
4)«Число 4»
Цель: Познакомить детей с образованием числа четыре и цифрой четыре;
учить считать в пределах четырех; закреплять умение различать количественный счет от порядкового.
Развивающая среда: для воспитателя: цифры. Для детей: цветные счетные
палочки в пределах 4; цифры; карточка.
«Елка»
Цель: Упражнять детей в определении длины предмета, используя прием
наложения; закреплять умение пользоваться словами: длиннее-короче, самая
короткая; развивать представления об эталонах цвета.
Развивающая среда: цветные счетные палочки: 1 коричневая, 1 оранжевая, 2
фиолетовые, 2 желтые, 2 красные, 2 голубые, 2 розовые, карточка с изображением елки.
АПРЕЛЬ
1) «Путешествие по волшебной стране» Цель: упражнять в узнавании геометрических фигур по логическим блокам Дьенеша,в группировке по их размеру,форме,цвету и толщине. Учить детей делать простейшие выводы, логические умозаключения, активизировать словарный запас за счет пословиц, поговорок, стихов. Развивать умение слушать
и слышать вопрос. Формировать доброе отношение друг к другу.
Развивающая среда: конверт с телеграммой, логические блоки Дьенеша,
игрушка Винни Пух, карточка с пословицами и поговорками.
2) «Прямоугольник и квадрат»
Цель: Сформировать у детей представления о существенных признаках
прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые,они могли бы распознать эти фигуры,развивать умения наблюдать и сравнивать, продолжать закреплять умение группировать блоки по различным признакам: форме,размеру,толщине,цвету.
Развивающая среда: блоки Дьенеша, геометрические фигуры для
иллюстрирования геометрической сказки.
3) «Число 5»
Цель: Познакомить детей с образованием числа пять и цифрой 5; учить
называть числительные по порядку. Закрепить умение различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
Развивающая среда: для воспитателя: цифры в пределах 5. Для детей цифры
до 5; цветные счетные палочки в пределах 5.
«Скворечник»
Цель: Закреплять знание чисел в пределах 5; умение сравнивать предметы по
длине; преобразовывать конструкцию предмета.
Развивающая среда: карточка; цветные счетные палочки: 2 желтые, 2
красные, 2 голубые, 1 черная и 1 белая.
4) «Дачный поселок»
Цель: Учить детей сравнивать предметы по высоте с помощью условной
мерки; закреплять умение ориентироваться в пространстве, используя слова-
слева, справа, выше, ниже, далеко, близко.
Развивающая среда: цветные счетные палочки; карточка.
«Кастрюльки»
Цель: Учить детей воспроизводить сходство модели с реальным предметом. Упражнять в счете в пределах 5, умении находить одинаковые по величине предметы.
МАЙ
1) «Сюрприз»
Цель: Закреплять счет от одного до десяти и формировать представление о
смежных числах; классифицировать, решать логические задачи. Развивать логику, речь детей.
Развивающая среда: карточки с цифрами, обручи, блоки Дьенеша, палочки
Кюизенера, листы в клетку.
2) «Веселые приключения»
Цель: Развивать логическое мышление детей на основе геометрических фигур
- блоков Дьенеша. Продолжать развивать умение детей различать геометрические фигуры по величине, форме, цвету и толщине. Упражнять в умении систематизировать геометрические фигуры по их признакам. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, развивать мелкую моторику рук.
Развивающая среда: набор логических блоков, кодовые карточки,
разноцветные полоски бумаги, большие и маленькие ворота
3) «Слоненок»
Цель: Развивать умение детей создавать образ слоненка, конструируя его из
заданных палочек; сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее-короче, равные по длине); ориентироваться в пространстве. Развивать воображение.
Развивающая среда: цветные счетные палочки: 2 белые, 1 красная, 4
розовые, 1 голубая, 3 желтые; карточка.
4) «Море волнуется»
Цель: Закреплять умение детей следовать заданному алгоритму; точно
выполнять словесную инструкцию; закреплять навыки измерительной
деятельности.
Развивающая среда: карточка, набор счетных палочек.
ЛИТЕРАТУРА
Панова Е. Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ» (старший возраст)
Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
Кюизенера, для работы с детьми 3-7 лет. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011