Лилия Мансурова
Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете на тему :
«Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ»
Педагогическое проектирование, как одна из важных сторон педагогической деятельности.
Темочки:
Ориентация современного образования на выбор стратегий поддержки личностного становления каждого ребенка ставит педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций перед необходимостью пересмотреть устоявшиеся подходы к организации образовательного процесса.
Стратегия педагогического проектирования должна основываться на целях и задачах поддержки личностного становления индивида. Изменению подлежат прежде всего методы воспитания, обучения, развития и формы организации педагогического процесса.
Проектная технология обучения.
Метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми знаний на овладение ими различными способами деятельности.
Руководство взрослым реализацией проекта позволяет совершенствовать умение дифференцированно выстраивать образовательный маршрут каждого ребенка.
Сторонники метода проектов в России В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина, Б. В. Игнатьев.
Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления.
В современной российской дошкольной педагогике этим вопросом занимаются следующие ученые Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Евдокимова Е. С. и др.
Особая педагогическая значимость проектов :
- метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
- метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самостоятельность;
- метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.
Метод проекта способствует развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствует личностному развитию воспитанников, обеспечивает качественные результаты педагогической деятельности.
В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Суть метода проектов – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта :
1. Постановка цели проекта.
2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
Проекты классифицируются :
а) по составу участников;
б) по целевой установке;
в) по тематике;
г) по срокам реализации.
Типы проектов :
1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2) ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3) информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и т. д.);
4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Технология проектной деятельности
Этап проекта
Деятельность педагога
Первый – постановка проблемы
Второй – обсуждение проблемы, принятие задач
Деятельность детей
1. Формулирует проблему (цель) (при постановке цели определяется и продукт проекта).
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
4. Помогает в решении задачи.
1. Вхождение в проблему.
5. Помогает спланировать деятельность.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Формулирует задачу (не жестко)
5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Организует деятельность
6. Распределение амплуа
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта
Третий – работа над проектом
7. Оказывает практическую помощь (по необходимости).
Четвертый – презентация
8. Направляет и контролирует осуществление проекта
7. Формирование специфических знаний, умений, навыков
9. Готовит и проводит презентацию
Пятый – постановка новой проблемы
8. Продукт деятельности готовят к презентации.
10. Создает ситуацию необходимости поиска новой информации
9. Представляют зрителям или экспертам продукт деятельности
10. Принимают новую проблему и готовятся к поиску новой информации
Этапы проекта
1) выбор темы и постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5) определение направлений поисковой и практической деятельности;
6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
7) работа над частями проекта, коррекция;
8) коллективная реализация проекта, его презентация.
Советы воспитателю, реализующему проектную технологию
1. Глубоко изучить тематику проекта.
2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
3. Заинтересовать каждого ребёнка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
4. Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребёнок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход.
9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных знаний, впечатлений.
11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая атмосферу совместного с ребёнком творчества.
«Примерная структура педагогического проекта»
Проектная разработка должна содержать следующие структурные компоненты:
• Обоснование необходимости проекта
• Цели и задачи проекта
• Участники проекта
• Описание проекта : стратегия и механизмы достижения поставленных целей
• Рабочий план реализации проекта
• Прогнозируемые результаты реализации проекта
• Оценка эффективности реализации проекта
• Оценка рисков
• Дальнейшее развитие проекта
Литература.
1) Веракса, Н. Е., Веракса А. И. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждении (Н. Е. Веракса, А. И. Веракса – М. : Мозаика-Синтез. Москва 2008.
2) Виноградова, Н. А. “Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей” /Н. А. Виноградова - М: Айрис-Пресс 2008.
3) Киселева,Л. С., Данилина, Г. А., Лагода, Т. С., Зуйкова,М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководящих и практических работников ДОУ /Авт. сост. : Л. С. Киселева, Г. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова – М, :АРКТИ 2005.
4) Образовательные порталы сети Интернет.