Екатерина Смирнова
Перспективное планирование по ознакомлению детей средней группы с зимним сезоном
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Конкретизировать и углубить представления детей о зиме (состояние погоды, характерные осадки, состояние растений); особенности жизни диких животных и птиц в зимний период;
• Устанавливать простейшие связи между условиями зимнего времени года и поведением животных;
• Воспитывать бережное отношение ко всему живому, поощрять стремления заботиться о птицах зимой,
• Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.
Направления деятельности Содержание деятельности Задачи
ООД Тема «Что бывает зимой»
Публикация «Перспективное планирование по ознакомлению детей средней группы с зимним сезоном» размещена в разделах
- Зима. Планирование на зимний период
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
Задачи: уточнить знания детей о зимних явлениях природы»
Тема: «Как зимуют звери»
Задачи: Познакомить с особенностями диких животных, впадающих зимой в спячку, а также с теми, кто ведет активный образ жизни.
Тема: «Почему растаяла Снегурочка?»
Задачи: Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда.
Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед
Тема: «Стайка снегирей на ветках рябины»
Задачи: Расширять представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их.
Тема: «В гости к деду Природоведу» (экологическая тропа зимой).
Задачи: Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.
Наблюдения
Тема: «Наблюдение за синицей» Цель: продолжать вызывать интерес к пернатым;
знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.
Тема: «Наблюдение за погодой» Цель: продолжать формировать представление о сезонном явлении-гололедице; развивать наблюдательность.
Тема: «Наблюдение за березой и рябиной» Цель: формировать знания о жизни растений зимой;
воспитывать бережное отношение к природе.
Тема: «Наблюдение за ветром» Цель: учить определять наличие и направление ветра.
Тема: «Наблюдение за птичьими следами на снегу» Цель: расширять знания о зимующих птицах, узнавать по следу, какой птице он принадлежит;
воспитывать наблюдательность и внимание.
Тема: «Наблюдение за
Вороной» Цель: продолжать знакомить с вороной;
углублять знания о ее обитании, внешнем виде, питании, размножении;
воспитывать гуманные чувства к птицам, желание заботиться о них.
Тема: «Наблюдение за погодой» Цель: продолжать расширять и углублять представления о солнце в зимних условиях; формировать интерес к неживым объектам природы.
Тема: «Наблюдение за рябиной» Цель: продолжать наблюдение за рябиной зимой, рассказать, как сберечь ее от сильных морозов.
Тема: «Наблюдение за снегом» Цель: продолжать формировать представление детей о свойствах снега (белый, холодный, мокрый).
Тема: «Наблюдение за снегопадом» Цель: закреплять знания о сезонном явлении - снегопаде.
Тема: «Наблюдение за снежинками» Цель: продолжать закреплять знания о снежинке, ее свойствах.
Тема: «Наблюдение за трудом дворника» Цель: продолжать знакомство с трудом дворника;
формировать желание приходить на помощь окружающим;
воспитывать чувство уважения к труду взрослых
Тема: «Наблюдение за снегирями» Цель: расширять знания и представления о внешнем виде и повадках снегирей. воспитывать заботу о зимующих птицах.
Тема: «Наблюдение за изменениями на участке детского сада» Цель: научить наблюдать за изменениями вокруг нас.
Беседы Тема: «Признаки зимы» (рассматривание иллюстраций) Цель: закрепить представления о характерных признаках зимы, о состоянии живой и неживой природы.
Тема: «Жизни животных зимой» Цель: продолжать формировать знания детей об их жизни в зимний период; развивать интерес к диким животным (лиса, заяц, белка, медведь).
Тема: «Лес зимой» Цель: Расширить и уточнить представления детей о жизни деревьев, кустов зимой
Тема: «Нелегко птицам зимой» Цель: Уточнить знания детей об особенностях обитания зимующих птиц, закрепить знания, о роли человека в жизни зимующих птиц.
Дидактические игры «Времена года» Задачи: различать изменения природы в разные времена года;
понимать и ценить красоту родной природы.
«Узнай по описанию» Задачи: закрепить представления детей о характерных признаках птиц, животных, деревьях.
"Докажи, что это птица" Задачи: воспитывать умение относить животных, имеющих выделенные признаки к птицам.
«Птички на кормушках» Задачи: Уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются, природоохранительные представления.
«Узнай птицу по описанию» Задачи: воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
«Четвёртый лишний» Задачи: продолжать закреплять знания детей о природе, развивать интерес к жизни птиц, животных, деревьев.
«Кто где живет» Задачи: уточнить и расширить знания детей о животных.
«Когда это бывает?» Задачи: закрепление знаний о временах года, сезонных явлениях.
Экспериментальная деятельность «Тепло – холодно»
Задачи: Определить взаимосвязь сезона и развития растений : действие тепла и холода на растения.
Ход: Дети рассматривают веточки голых деревьев. Выясняют, почему нет листочков (холодно) и как сделать, чтобы они появились (растениям для роста нужно тепло). Вносят веточки в помещение, рассматривают почки, помещают в воду, наблюдают за ростом почек, появлением листьев. Зарисовывают наблюдения в дневнике в сравнении: на участке и в помещении.
«Нужен ли зимой растениям снег?»
Задачи: Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.
Ход: Взрослый предлагает детям выяснить, как чувствуют себя растения под снегом. Выносит две емкости с водой, одну из которых ставит на снег, а другую — под снег на время прогулки. Взрослый проверяет состояние воды в емкостях и спрашивает, почему под снегом вода не замерзла (под снегом тепло); что случится с растениями, если зимой не будет снега.
«Почему тает снег?»
Задачи: Установить зависимость изменений в природе от сезона.
Ход: Взрослый вносит в помещение колобки из снега, размещает их в местах с разной температурой (батарея, подоконник, возле двери, на шкафчике и т. д.). Через некоторое время предлагает детям принести колобки. Выясняет, что произошло с ними и почему некоторых нет совсем (в тепле снег превратился в воду).
«Как звери меняют шубку?»
Задачи: Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.
Ход: Взрослый предлагает детям, подумать, что делать зверям, которым нужны зимой теплые шубки (отрастить новый мех, плотный, тяжелый). Рассматривают старую вылезшую и плотную пушистую шкурку лисы. Выясняют, какую из них лиса могла бы носить летом, какую зимой, откуда зимой появилась пушистая шубка и куда она исчезает летом. Взрослый подводит детей к пониманию того, как звери «развешивают» в лесу зимние шубы (проводит старой шкуркой по коре дерева, на ней остаются волоски).
«Взаимодействие воды и снега»
Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым).
Ход: Взрослый утверждает, что сможет удержать в руках и не пролить воду, затем демонстрирует это с комком снега. Дети рассматривают воду и снег; выявляют их свойства; определяют, потрогав стенки, какая емкость с водой тепле. Взрослый просит детей объяснить, как они узнали, что происходит со снегом в теплой комнате; что произойдет (с водой, снегом, если снег опустить в воду; где снег быстрее растает: в стакане с теплой или с холодной водой.
Трудовая деятельность Постройка из снега столовой для птиц.
(Коллективный труд) Цель: воспитывать желание заботиться о птицах
Уход за комнатными растениями (Трудовые поручения) Цель: закрепить умение полива растений, совершенствование умения самостоятельно ухаживать за комнатными растениями.
Закрепление на ветках деревьев самодельных кормушек. Цель: привлекать детей к подкормке зимующих птиц.
Кормление птичек у кормушки.
(Дежурство) Цель: привлекать детей к подкормке зимующих птиц.
Участие в посадке цветов, в посеве семян в уголке природы.
(Коллективный труд) Цель: формировать навыки посадки (посева, вызвать интерес к совместному труду по выращиванию растений.
Подсыпание снега под деревья.
Трудовые поручения) Цель: учить заботливо относиться к растительному миру. Воспитывать бережное отношение к природе.
Чтение художественной литературы А. Барто «Я знаю, что нужно придумать»
С. Есенин «Поет зима, аукает…»
И. Суриков «Зима»
В. Бианки. «Лес зимой»
Русские народные сказки «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза».
В. Орлов. «Почему медведь зимой спит»
А. Фет. «Мама! глянь-ка из окошка.»
В. Архангельский «Летят пушистые снежинки»
Литературные сказки «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка».
Досуговая деятельность «Путешествие в зимний лес» • Цель: Закреплять представления детей о диких животных, умения называть характерные особенности их внешнего вида, образа жизни, поведения в природе. Расширять знания детей о жизни зимнего леса и зимовье зверей. Воспитывать бережное и заботливое отношение к лесу и его обитателям.