Юлия Савельева
ОБЖ. Перспективный план кружка «Школа Аркадия Паровозова» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Безопасность – это «. состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (Ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446—I
«О безопасности»).
В современном мире никто не застрахован ни от катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка может стать небезопасной для него. Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на Земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на улицах городов, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, а также - в связи с последними событиями, происходящими в мире – еще и антитеррористическая безопасность.
Публикация «ОБЖ, Перспективный план кружка „Школа Аркадия Паровозова“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Планы, тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач: 1. Идентификация опасности, т. е., распознавание опасности и ее источников. 2. Разработка предупредительных мер.
3. Ликвидация возможных последствий.
Таким образом, формула безопасности для детей гласит:
Надо видеть, предвидеть, учесть
По возможности - избежать,
Если нужно - на помощь позвать!
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Поведение людей в опасных ситуациях различно.
В литературе выделяют факторы, обеспечивающие безопасное поведение человека:
1. биологический фактор, вытекающий из природных свойств человека и проявляющийся в бессознательной регуляции поведения (безусловные и условные рефлексы);
2. индивидуальные особенности психических функций человека (тип нервной системы, внимание, мышление, восприятие, координация движений, эмоциональная устойчивость);
3. текущее физическое и психическое состояние;
4. обученность и опыт.
От них в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде. Необходимо выделять такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим необходимо больше внимания уделять организации различных видов деятельности по приобретению детьми опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни. П. Лич, П. Статмэн в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что дети любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.
Система и последовательность работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников можно представить тематическими блоками:
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ:
1. БЛОК безопасность на дорогах
2. БЛОК безопасное поведение в природе
3. БЛОК безопасность собственной жизнедеятельности
Выделяют следующие цели:
1. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение образовательных задач:
- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
2. Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение образовательных задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Реализация данных целей и задач осуществляется с учетом следующих основных принципов:
-системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное);
- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
- включение в деятельность (игровую, познавательную, экспериментальную и другие);
- наглядность;
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование;
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток;
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации гостиных, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Целевые ориентиры по формированию основ безопасности детей от 3 до 4 лет.
Безопасное поведение в природе. Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
Безопасность на дорогах. Расширять ориентировку в окружающем пространстве. Знакомить детей с правилами дорожного движения. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора.
Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого). Знакомить с работой водителя.
Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.).
Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку).
Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот). Развивать умение обращаться за помощью к взрослым.
Формировать навыки безопасного поведения в играх с песком, водой и тд.
Содержание диагностики.
Опасности собственной жизнедеятельности:
1. Опасности контактов с незнакомыми людьми.
Представь, что ты остался один дома и в дверь позвонили тебе незнакомые люди. Что ты будешь делать? Представь, что ты гуляешь во дворе и к тебе подходит незнакомая женщина (мужчина, угощает тебя конфетами и предлагает пойти с ней домой и посмотреть на ее красивых котят, которые родились у ее кошки. Что ты будешь делать? Как ты думаешь, можно ли детям гулять одним далеко от дома – в лесу, парке? Почему? Представь, что ты пошел с мамой в магазин и случайно потерялся. Что ты будешь делать? Знаешь ли ты свой домашний адрес? Назови его. У тебя дома есть телефон. Представь, что мама пошла в магазин, папа на работе, а ты один дома. Вдруг зазвонил телефон, ты поднимаешь трубку, и незнакомый голос спрашивает твоих родителей. Что ты будешь делать? Как ты думаешь, нужно ли рассказывать родителям о том, что с тобой случилось? Почему?
2. Опасности в быту.
Все предметы, которые есть у тебя дома, - наши помощники. А могут ли они стать опасными? Какие из предметов могут стать опасными, если с ними неправильно обращаться? Какие правила нужно соблюдать, чтобы не случилось беды? Почему детям запрещают играть спичками, зажигалками? Где дома можно упасть и получить травму? Что ты будешь делать, если порежешься, ударишься рукой, головой, обожжешься? К кому ты обратишься за помощью? Один мальчик съел бабушкины таблетки, и у него заболел живот, что ему делать?
Опасности на улице.
Стимульный материал: светофор, дорожные знаки. Для чего предназначена улица? Где люди могут переходить проезжую часть? Что означают цвета светофора? Кто следит за порядком на дороге? Какие дорожные знаки ты знаешь? Что они обозначают? Какие правила нужно соблюдать при переходе проезжей части? Где можно и где нельзя играть, кататься на велосипеде? Представь, что ты с родителями едешь на автобусе. Какие правила надо соблюдать в общественном транспорте? Что ты будешь делать, если потеряешься на улице? К кому обратишься за помощью?
Опасности в природе.
Ходил ли ты когда – нибудь в лес? Какие опасности могут быть в лесу? Что нельзя есть в лесу, чтоб не отравиться? Ходил ли ты на речку летом? Зимой? Ты умеешь плавать? С кем ты купался? Можно ли детям зимой ходить по льду на реке? Почему? Что ты будешь делать, если порежешься? Обожжешься? Ударишься? Укусит собака? Увидишь, что кто-то тонет?
Критерии оценки
Высокий 3бала - ребенок может найти правильный выход из сложившейся ситуации и обосновать его, легко отвечает на вопросы, имеет полные, точные представления об источниках опасности и мерах предосторожности, понимает и аргументирует значимость их соблюдения (ответы ребенка правильные и полные).
Средний 2 балла – ребенок может найти правильный выход из сложной ситуации, но не уверен в нем, называет половину объектов опасности и объясняет необходимость соблюдение отдельных мер предосторожности (в основном ребенок свое поведение соотносит с соблюдением запретов). Низкий 1 балл – ребенок затрудняется отвечать на вопросы или отвечает односложно, не различает опасности, не знает мер предосторожности и действий в случае опасности.
Перспективный план работы по безопасности
во 2 младшей группе 2017 – 2018 г.
Сентябрь
1. Конспект «Безопасность в быту»
2. Конспект «Безопасность колобка»
3. Прогулка «Грибная страна»
4. Чтение сказки «Советы лесной мышки»
5. Родительское собрание «Безопасность детей младшего дошкольного возраста»
Октябрь
1. Конспект «Путешествие на поезде к Нюше»
2. Конспект «Пешеходный переход»
3. Экскурсия «Пешеходный переход»
4. Беседа «Мы пешеходы»
5. Рекомендации для родителей «Правила поведения на тротуаре»
Ноябрь
1. Конспект «Азбука Безопасности со смешариками»
2. Конспект «Улица нашего города»
3. Прогулка «Осторожно лёд»
4. Чтение С. Михалков «Моя Улица»
5. Рекомендации для родителей «По формированию навыков поведения на улицах».
Декабрь
1. Конспект «Водичка – водичка»
2. Конспект «поможем Хрюше быть здоровым»
3. Беседа «Правила Безопасного Поведения во время зимних каникул»
4. Чтение сказки «Волшебные вороны»
5. Инструктаж для родителей «О безопасности детей во время каникул»
Январь
1. Конспект «Маша в гостях у ребят»
2. Конспект «Тили -бом зазвони кошкин Дом»
3. Правила «Безопасность дома»
4. Чтение сказки «Пожар в лесу»
5. Родительское собрание «Безопасный отдых в зимний период»
Февраль
1. Конспект «Школа Аркадия Поровозова»
2. Конспект «Безопасная Улица»
3. «Безопасная прогулка по улице от детского сада до остановки»
4. Беседа «Как переходить улицу»
5. Рекомендации родителям по ПДД
Март
1. Конспект «О правилах пожарной безопасности»
2. Конспект «Спичка невеличка»
3. Чтение Р. Бабина «Занимательная Азбука»
4. Экскурсия к пожарному щиту
5. Папка передвижка «Пожарная безопасность в детском саду и дома»
Апрель
1. Конспект «Пожар в квартире»
2. Конспект (рисование) «Пожар»
3. Прогулка «На нашей Улице»
4. Беседа «Движение пешеходов по улицам и дрогам»
5. Консультация для родителей «Основы Безопасности жизнидеятельности»
Май
1. Конспект «Путешествие в страну безопасности»
2. Конспект «Огонь друг или враг»
3. «Безопасные прогулки»
4. Чтение сказки «Золотая рыбка»
5. Общие рекомендации для родителей.
Перечень литературных источников.
1. Авдеева Н. Н., Стёркина Р. Б. «Безопасность». - СПб. : «Детство - Пресс», 2004. – 144 с.
2. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М. : «Просвещение», 2000, издание 2, – 94 с.
3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Твоя безопасность. - М. : «Просвещение», 2000, 2-е издание, – 48 с.
4. Веракса Н. Е. и др. Познавательное развитие. – М. : Мозаика-синтез, 2014. 5. Извекова Н. А., Медведева А. Ф. Занятия по правилам дорожного движения. - М. : ООО «ТЦ Сфера», 2009 – 64 с.
6. Козловская Е. А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. - М. : «Издательский Дом Третий Рим», 2008 – 55 с.
7. Комарова Л. Г. Строим из лего. - М. : ООО «Линко - Пресс», 2001 – 89 с.
8. Нестеренко А. А. Страна загадок. – Ростов н/Д. : Изд – во Рост. Ун-та, 1991. 9. Рублях В. Э. Правила дорожного движения. - М. : «Просвещение», 1984, издание 9 – 48 с.
10. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. - М. : «Просвещение», 1989 – 64 с. 11. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук. - М. : ООО «ТЦ Сфера», 2009, издание 2 – 64 с.
12. Шурыгина Т. А. Осторожные сказки. - М. : «Книголюб», 2002 – 80с.