Ольга Мищишина
Педсовет «Речь развиваем — интеллект повышаем»
▼ Скачать + Заказать документы
Педсовет
«Речь развиваем – интеллект повышаем»
Речь – это канал развития интеллекта….
чем раньше будет усвоен язык, тем легче
и полнее будут усвоены знания.
Н. И. Жинкин
Цель педсовета :
- определить пути совершенствования работы коллектива в данном направлении.
- совершенствование работы в ДОУ по познавательно - речевому развитию детей дошкольного возраста.
План проведения педсовета :
Публикация «Педсовет „Речь развиваем — интеллект повышаем“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Теоретическая часть:
1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.
2. Основные направления работы по развитию речи дошкольников
3. Использование в работе с детьми современных образовательных технологий.
4. Условия успешного речевого развития
Практическая часть:
1. Деловая игра «Мозговой штурм»
Решение педсовета.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Причины низкого уровня развития речи :
• Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приемы, но не видит ребенка. Не знает уровня развития речи.
• Речевое развитие рассматривается как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.
• Рассматривают развитие речи как подражание и забывают про формирование языковых обобщений.
• Обучение языку идет в лингвистической форме, игнорируют коммуникативные умения, отсюда – отсутствие культуры речи и культуры общения.
• При обучении воспитатели ориентируются на средний уровень развития ребенка и используют фронтальные методы.
• Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно необходимо с детьми заниматься постоянно, систематично.
• Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться до его появления на свет, в перинатальный период.
Основные направления работы по развитию речи дошкольников
O Развитие словаря;
O Воспитание звуковой культуры речи;
O Развитие связной речи : диалогической, монологической;
O Формирование грамматического строя речи:
морфология (изменение слов по родам, числам, падежам); синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений); словообразование;
O Подготовка к обучению грамоте
O Воспитание интереса и любви к художественному слову.
Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития : мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.
Поэтому так важно и необходимо использовать в работе с детьми современные образовательные технологии.
Здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержание хорошего самочувствия детей.
Какие вы знаете? (Физминутки, подвижные игры, динамические паузы, минутки настроения; пальчиковая, дыхательная и артикуляционная гимнастики; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.)
Игровые технологии решают конкретную обучающую задачу посредством игровой деятельности. Какие вы знаете? (Настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр).
Элементы ТРИЗ – технологий в развитии речи дошкольников
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Игры: «Да – Нет-ка», «Цепочка» или «По кругу», «Предложения по цепочке» или «Антилогическое лото», «Тризовский теремок»
Метод наглядного моделирования
Наглядное моделирование это: опорные картинки (Предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок. Их используют для ознакомления с предметами, составления рассказа, рассказа-описания) схемы мнемотаблицы карточки-символы реальные предметы и т. д.
К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.
Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Данный метод помогает развивать :
• ассоциативное мышление;
• зрительную и слуховую память;
• зрительное и слуховое внимание;
• воображение.
Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Мнемотехника незаменима в речевом развитии детей. Еще, К. Д. Ушинский – известный русский педагог, в свое время сказал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Условия успешного речевого развития
В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:
• педагоги должны побуждать детей обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;
• а также, побуждать детей к речевому общению между собой.
2. Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога.
Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи:
Речь педагога — четкая, ясная, полная, грамматически правильная. В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
3. Педагоги должны обеспечивать развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:
• следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
• наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
4. Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:
• педагоги обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;
• помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;
• обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);
• знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
5. Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:
• учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;
• учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
6. Педагоги развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:
• поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
• организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8. Педагоги создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:
• стимулируют детей комментировать свою речь;
• упражняют в умении планировать свою деятельность.
9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
10. Педагоги поощряют детское словотворчество.
Деловая игра для воспитателей «Речевое развитие дошкольников»
Цель
Совершенствование работы по речевому развитию дошкольников в ДОУ.
Ход
Распределение по командам.
Разминка: Нужно назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление. А заодно вспомнить, как называется литературное произведение и кто его автор.
• Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку. (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”).
• Несу золотые яйца. (Курочка Ряба из русской народной сказки).
• Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино из сказки “Золотой ключик или Приключения Буратино” А. Н. Толстого).
• Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки К. И. Чуковского).
• Отмою все! (Мойдодыр из произведения К. И. Чуковского).
• Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (“Гуси-лебеди”).
Задания:
1. Перед командами лежат вопросы. Каждая команда по очереди отвечает на вопросы.
Вопросы: 1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста. (обогащение, расширение и активизация словарного запаса; развитие связной речи; формирование навыков образования и употребления грамматических форм; формирование звуковой культуры речи; развитие образной речи)
2 Что мы понимаем под развитием речи ребёнка? (Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи).
3 Каковы задачи словарной работы? (Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей).
4 Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи? ( Работу над морфологией: изменение по родам, числам, падежам; лексикой: образование одного слова на базе другого; синтаксисом: построение простых и сложных предложений.)
5 Что такое диалог и монолог? (диалог - Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией, монолог – речь одного собеседника, обращенная к слушателям).
6 Рассказ – описание – это …. (Текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему).
7 Рассказ – повествование – это … (Рассказ, сюжет которого развёртывается во времени)
8 Какие виды речи вам известны? (Внутренняя – то, что мы произносим в мыслях, не проговаривая вслух и внешняя: диалогическая, монологическая, эгоцентрическая, письменная)
2. . Разработка рекомендаций для родителей: каждая команда получает листок и ручку. В течение двух минут члены команд общаются между собой и составляют памятку для родителей по формированию речи ребёнка. Затем составленные рекомендации зачитываются вслух, обсуждаются.
3. Замените предложения пословицей (кто быстрее).
- Учись всю жизнь (век живи, век учись) .
- Нужно беречь время (делу время, потехе – час) .
- Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье – смолоду) .
- Не болтай (держи язык за зубами) .
- Не торопись, делай всё аккуратно (поспешишь – людей насмешишь; делаю наспех – делаю на смех) .
- Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело – гуляй смело).
4. Рубрика «Говори правильно» (по одному игроку из команды)
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Королева Клара сильно карала
Карла за кражу кораллов!
Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы - вылавировали бы.
5. Ответь на вопрос ребенку.
Педагоги должны ответить на предложенные вопросы так, чтобы было доступно и понятно детям:
1 Что такое этажерка?
2 Что такое наблюдение?
3 Почему коньки так назвали?
4 Почему говорят «дело в шляпе»?
5 Почему говорят «Время истекло»?
6 Почему красный цвет так назвали?
7 Как понять выражение «лубяная избушка»?
8 Почему кровать для младенца называется «люлькой»?
6. Перечислите функции речи старшего дошкольника.
• Речь служит для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам, переживаниям.
• Речь служит важным источником знаний об окружающем мире, средством их фиксации.
• Речь — как область объективных отношений, которые познает ребенок.
• Речь — как область удовлетворения деловых, познавательных, личностных потребностей ребенка и т. д.
• Назовите задачи познавательного развития в процессе воспитания патриотических чувств.
• Развитие общих познавательных способностей: наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, делать выводы и т. д.
• Воспитание любви к Родине, развитие чувства гордости за свой народ и страну.
• Воспитание доброжелательного отношения к людям других национальностей, элементарной этики межнациональных отношений и т. д.
7. Кроссворд «Развитие речи»
1 Изложение прослушанного произведения (пересказ)
2 Обязательный прием на занятиях по обучению рассказыванию (указание)
3 Сообщение, в котором факты следуют один за одним. (повествование)
4 Связное развернутое изложение какого-либо факта. (рассказ)
5 Литературное произведение для пересказа. (сказка)
6 Тип связной речи. (диалог)
7 Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек. (образец)
8 То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)
9 Прием, используемый ребенком после рассказа для уточнения. (вопрос)
10 Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ)
11 Сообщение о фактах, существующих одновременно (описание)
12 Прием, используемый в сарших группах при пересказе литературного произведения (драматизация)
13 Сообщение о фактах, находящихся в причинно-следственной связи. (рассуждение).
Подведение итогов педсовета. Решение.
Примерное решение педсовета.
Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей :
- пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп, срок в течение учебного года)
- оформить стенды для родителей «Развитие связной речи дошкольника», ответственные педагоги групп срок март месяц).
Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы. (ответственный логопед, ст. воспитатель, посещение занятий в группах)