Галина Гусева
Перессказ сказки «Лиса и козел»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи у детей старшей группы «Пересказ сказки лиса и козел»
Программное содержание:
1. Познакомить детей с новым литературным произведением «Лиса и козел»
2. Учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей.
3. Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин, отображающих последовательность событий.
Публикация «Перессказ сказки „Лиса и козел“» размещена в разделах
4. Закреплять у детей умение подбирать к предмету или объекту возможно большее количество определений, расширять и активизировать словарь детей.
5. Совершенствовать навыки словообразования. Закреплять умение образовывать относительные прилагательные.
6. Формировать у детей представление о доброте, честности. Воспитывать отрицательное отношение к хитрости, лживости.
Словарная работа:
Активизировать в речи детей слова из текста сказки : «колодец», «зазевалась», «горюет», «коли хочешь», «насилу», «ложь».
Предварительная работа:
Разбор пословицы
«Речи как мед, а дела как полынь»
Игры-«Перехвали», «Скажи по - другому»
Организационный момент:
«Глаза смотрят и все видят,
Уши слушают и все слышат,
Ноги и руки не мешают, а помогают.
Поднятая рука- это сигнал о том,
Что вы знаете и готовы сказать….
А голова думает…
Сегодня мы познакомимся с новой сказкой и научимся ее пересказывать. Может быть, кому-то эта сказка уже знакома, но мы постараемся найти в ней что – то новое и интересное.
Название сказки вы отгадаете если найдете из предложенных вам картинок «мишени»
Собака, корова, лиса, кошка-лиса, волк, медведь, козел, заяц-козел. (Лиса т. к все слова обозначают домашних животных, а лиса дикое животное. Козел -потому, что все слова обозначают диких животных, а козел – домашнее животное).
Повторите выделенные вами слова- лиса, козел.
Сказка называется «Лиса и козел»
Подготовка к восприятию текста.
Назовите сказки в которых вам встречалась лиса- «Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Лиса и медведь», «Лисичка сестричка и серый волк» и др.
Есть и другие сказки с которыми вам предстоит познакомиться. Ребята давайте нарисуем полный, словесный портрет лисы. Ведь лиса всегда разная. Какая бывает лиса? Хитрая, коварная, злая, добрая, любящая, умная, рыжая, и др. Ребята, а как можно сказать про лису, если у нее длинный хвост? Значит - лиса -какая? Длиннохвостая.
-острый глаз- остроглазая
острый нос – остроносая
пушистый хвост- пушистохвостая
быстрые ноги – быстроногая
Сейчас мы с вами прослушиваем сказку «Лиса и козел» и подумайте, какая же лиса в этой сказке?
Чтение сказки.
Как называется сказка?
Какой показана лиса?
Можно ли сказать, что она хитрая? Почему?
Как лиса обращалась к козлу сначала, а как потом?
Как она его называла?
Какой в сказке козел?
Почему вы думаете,что он такой?
(Ответы детей)
Молодцы, много подобрали слов, нарисовали полный, словесный портрет героев сказки.
Ребята, давайте вспомним, с чего началась сказка?
«Бежала лиса, на ворон зазевалась -и упала в колодец» .
А что такое колодец?
Укрепленная бревнами или досками узкая, глубокая яма откуда черпают воду.
Ребята, объясните как вы понимаете эти выражения из сказки?
«на ворон зазевалась» - загляделась на ворон
«лиса горюет» - печалилась
«коли хочешь» -если захочешь
«вон из колодца» - выйти
«насилу отыскали» - с трудом
Молодцы! Вы правильно объяснили все слова.
Ребята, а если бы вы очутились в сказке, что бы вы услышали (как лиса разговаривала с козлом)
Каким голосом лиса говорила?
(ласковым, нежным, мягким)
Вспомните слова лиса, произнесите их так,чтоб все поняли, что лиса говорит ласково.
«Отдыхаю, голубчик, там на верху жарко, так я сюда забралась»
А как лиса стала разговаривать с козлом потом? .(сердито, громко, грубо, гневно) Вспомните слова лисы, покажите голосом, что лиса сердилась.
«Эй борода ты дурень! И прыгнуть- то не сумел, всю обрызгал.
А теперь девочки повторите слова лисы, когда лиса говорила с козлом – ласково.
А мальчики, повторяют слова лисы, когда лиса говорила сердито.
Молодцы! Смогли показать характер лисы.
А чем закончилась сказка?
«Чуть было не пропал козел с голоду в колодце, насилу-то его да за рога вытащили».
Физ. минутка
Послушайте сказку еще раз, потом вы будите ее рассказывать.
Слушаем внимательно и запоминаем.
Повторное чтение.
Ребята, кто готов рассказать сказку «Лиса и козел»
- Саша у нас будет рассказчиком, Он расскажет нам сказку с помощью картин. Саша будь внимателен, рассказывай по порядку и передай голосом характер лисы (рассказывание сказки с опорой на картинки) .
-А сейчас, ребята, вы будите артистами. Маша будет исполнять роль лисички, а Алеша будет исполнять роль- козла. Маша постарайся передать голос лисы в начале и в конце сказки.
Анализ рассказа
Кто из рассказчиков понравился вам больше? Почему?
Соблюдался ли порядок событий в сказке?
Смогли ли показать голос лисы сначала наши артисты, в конце?
Разбор морали.
Существует поговорка: «Сказка ложь - да в ней намек, добрым молодцам урок»
Как вы понимаете слово- ложь? (неправда)
Значит сказка- это неправда, придуманные события.
А слово намек- указание на что-то плохое или хорошее.
Добрым молодцам урок- совет молодым людям о том, что хорошо, чему учиться, а что плохо, приносят зло, чего делать не стоит.
Не всегда легко отличить хорошее от плохого и сказка этому учит.
Хотим мы быть похожими на героев сказки? Почему? (ответы детей)
Потому что лиса не честная, обманчивая она обманула козла и он чуть не пропал.
А козел недогадливый, глупый, он поверил лисе.
Чему нас научила сказка? Не обманывать. Значит не надо всегда верить.
Мы с вами познакомились с сказкой «Лиса и козел» скажите, подходит ли к этой сказке пословица «Речи как мед, а дела как полынь»? Почему?
Речи -сладкие, а дела – горькие.
Домашние задание
Ребята, а мне жалко козла за то, что он такой доверчивый,, что его обманула лиса. Давайте предупредим его, чтобы в следующий раз он не попал в такую ситуацию, Я приготовила конверты и листочки. Вы их возьмите домой и напишите нашему герою письмо. Давайте придумаем ему имя (….)
Письмо у нас будет начинаться так:
Здравствуй, козел Яша!
Разве ты не знал, что ….