Приложение МААМ

Педсовет «Речь развиваем — интеллект повышаем»

Ольга Мищишина
Педсовет «Речь развиваем — интеллект повышаем»
▼ Скачать + Заказать документы

Педсовет

«Речь развиваем – интеллект повышаем»

Речь – это канал развития интеллекта….

чем раньше будет усвоен язык, тем легче

и полнее будут усвоены знания.

Н. И. Жинкин

Цель педсовета :

- определить пути совершенствования работы коллектива в данном направлении.

- совершенствование работы в ДОУ по познавательно - речевому развитию детей дошкольного возраста.

План проведения педсовета :

Публикация «Педсовет „Речь развиваем — интеллект повышаем“» размещена в разделах

Теоретическая часть:

1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

2. Основные направления работы по развитию речи дошкольников

3. Использование в работе с детьми современных образовательных технологий.

4. Условия успешного речевого развития

Практическая часть:

1. Деловая игра «Мозговой штурм»

Решение педсовета.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Причины низкого уровня развития речи :

• Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приемы, но не видит ребенка. Не знает уровня развития речи.

• Речевое развитие рассматривается как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.

• Рассматривают развитие речи как подражание и забывают про формирование языковых обобщений.

• Обучение языку идет в лингвистической форме, игнорируют коммуникативные умения, отсюда – отсутствие культуры речи и культуры общения.

• При обучении воспитатели ориентируются на средний уровень развития ребенка и используют фронтальные методы.

• Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно необходимо с детьми заниматься постоянно, систематично.

• Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться до его появления на свет, в перинатальный период.

Основные направления работы по развитию речи дошкольников

O Развитие словаря;

O Воспитание звуковой культуры речи;

O Развитие связной речи : диалогической, монологической;

O Формирование грамматического строя речи:

морфология (изменение слов по родам, числам, падежам); синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений); словообразование;

O Подготовка к обучению грамоте

O Воспитание интереса и любви к художественному слову.

Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития : мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.

Поэтому так важно и необходимо использовать в работе с детьми современные образовательные технологии.

Здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержание хорошего самочувствия детей.

Какие вы знаете? (Физминутки, подвижные игры, динамические паузы, минутки настроения; пальчиковая, дыхательная и артикуляционная гимнастики; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.)

Игровые технологии решают конкретную обучающую задачу посредством игровой деятельности. Какие вы знаете? (Настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр).

Элементы ТРИЗ – технологий в развитии речи дошкольников

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Игры: «Да – Нет-ка», «Цепочка» или «По кругу», «Предложения по цепочке» или «Антилогическое лото», «Тризовский теремок»

Метод наглядного моделирования

Наглядное моделирование это: опорные картинки (Предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок. Их используют для ознакомления с предметами, составления рассказа, рассказа-описания) схемы мнемотаблицы карточки-символы реальные предметы и т. д.

К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.

Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Данный метод помогает развивать :

• ассоциативное мышление;

• зрительную и слуховую память;

• зрительное и слуховое внимание;

• воображение.

Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Мнемотехника незаменима в речевом развитии детей. Еще, К. Д. Ушинский – известный русский педагог, в свое время сказал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Условия успешного речевого развития

В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

• педагоги должны побуждать детей обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

• а также, побуждать детей к речевому общению между собой.

2. Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога.

Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь педагога — четкая, ясная, полная, грамматически правильная. В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Педагоги должны обеспечивать развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

• следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

• наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

• педагоги обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

• помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

• обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

• знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

• учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

• учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Педагоги развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

• поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

• организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Педагоги создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

• стимулируют детей комментировать свою речь;

• упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Педагоги поощряют детское словотворчество.

Деловая игра для воспитателей «Речевое развитие дошкольников»

Цель

Совершенствование работы по речевому развитию дошкольников в ДОУ.

Ход

Распределение по командам.

Разминка: Нужно назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление. А заодно вспомнить, как называется литературное произведение и кто его автор.

• Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку. (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”).

• Несу золотые яйца. (Курочка Ряба из русской народной сказки).

• Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино из сказки “Золотой ключик или Приключения Буратино” А. Н. Толстого).

• Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки К. И. Чуковского).

• Отмою все! (Мойдодыр из произведения К. И. Чуковского).

• Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (“Гуси-лебеди”).

Задания:

1. Перед командами лежат вопросы. Каждая команда по очереди отвечает на вопросы.

Вопросы: 1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста. (обогащение, расширение и активизация словарного запаса; развитие связной речи; формирование навыков образования и употребления грамматических форм; формирование звуковой культуры речи; развитие образной речи)

2 Что мы понимаем под развитием речи ребёнка? (Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи).

3 Каковы задачи словарной работы? (Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей).

4 Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи? ( Работу над морфологией: изменение по родам, числам, падежам; лексикой: образование одного слова на базе другого; синтаксисом: построение простых и сложных предложений.)

5 Что такое диалог и монолог? (диалог - Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией, монолог – речь одного собеседника, обращенная к слушателям).

6 Рассказ – описание – это …. (Текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему).

7 Рассказ – повествование – это … (Рассказ, сюжет которого развёртывается во времени)

8 Какие виды речи вам известны? (Внутренняя – то, что мы произносим в мыслях, не проговаривая вслух и внешняя: диалогическая, монологическая, эгоцентрическая, письменная)

2. . Разработка рекомендаций для родителей: каждая команда получает листок и ручку. В течение двух минут члены команд общаются между собой и составляют памятку для родителей по формированию речи ребёнка. Затем составленные рекомендации зачитываются вслух, обсуждаются.

3. Замените предложения пословицей (кто быстрее).

- Учись всю жизнь (век живи, век учись) .

- Нужно беречь время (делу время, потехе – час) .

- Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье – смолоду) .

- Не болтай (держи язык за зубами) .

- Не торопись, делай всё аккуратно (поспешишь – людей насмешишь; делаю наспех – делаю на смех) .

- Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело – гуляй смело).

4. Рубрика «Говори правильно» (по одному игроку из команды)

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Королева Клара сильно карала

Карла за кражу кораллов!

Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы - вылавировали бы.

5. Ответь на вопрос ребенку.

Педагоги должны ответить на предложенные вопросы так, чтобы было доступно и понятно детям:

1 Что такое этажерка?

2 Что такое наблюдение?

3 Почему коньки так назвали?

4 Почему говорят «дело в шляпе»?

5 Почему говорят «Время истекло»?

6 Почему красный цвет так назвали?

7 Как понять выражение «лубяная избушка»?

8 Почему кровать для младенца называется «люлькой»?

6. Перечислите функции речи старшего дошкольника.

Речь служит для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам, переживаниям.

Речь служит важным источником знаний об окружающем мире, средством их фиксации.

Речь — как область объективных отношений, которые познает ребенок.

Речь — как область удовлетворения деловых, познавательных, личностных потребностей ребенка и т. д.

• Назовите задачи познавательного развития в процессе воспитания патриотических чувств.

Развитие общих познавательных способностей: наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, делать выводы и т. д.

• Воспитание любви к Родине, развитие чувства гордости за свой народ и страну.

• Воспитание доброжелательного отношения к людям других национальностей, элементарной этики межнациональных отношений и т. д.

7. Кроссворд «Развитие речи»

1 Изложение прослушанного произведения (пересказ)

2 Обязательный прием на занятиях по обучению рассказыванию (указание)

3 Сообщение, в котором факты следуют один за одним. (повествование)

4 Связное развернутое изложение какого-либо факта. (рассказ)

5 Литературное произведение для пересказа. (сказка)

6 Тип связной речи. (диалог)

7 Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек. (образец)

8 То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)

9 Прием, используемый ребенком после рассказа для уточнения. (вопрос)

10 Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ)

11 Сообщение о фактах, существующих одновременно (описание)

12 Прием, используемый в сарших группах при пересказе литературного произведения (драматизация)

13 Сообщение о фактах, находящихся в причинно-следственной связи. (рассуждение).

Подведение итогов педсовета. Решение.

Примерное решение педсовета.

Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей :

- пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп, срок в течение учебного года)

- оформить стенды для родителей «Развитие связной речи дошкольника», ответственные педагоги групп срок март месяц).

Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы. (ответственный логопед, ст. воспитатель, посещение занятий в группах)

Публикации по теме:

Фотоотчет «Рисуем пластилином — развиваем речь»Фотоотчет «Рисуем пластилином — развиваем речь» «Удод – птица 2016 года» Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению.

Играем в шашки — развиваем интеллект. Фотоотчёт.Играем в шашки — развиваем интеллект. Фотоотчёт. Играем в шашки – развиваем интеллект. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного.

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.

Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь»Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь» Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу.

Лэпбук «Развиваем речь»Лэпбук «Развиваем речь» Уважаемые педагоги, хочу предложить вашему вниманию лэпбук по развитию речи. Лэпбук – «Развиваем речь» - это функциональная, интерактивная.

Проект «Развивая руки — развиваем речь» Паспорт проекта «Развивая руки – развиваем речь». Автор проекта: воспитатель Хлебородова Светлана Владимировна. Тип проекта: игровой, развивающий.

С пальчиками играем — речь развиваемС пальчиками играем — речь развиваем Массаж кистей и пальцев рук с помощью массажной щётки «Здравствуй правая (левая) рука» Здравствуй, правая рука! Педагог берёт правую.

Тренируем пальчики — развиваем речь. Фотоотчёт.Тренируем пальчики — развиваем речь. Фотоотчёт. Развитие речи является одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста У детей младшего дошкольного возраста развитие речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педсовет «Речь развиваем — интеллект повышаем»
Опубликовано: 2 сентября 2020 в 20:16
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педсовет «Речь развиваем — интеллект повышаем»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мищишина (УИ 544404) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД