Татьяна Олейник
Педсовет «Социоигровые технологии как средство ознакомления детей дошкольного возраста с современными видами профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Профориентация дошкольников, названная «ранней профориентацией», в настоящее время одно из приоритетных направлений развития образовательной политики государства. Диктует свои условия и технологический прогресс : активная компьютеризация породила целые новые отрасли профессий, и спрос на специалистов, работающих в IT-сфере; возникают и совсем новые профессии.
Публикация «Педсовет „Социоигровые технологии как средство ознакомления детей дошкольного возраста с современными видами профессий“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС дошкольного образования. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
Ранняя профориентация – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия, дети любознательны, при правильном подходе проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества. А так как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте это игра так и поговорим с вами о социоигровых технологиях в ознакомлении детей с современными видами профессий.
Микро-дискуссия «Детская игра в мире профессий»
Уважаемые педагоги! Вчера я вас попросила побеседовать с детьми по вопросам: где работают ваши родители? Что они делают на работе, Кем работают ваши родители? Все ли дети могут ответить на данные вопросы и какие ответы вы получили?
Наша задача педагогов подготовить детей к тому, чтобы они могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде, о профессиях занимают одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.
Больше всего дети дошкольного возраста любят играть. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе.
«Детская игра -_это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок
учится возможности быть капитаном, врачом и. п., учится взаимодействовать с другими, общаться» Александр Григорьевич Асмолов. (психолог, публицист, доктор психологических наук)
А вы, взрослые любите играть? Давайте поиграем.
1. Игра «Что зашифровано». Ведущий предлагает угадать, что зашифровано в словах по первой букве слов: пир, рис, огонь, фрукт, ель, сосулька, слон, ирис, яблоко.
(ПРОФЕССИЯ)
2. Игра «Назови профессию»
1. Как называется профессия корреспондента, который выезжает на место событий, берет интервью, беседует с людьми, анализирует обстоятельства, выделяет самое существенное и дает по телевидению информацию? (Телерепортер)
2. Люди этой профессии наблюдают за птицами в природе, изучают маршруты их перелетов, образ жизни в различных климатических условиях, выводят новые породы птиц. (Орнитолог)
3. Кто готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение медикаментов, комплектует заказы на медикаменты? (Фармацевт)
4. Должностное лицо, которое удостоверяет сделки, оформляет наследные права граждан, договоры, свидетельствует копии документов, юридических актов. нотариус
3. Игра «Ассоциации»
Участники стоят в кругу, передавая с слева - направо, из рук в руки, глядя друг другу в глаза волшебную палочку и при этом ведущий называет профессию, участники предмет, который относится к профессии.
Врач – градусник Экономист- цифры
Учитель – доска, мел Художник - кисти
Строитель – кирпич Логист – транспорт, доставка
Музыкант –ноты. Программист - компьютер
Водитель – руль Робототехник - робот
Продавец - касса Бортпроводник - самолет
Банкир – деньги Дизайнер – комната
Повар– продукты, половник Мерчандайзер - витрина, товар
Швея – игла Визажист – косметика, кисти
Полицейский – оружие Имиджмейкер – одежда, образ
5. Игра «Головоломка»
Коллегам предложено разобраться в словах, в названии которых имеется (скрыта профессия)
РВАЧ = Врач (медработник)
ТЁРКА = актер (театральная и кинематографическая профессия)
КУЛОН = клоун (весёлая цирковая профессия)
МАРЛЯ = маляр («разноцветный рабочий»)
СТАРИНА = санитар (младший медработник)
ВОДОСТОК = скотовод (животноводческая профессия)
6. Игра «Самая, самая…»
1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор.)
2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе.)
3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель.)
4. Самая волосатая (парикмахер.)
5. Самая детская (воспитатель, педиатр, гувернер, учитель.)
6. Самая смешная (клоун, пародист.)
7. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель,
массовик-затейник.)
8. Самая серьезная (врач, пожарный, хирург, полицейский, нотариус, судья, архитектор, сталевар, инженер).
7. Игра «Профессиональный прогноз»
Кем бы могли работать в наши дни?
1. Кощей (банкир) 2. Герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино» кот Матроскин. (Коммерсантом, животноводом, председателем колхоза, фермером., 3. Красная Шапочка. (Социальным работником, волонтером, баба-яга (курьер, администратор гостиницы, Василиса премудрая (учитель, воспитатель)
8. Игра «Кто что делает?»
Косметолог – делает макияж и косметические маски.
Эколог – защищает природу.
Тренер – готовит спортсменов к соревнованиям.
Дизайнер – оформляет помещения.
Комбайнер – убирает в поле пшеницу, рожь.
Игра «Профессии XXI века»
Веб-мастер, маркетолог, фандрайзер, PR- агент, имиджмейкер, лоббист, дизайнер, титестер, менеджер, флорист, дистрибьютер, программист, клерк, провизор, стрингер, маклер, дантист, фармацевт, полицейский, нотариус, репортер, пиротехник.
11. Тренинг «Рука судьбы»
Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.
Для того, чтобы узнать, что лежит в сундучке, нужно сказать волшебные слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок».
На отдельных листочках написаны профессии. Каждый участник выбирает листочек, не глядя, и читает название профессии.
Итак, мы все видим, что случайный выбор профессии не так уж и нравится вам!
Поэтому давайте подумаем, что нужно для хорошего выбора?
Это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.
-Так какие же должны быть условия оптимального выбора
профессии?
Должны выполняться три условия:
Хочу ---мои желания.
Могу---способности и возможности.
Надо---востребованность профессии.
Выводы. Для успешной работы в данном направлении необходимо создать условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей.
Продолжить работу с детьми, родителями (законными представителями) по ознакомлению с современными видами профессий в том числе в области программирования и робототехники. Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели.
Создать дидактические, сюжетно-ролевые игры для ознакомления воспитанников с современными профессиями. Срок: до 28.05.2020г. Ответственные: воспитатели.
И, как результат, нам удастся не только познакомить ребёнка с миром профессий, но и показать значимость и необходимость в жизни человека
ИТ технологии, робототехники…
еще 5-10 лет назад предприятия и представить себе не могли, что будут «охотиться» за ИТ-медиками, биоэтиками и игропрактиками. Рынок труда постоянно меняется. Совсем скоро роботы заменят человека практически во всех популярных видах деятельности. И если вы не хотите связывать жизнь с робототехникой, то какую специальность выбрать, чтобы быть «в тренде»? Ведь менять профессию после 3-4 лет успешного построения карьеры едва ли захочется.
По прогнозам экспертов современные профессии 21 века, которые не утратят актуальности минимум до 2030-го года.
Сегодня в России очевиден переизбыток специалистов гуманитарного профиля : слишком много юристов, психологов, лингвистов и экономистов. Одновременно с этим наблюдается нехватка инженеров, специалистов в области аграрных технологий и медицины.
Наиболее нуждающимися в кадрах сферами являются:
• IT;
• медицина;
• тяжелая промышленность;
• добывающая отрасль;
• коммерческая деятельность.
• инженерия;
• робототехника.
Пл=осмотрев атлас новых профессий, понимаешь какие виды будут актуальны в ближайшие 30 лет.
ТОП-10 самых востребованных
Программист
Маркетолог
Специалист в области кибербезопасности
верситет.
Дизайнер интерфейсов
IT-медик
Специалист по продвижению в поисковых системах
Биоинженер
Менеджер
Косметолог
Оператор дрона (БПЛА)
Решения заседания педагогического совета:
1. Продолжить работу с детьми, родителями (законными представителями) по ознакомлению с современными видами профессий в том числе в области программирования и робототехники. Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели.
2. Создать дидактические, сюжетно-ролевые игры для ознакомления воспитанников с современными профессиями. Срок: до 28.05.2020г. Ответственные: воспитатели.
3. Провести мастер-класс «Создаем интерактивные задания для дошкольников». Срок: до 10.03.2021г. Ответственные: старший воспитатель.
4. Оформить педагогическую копилку интерактивных заданий для детей по ознакомлению с видами профессий. Срок: до 12.04.2021г. Ответственные: воспитатели, старший воспитатель.
5. Разместить интерактивные задания для детей на сайте ДОУ в сети Интернет в разделе «Дистанционное образование». Срок: до 30.04.2021г. Ответственные: старший воспитатель.
6. Разработать и оформить проект для работы с участниками образовательного процесса по ознакомлению с современными профессиями в том числе в области программирования и робототехники. Паспорт проекта представить на итоговом заседании педагогического совета. Срок: до 31.05.2021г. Ответственные: творческая группа по инновационной деятельности.