Елена Цветкова
Перспективный план кружка по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план кружка "Посиделки"по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры
Октябрь
«Милости просим, гости дорогие!»
Программное содержание:
- познакомить с устройством русской избы, предметами крестьянского быта;
- учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;
- способствовать развитию речи;
- воспитывать интерес и уважение к русской культуре.
Публикация «Перспективный план кружка по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» июнь 2024
Словарная работа: печь, ухват, чугунок, бабий кут, красный угол, светец, рукомой
Октябрь
«Что летом родится – зимой пригодится"
Программное содержание:
- знакомить с характерными приметами осени, связанными с этим народными обычаями, продолжать знакомить с народным праздником Покров;
- учить сортировать корнеплоды и наземные плоды;
- способствовать развитию речи;
- воспитывать интерес и уважение к русской культуре, традиционным русским праздникам.
Словарная работа: корыто, тяпка, «Покров – натопи хату без дров», «вершки», «корешки»
Материалы: Предметы крестьянского быта, деревянное корытце и тяпка для рубки капусты, карточки для дидактической игры «Вершки и корешки»
Ноябрь
«Знаешь ли ты сказки?»
Программное содержание:
- знакомить с русскими народными сказками, улавливать их поучительный смысл;
- учить узнавать знакомые тексты русских народных сказок;
- учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;
- способствовать развитию речи;
Словарная работа: сказки русского народа, названия русских народных сказок Материалы: Иллюстрации с героями русских народных сказок, куклы-герои сказок, подборка вопросов к сказочной викторине, подборка аудиозаписей
Ноябрь
«Предметы крестьянского быта и убранство русской избы»
Программное содержание:
- продолжать знакомить с устройством русской избы, предметами крестьянского быта;
- учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;
- способствовать развитию речи;
- воспитывать интерес и уважение к русской культуре.
Словарная работа: печь, ухват, чугунок, бабий кут, красный угол, светец, рукомой, люлька, вёдра, коромысло
Материалы: Предметы крестьянского быта, карточки для дидактической игры «Вчера и сегодня»
Декабрь
«Как мы домового искали»
Программное содержание:
- познакомить детей с народным обычаем существования в доме домового;
- познакомить с домовым в избе – Кузей;
- знакомить с элементами русского народного костюма;
- способствовать развитию речи;
- воспитывать интерес и уважение к русской культуре.
Словарная работа: домовой, малечина-калечина, рубаха, порты, пояс, сарафан, лапти
Материалы: Предметы крестьянского быта, кукла домового Кузи, русские народные костюмы для детей, угощение для детей, подборка аудиозаписей с русскими народными песнями
Декабрь
«С Новым Годом, со всем родом!»
Программное содержание:
- знакомство с традициями празднования Нового Года и Рождества на Руси, уточнить знания детей о колядках и колядовщиках;
- способствовать развитию речи с помощью разучивания колядок;
- воспитывать интерес и уважение к русской культуре, традиционным русским праздникам.
Словарная работа: колядки, колядовщики, мехоноша
Материалы:Тексты колядок, варианты масок, костюмов для колядовщиков
Январь
«Пришла Коляда накануне Рождества!»
Программное содержание:
- продолжать знакомство с традициями празднования Рождества на Руси, уточнить знания детей о колядках и колядовщиках, роли мехоноши;
- способствовать развитию речи с помощью пропевания колядок, живого общения с «хозяевами» других групп;
- воспитывать интерес и уважение к русской культуре, традиционным русским праздникам.
Словарная работа: колядки, колядовщики, мехоноша
Материалы: Маски, костюмы для пения колядок, угощение для колядовщиков, поделки с групп, мешок для мехоноши
Январь
«Гуляй да присматривайся»
Программное содержание:
- знакомить с характерными приметами зимы, связанными с этим народными обычаями, пословицами, поговорками;
- способствовать развитию речи на основе знакомства с пословицами, поговорками, заучиванием заклички «Ой, мороз, мороз!»;
- воспитывать интерес и уважение к русской культуре.
Словарная работа: пословицы и поговорки о зиме
Материалы: Текст сказки «Морозко», заклички «Ой, мороз, мороз!», подборка пословиц поговорок, аудиозаписей о зиме
Январь
«Деревенька моя»
Программное содержание:
- познакомить с постройкой русской избы, её особенностями;
- учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;
- развивать усидчивость, фантазию при изготовлении собственных избушек;
- способствовать развитию речи;
- воспитывать интерес и уважение к русской культуре.
Словарная работа: сруб, наличники, причелины, полотенца
Материалы:Макет русской избы, схема русской избы с добавлением деталей, материалы, необходимые для изготовления поделок-избушек
Февраль
«Откуда рубашка пришла»
Программное содержание:
- знакомить детей с растением лён, с обработкой льна для изготовления волокна, дать знания о том, как из льняных волокон изготавливается полотно, шьётся рубаха;
- способствовать развитию речи;
- воспитывать интерес и уважение к русской культуре, трудовой деятельности русского народа.
Словарная работа:лён, мялка, чесалка, волокно, полотно
Материалы: Стебли, коробочки и волокна льна, мялка для льна, льняная, ситцевая, хлопчатая материя, иллюстрации по теме обработка льна
Февраль
«Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна»
Программное содержание:
- познакомить детей с видом рукоделия – умение прясть на прялке;
-дать знания о частях прялки, их функциях, использовании веретена;
- способствовать развитию речи;
- воспитывать интерес и уважение к русской культуре, трудовой деятельности русского народа.
Словарная работа: прялка, веретено, донце, столбик, лопатка, пряжа
Материалы: Прялка, пряжа, веретено, текст сказки «Золотое веретено»
Март
«Весна,весна, поди сюда!»
Программное содержание:
- знакомить с характерными приметами весны, связанными с этим народными обычаями, пословицами, поговорками;
- способствовать развитию речи на основе знакомства с пословицами, поговорками, заучиванием заклички «Весна, весна, поди сюда!»;
- воспитывать интерес и уважение к русской культуре.
Словарная работа: пословицы и поговорки о весне
Материалы: Текст заклички «Весна, весна, поди сюда!», подборка пословиц поговорок, аудиозаписей о весне
Март
«Широкая масленица»
Программное содержание:
- знакомить с днями Масляной недели, характерными особенностями этого праздника, связанными с этим народными обычаями, пословицами, поговорками;
- способствовать развитию речи на основе знакомства с пословицами, поговорками, заучиванием заклички «Масленица - кривошейка»;
- воспитывать интерес и уважение к русской культуре, традиционным русским праздникам
Словарная работа: пословицы и поговорки о весне, Масляной неделе
Материалы: Текст заклички «Масленица-кривошейка», подборка пословиц поговорок, аудиозаписей о весне; чучело масленицы, лоскутки по (количеству детей)для сжигания, блины для угощения
Март
«Тайна старого сундука»
Программное содержание:
- знакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида, различиями женского и девичьего костюма, праздничного и рабочего,
традициями хранения;
- учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;
- познакомить с новым способом украшения ткани – набивным;
- способствовать развитию речи;
- воспитывать интерес и уважение к русской культуре.
Словарная работа: порты, рубаха, пояс, лапти, кафтан, сарафан, передник, волюшка, кокошник, венец
Материалы: Предметы крестьянского быта, русские народные костюмы, макет русской семьи в костюмах
Апрель
«И украшает и оберегает»(О вышивке, оберегах, элементах народной символики)
Программное содержание:
-продолжать знакомить с предметами русского народного костюма;
-закреплять знания о вышивке на костюме, как способе украшения и оберега;
-продолжать знакомить с элементами народной символики, учить создавать из них ритмичные рисунки, учить детей читать их;
- учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;
- способствовать развитию речи;
- воспитывать интерес и уважение к русской культуре.
Словарная работа: символика, оберег, вышивка
Материалы: Русские народные костюмы, макет русской семьи в костюмах, элементы народной символики, иллюстрации русских костюмов с элементами символики, заготовки для рисования оберегающей вышивки
Апрель
«Русский народный костюм»
Программное содержание:
- продолжать знакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида;
- учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;
- познакомить с новым способом украшения ткани – набивным;
- способствовать развитию речи;
- воспитывать интерес и уважение к русской культуре.
Словарная работа: кафтан, охабень, телогрея, душегрея, набивной рисунок. Материалы: Сундук с русскими народными костюмами, иллюстрации с изображением русских национальных костюмов, плоскостные куклы «Русская семья» в национальных костюмах, подборка русской народной музыки, инструменты для выполнения набивного рисунка, бумажные заготовки рубах и передников
Май
«Чудеса из железа»
Программное содержание:
-продолжать знакомить детей с ремеслом кузнецов, закреплять знания об устройстве кузни, инструментах кузнецов, процессе ковки, познакомить с различными видами изделий из железа;
-учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;
-развивать фантазию при изображении изделий кузнеца на бумаге;
-способствовать развитию речи посредством расширения словарного запаса;
-воспитывать уважение к труду народа, интерес к русским ремёслам
Словарная работа: кузнец, кузня, мастер, подмастерье, горн, клещи, молот, кувалда, наковальня, подкова
Материалы: Макет кузни, старинные изделия из железа, альбомные листы, материалы для рисования предметов, изготовленных кузнецом
Май
«Небылица в лицах – небывальщина»
Программное содержание:
- продолжать знакомить с жанрами русского фольклора, с новым жанром - небылица;
- учить детей сравнивать, описывать, делать выводы, анализировать небылицы, сочинять собственные небылицы;
- способствовать развитию речи;
- воспитывать интерес и уважение к русской культуре, коллекционированию старинных предметов
Словарная работа:небылица, потешка
Май
«Прощальные посиделки»
Программное содержание:
-закреплять знания детей об устройстве русской избы, предметах крестьянского быта;
-систематизировать знания детей об известных им жанрах русского народного фольклора;
-способствовать развитию речи;
-воспитывать интерес к русской культуре, коллекционированию старинных предметов
Словарная работа: известные детям пословицы, поговорки, заклички, потешки
Материалы:Предметы крестьянского быта, домовёнок Кузя, угощение для детей